Поиск по тегам

Поиск по компаниям

Проблема в авторитейле: дефицит квалифицированных кадров в условиях развивающегося рынка

17 июня 2008, 17:40 | Аналитика, Подбор, HR-сервисы,

Наталья Грачева, пресс-служба Холдинга Атлант-М
17 июня 2008 г.

Надежда Боброва, директор ОУП холдинга «Атлант-М» в СЗФО:

В 2008 году холдинг «Атлант-М» планирует открытие двух крупнейших автоцентров в Северо-Западном Федеральном Округе: «Атлант-М Пулково» (официальный дилер General Motors) и «Атлант-М Север» (официальный дилер Mitsubishi). В связи с этим численность персонала холдинга «Атлант-М» в Санкт-Петербурге увеличится в 2 раза.

Для работы в новых автоцентрах компания планирует привлечь порядка 350 человек.

Ресурсы:

По нашим оценкам кадровый резерв, который мы можем создать с помощью собственных ресурсов — это порядка 13% кандидатов, от общего числа требующихся сотрудников. Из них порядка 6% составляют студенты Института Бизнес-Технологий, имеющие преимущество при поступлении на работу в новые дилерские центры и сотрудники действующих дилерских предприятий, которые не первый год работают в компании. Они обладают достаточным опытом и квалификацией, чтобы занять руководящие позиции на новых предприятиях холдинга. Эти сотрудники составляют 3% от общего количества.

4% составляют выпускники вузов. Остальные 87% приходятся на так называемых свободных кандидатов, которых нам предлагает рынок труда. И из этих 87% внешних кандидатов только 10% (!) трудоустраиваются в холдинге.

Основная проблема, с которой сталкивается работодатель — это не подготовленный персонал. Дефицитными сотрудниками являются специалисты многих направлений, в первую очередь — это сотрудники, выполняющие операционную работу:

технические специалисты (механики, мастера-приемщики), специалисты по продажам, управленческий состав.

Что касается отсутствия технических специалистов, здесь основная проблема заключается в том, что нет качественной подготовки в ВУЗах, где система обучения является глубоко теоретической, и у будущих специалистов технического профиля нет возможности обучаться этой профессии на практике.

Помимо ВУЗов таких специалистов готовят ПТУ, сказать, что уровень качества в этих учебных заведениях низкий — это ничего не сказать.

Такой специальности, как продажи, не существует вообще. То есть в сферу продаж автомобилей приходят работать люди из смежных специальностей, которых также приходится переучивать.

В результате, современная образовательная система не способствует подготовке кандидатов, удовлетворяющих всем требованиям авторитейлеров. Высшие учебные заведения не готовы адаптировать систему образования под потребности работодателя, а в свою очередь, ресурсы автомобильных компаний не готовы справиться с потоком специалистов, которых нужно обучать. В итоге, получается замкнутый круг, по которому идет работодатель.

Ольга Андреева, директор кадрового агентства «Анкор»:

Что касается несоответствия образовательной системы потребностям работодателя, то существуют 2 причины, по которым ВУЗы не готовы менять систему:

А) необходимо увеличивать бюджет

Б) ВУЗы потеряют статус ВУЗа, если будут кардинальным образом менять свои программы, подстраивая из под требования рынка и работодателя.

Каким образом кадровый дефицит влияет на деятельность предприятия и развития бизнеса?

Анатолий Ширнов, генеральный директор автоцентра «Атлант-М Балтика»:

Как генеральный директор автоцентра со стажем, я считаю проблему кадрового дефицита действительно серьезной и с каждым годом она вызывает все больше опасений, так как ни для кого не секрет, что от работы квалифицированного персонала зависит развитие бизнеса.

В первые годы работы автоцентра «Атлант-М Балтика» проблемы с квалифицированным персоналом не было, т. к. рынок находился в стадии роста, и темпы были не столь высоки.

В последние 2 года ситуация резко изменилась, число автосалонов выросло практически вдвое. В Петербурге уровень конкуренции стал гораздо выше, чем в Москве. Увеличились объемы продаж, в разы увеличились потребность в сервисном обслуживании. А персонала, все равно не хватает.

Для дилерских предприятий холдинга «Атлант-М» в Санкт-Петербурге автоцентр «Атлант-М Балтика» является «кузницей кадров». Так в 2006 году, когда открылась «Атлант-М Лахта», многие квалифицированные специалисты перешли работать в новое дилерское предприятие, и, реализовав накопленные знания и технологии, обеспечили достойный уровень его развития. С моей точки зрения, данный инструмент создания кадрового резерва будет являться одним из важнейших. Поскольку, когда наступит насыщение рынка, повысятся требования в первую очередь к сервисному обслуживанию, и в связи с этим будет важно не только обучить и вырастить персонал, но и удержать его на предприятии.

Павел Копатько, генеральный директор автоцентра «Атлант-М Лахта»:

Проблема кадрового дефицита является действительно нашей общей проблемой. Вопрос о достаточности квалифицированных специалистов для новых автоцентров занимает одно из первостепенных мест: требуются как управленцы — менеджеры высшего и среднего звена, так и грамотные технический и обслуживающий персонал.

Программы развития персонала и создания кадрового резерва, принятые в Холдинге, позволяют вырастить квалифицированный управленческий состав, но это всего лишь 3% от «пирога». А остальные 97% выполняющие так называемую операционную работу, связанную с продажей автомобилей, сервисным обслуживанием, установкой дополнительного оборудования напрямую влияют на увеличение прибыли предприятия. Вопрос подготовки таких специалистов остается наиболее острым и наиболее сложным для автодилеров. Выпускники ВУЗов, обучающиеся по техническим специальностям, зачастую не соответствуют профилю компании, и, приходя в автобизнес, они осваивают все заново. Более того, они оказываются не готовыми к стандартам обслуживания, которые диктует импортер.

Причины возникновения кадрового дефицита: демографическая проблема и несовершенство системы образования. Так ли это?

Ольга Андреева, директор кадрового агентства «Анкор»:

Классической причиной кадрового дефицита является, во-первых, демографическая проблема. Во-вторых,существует сложность миграционной политики. Кадровые ресурсы в крупных городах постепенно исчерпываются, а в свою очередь никто не готов финансировать переезд студентов из других городов и кандидатов из других городов. У ВУЗов нет на это финансов, работодателю это не рентабельно.

В третьих, образовательная система не соответствует современным требованиям рынка труда.

Как выглядит современная образовательная система, по каким специальностям готовят студентов, какие меры принимаются по совершенствованию системы образования?

Юлия Малевич, декан автомобильного факультета ИНЖЭКОН

Инженерно-экономический университет готовит студентов по 2-ум специальностям, связанным с автомобильным бизнесом:

А) Логистика и управление цепями поставок

Б) Сервис транспортных машин и оборудования

Что касается изменений в системе образования, то со следующего года вся страна перейдет на стандарты обучения 3-его поколения. То есть российская образовательная система будет полностью соответствовать западной.

Будет 2 ступени обучения:

-“бакалавриат” — 4 года

-“магистратура« — 6 лет

Выпускники бакалавриата смогут работать в большей степени операционистами, магистры — управленцами. Таким образом, это расширит возможности и увеличит количество кандидатов для рынка труда.

Что касается нашей новой специальности: в связи с потребностями рынка мы готовим студентов по новому направлению: «Сервис транспортных машин и оборудования», то здесь мы действительно сталкиваемся с очень серьезной проблемой практической подготовки, т. к. предприятия не всегда идут навстречу и не всегда дают возможность студентам пройти практику.

Сергей Евтюков, декан автодорожного-факультета СБГАСУ

На мой взгляд в связи с тем, что Санкт-Петербург становится автомобильным Детройтом, потребность в специалистах технического профиля высочайшая.

В первую очередь не хватает именно операционистов, а не управленцев.

Процент студентов, заканчивающих высшую школу по отношению к количеству поступающих абитуриентов не имеет перспектив.

Для решения этой проблемы нужно увеличивать прием на технические факультеты, выделять бОльшее количество бюджетных мест.

Но существует еще одна проблема: контрактная форма обучения по техническим специальностям не является востребованной среди студентов и их родителей, которые оплачивают образование.

В условиях такой нехватки специалистом на мой взгляд решением проблемы может быть следующее: предприятия могут платить за своих будущих специалистов, оплачивать 5 лет их обучения.

Анатолий Ширнов, генеральный директор автоцентра «Атлант-М Балтика»:

Радует тот факт, что высшие учебные заведения (ИНЖэкон) видят потребность в специалистах технического профиля и открывают соответствующие отделения.

Надеюсь, что данный шаг к воспитанию кадров окажется успешным и будет полезен и ВУЗам и автобизнесу.

Другой вопрос, что здесь очень важна практическая сторона. Как таковой базы, обучающей техническим специальностям не существует и ее нужно создавать.

Либо это будут ресурсы ВУЗов, что требует совершенно отдельных бюджетов, либо это будут совместные программы с автоцентрами.

Автоцентры, в свою очередь теоретически готовы сделать шаг навстречу. Но это шаг должен быть для нас оправданным и должен быть понятен результат. Результат в нашем случае — это желание так называемого практиканта работать. Просто взять студента на практику на 2 недели предприятию не так интересно, поскольку существует большая загруженность сервиса. А обучить такого специалиста можно только с помощью наставничества, а это значит, что нужно отрывать квалифицированных специалистов от производства.

Павел Копатько, генеральный директор автоцентра «Атлант-М Лахта»:

На мой взгляд, предложение открывать в ВУЗах собственные кафедры, а также инвестировать в обучение студентов является мерой не только не рентабельной, но и не оправданной и бесперспективной. В первом случае это временнЫе затраты на разработку программы, финансовые затраты на оплату работы преподавателей и др. Во-втором — мера по так называемой покупке студентов является абсолютно не законной.

Ни тот ни другой способ воспитания кадров ни к чему не приведет. Поскольку и в том и в другом случае — право выбора за студентом, а как известно в процессе обучения взгляды сильно меняются, человек растет, развивается, пытается себя пробовать в совершенно разных профессиональных направлениях, и пока он не поймет какая работа ему действительно нужна, он не определится с выбором окончательно и так и будет переходить с места на место. Поскольку у молодого поколения нет чувства лояльности компании после выпуска из вуза, нет чувства стойкой принадлежности. Чувство лояльности воспитывается с годами, когда уже человек осознает себя в профессии.

Какие есть пути решения проблем?

Сотрудничество с вузами и спектр проблем:

Коммерциализация системы трудоустройства со стороны ВУЗов.

Отсутствие у работодателей возможности влиять на образовательную систему т. к. ВУЗы предлагают открывать работодателям собственные кафедры, что не является рентабельным.

Учебных центров дилерских предприятий (не у всех они есть на должном уровне) недостаточно для квалифицированной подготовки).

Надежда Боброва, директор ОУП холдинга «Атлант-М» в СЗФО:

К сожалению, по ряду причин диалог между работодателем и вузами только налаживается. На это существуют как объективные причины так и субъективные. Во-первых, надо понимать, что рынок начал расти столь высокими темпами не так давно, и дилер тоже не мог одновременно и молниеносно среагировать на данную проблему. Во-вторых, не ясен конечный результат такого сотрудничества т. к. студенты — это свободные люди и имеют права выбирать ту специальность и того работодателя, который им интересен. Поэтому, как уже говорилось, для нас остается невыгодным создавать собственные кафедры, и мы пока что мы можем только представлять себя, свои программы, предлагать студентам достойные возможности роста.

Кроме того, в условиях, когда персонала не хватает, существует еще одна проблема:

ВУЗы и кадровые агентства насаждают идеологию о том, что кандидаты имеют право выбирать. Уже со студенческой скамьи они четко понимают, что они востребованы и незаменимы и что находятся в дефиците. Безусловно, студенты должны быть осведомлены об условиях рынка, но нужно, чтобы они не пытались манипулировать своим преимуществом.

В ходе обсуждения были высказаны следующие предложения:

— объединиться дилерам и создать собственный учебный центр;

— разработать форму сотрудничества дилеров с ВУЗами;

— активнее привлекать специалистов из регионов.

При републикации материала ссылка на Trainings.ru обязательна.

Trainings.ru: Если вы хотите поделиться своим мнением о решении проблем, затронутых на круглом столе, оставьте его в качестве комментария к материалу. Комментарий к статьям на Trainings.ru может оставить любой зарегистрированный пользователь.


Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar