Карта технологий в обучении по версии ТренингСпэйс
Условно технологии в обучении можно разбить на группы:
- Общие и универсальные инструменты, которые используют не только в корпоративном обучении: системы видео-конференц-связи, чат-боты, виртуальные доски, VR/AR, AI.
- Технологии, которые ориентированы на решение конкретной задачи под нужды образования: вебинарные платформы, сервисы для интерактивов, конструкторы курсов.
- Полноценные системы для выстраивания учебного процесса в одной программной среде: LMS, LXP, TMS. И форматы — микрообучение.
Список будет регулярно пополняться, потому что рынок сейчас развивается очень быстро.
А какие технологии чаще выбирает бизнес?
Бизнес считает деньги, поэтому сама по себе технология обучения ему не важна. Крупные компании смотрят на масштабные системы с инструментами и функциями под все задачи, чтобы сделать внутренние процессы максимально прозрачными. Для быстрых же решений используют монопродукты, которые подключаются к этой общей системе.
Малому бизнесу подходят «бытовые сервисы» типа Zoom и Miro, которые проще и дешевле использовать. C их помощью не получится отслеживать сотни процессов и масштабировать обучение на десятки филиалов по жесткому стандарту, но небольшим компаниям это и не нужно.
То есть выбор технологии зависит от типа бизнеса?
Конечно. Обучение, которое не нужно масштабировать и непрерывно улучшать, можно упаковывать проще как технически, так и методологически. Ему не нужны сложные системы и сервисы. А вот под большие задачи среднего и крупного бизнеса уже понадобятся комплексные системы для разных форматов обучения, с единым управлением, жесткой структурой курса и отслеживанием цифрового следа для аналитики. Это совсем другой уровень технологии.
А какая из таких комплексных систем оптимальная?
Зависит от потребностей и целей бизнеса. Сейчас корпоративное обучение переходит на смешанный формат: онлайн плюс офлайн, синхронное плюс асинхронное. Синхронное обучение — когда тренер или преподаватель находится с группой в одном месте одновременно. Асинхронное — когда обучающиеся занимаются в удобное для них время и не контактируют с преподавателем напрямую. Но не всем компаниям нужен микс форматов. Решение выбирают под конкретные задачи.
Learning Experience Platform (LXP) — платформы для самостоятельного асинхронного обучения. Их механизм во многом похож на YouTube — пользователи выбирают контент, алгоритм запоминает этот выбор и в дальнейшем предлагает релевантные варианты. Обычно контент состоит из видеоуроков, тестов, лонгридов. Образовательные треки получаются персонализированными, но это обучение без строгих дедлайнов и контроля со стороны тьютора. Аналитика верхнеуровневая: список просмотренных курсов, процент их прохождения, результаты тестов.
Learning Management Systems (LMS) — обычно используют для асинхронного обучения, но с недавних пор к системам прикручивают и вебинарные сервисы. Пользователи получают готовый набор курсов, который должны освоить до определенного времени. Чаще всего это тесты, лонгриды, видеоуроки, вебинарные лекции. Треки здесь не такие персонализированные, потому что контент определяется тьютором, зато можно назначать и контролировать обучение. Аналитика покажет процент прохождения курса и данные посещаемости вебинаров: кто пришел, сколько было участников, когда заходили-выходили.
Training Management System (TMS) — система для управления полноценным синхронным онлайн-обучением, оценкой, а также смешанным обучением в онлайне и офлайне. Можно использовать под любые цели развития и оценки сотрудников — в том числе и для онлайн-тренингов. Процессы контролируются руководителем T&D-функции, тренером, тьютором. Кроме верхнеуровневых показателей аналитика также показывает процессы изнутри: как пользователь реагирует на контент, как генерирует идеи, когда выпадает из процесса, как действует тренер.
Вы сказали «полноценным синхронным онлайн-обучением» — что это значит?
Это вовлечение на уровне очного формата. Мы знаем, что в синхронном обучении преподаватель и пользователи должны находиться на одном занятии одновременно. Однако на тех же вебинарах себя показывает только спикер, а слушатели остаются за кадром. Нельзя отследить, учатся они или смотрят фильм на соседней вкладке браузера. Поэтому технически да, вебинар — это синхронный онлайн, но по уровню вовлеченности до очного формата он все равно не дотягивает.
В полноценном синхронном онлайне участники должны не просто смотреть на спикера, а участвовать в процессе. Чтобы у каждого работала камера и микрофон, в группе непрерывно обменивались информацией, использовали разные инструменты и активности. Особенно это важно в навыковом обучении, поэтому нельзя провести качественный онлайн-тренинг в формате вебинара. Но можно сделать это на специальной платформе, где будет полный набор инструментов для вовлечения, обязательное включение видеокамер и отслеживание переходов на другие вкладки. Это и будет полноценный синхронный онлайн с вовлечением на уровне очного формата.
TMS — это что-то новое?
И да и нет. Про TMS пока знают не все, и в то же время десятки компаний уже пользуются системой не первый год. Среди наших клиентов, которые используют TMS через ТренингСпэйс — РЖД, «Магнит», НЛМК, «Ак Барс Банк», «Бургер Кинг Россия», ПСБ, Газпромбанк, «Газпром нефть», СИБУР, «Мегафон», Росгосстрах, Nestle, «Балтика», «Быстроденьги».
Какие задачи решает TMS?
В обучении и оценке — любые. Система изначально спроектирована под задачи «онлайн плюс офлайн». TMS объединяет инструменты и функции для работы в разных форматах: онлайн, офлайн, смешанный. Компаниям не нужно искать или создавать отдельное техническое решение для каждой идеи, потому что все уже спроектировано под задачи руководителя, тренера и пользователя.
Расскажите подробнее про функции TMS
Глобально — с помощью TMS можно в одном окне управлять всеми образовательными процессами компании. Создавать, собирать, хранить и обновлять данные по обучению во всех форматах в одном месте. Назначать обучение на всю программу развития и оценки компетенций. Запускать привычные тренинговые механики уже в цифровом формате: опросы, социометрию, квизы, работу в группах, мозговые штурмы, тесты, кинометафоры, аудио. Использовать встроенные системы конференц-связи, виртуальные доски, презентации и таблицы. Управлять контентом, расписанием, тренерами, пользователями.
Например, мы знаем, что для закрепления навыков нужно проводить не только тренинги, но и работу до и после них. Назначать для самостоятельного изучения лонгриды, видеокурсы и квизы в асинхронном формате. И отрабатывать навыки уже в синхронном. В TMS этот путь строится в одной системе. Мы не только управляем обучением, но и полностью видим, как идет процесс у каждого ученика, во всех форматах. И собираем эти данные воедино. Включая и работу тренера: как отвечал на вопросы, прошел ли по всем этапам и активностям, как вовлекал участников в процесс.
Какие из функций TMS особенно уникальны?
Сценарный подход. С помощью TMS компании могут создавать синхронные онлайн-программы по жесткому сценарию и масштабировать единые стандарты на десятки филиалов. Методологи собирают эталонные программы или учебные треки и отдают их в работу тренерам. Ограничения уже зашиты в платформу, отойти от сценария во время тренинга будет нельзя. Так обучение в любом месте и с любым тренером будет проходить по общему стандарту.
Отдельный пункт — то, как система собирает цифровые данные для аналитики. После запуска проекта можно отследить путь каждого участника процесса, проанализировать каждый его шаг. Затем — выдвинуть гипотезы, принять решения о том, как отработать проблемные моменты. Внедрить эти изменения и войти в новый цикл уже с улучшенным образовательным продуктом. Таким образом с помощью правильно подобранных метрик можно оценивать текущие процессы, выстраивать стратегию, прогнозировать результаты, быстро улучшать программы и делать контент эффективным для бизнеса.
Чем цифровая аналитика в TMS отличается от LMS?
Во-первых, с помощью TMS можно собирать данные еще и в офлайне. В меньшем объеме, но это реально. Во-вторых, в LMS анализируется процент прохождения курсов, уровень прогресса пользователей, количество участников вебинара, но нет детальной оценки качества вовлечения и динамики работы сотрудников и тренера. В TMS же можно собрать информацию о самом обучении изнутри. Как занимались, какие идеи предлагали, за что голосовали, на каких этапах теряли внимание, а что вызвало наибольший отклик — количество метрик может быть очень большим.
То есть TMS на уровень выше LMS?
Не совсем. У этих систем просто разные функции и цели. TMS — не конкурент LMS, а стратегический партнер и союзник. Это вопрос не соперничества, а поставленных задач бизнеса и обучения.
TMS лучше работает со стандартами навыкового обучения, где нужно тренировать не только hard skills, но и soft skills, формировать новые умения, менять поведение и установки. Здесь проще использовать вовлекающие активности, следить за динамикой, проводить фасилитации, интерактивные игры и воркшопы, тренинги.
LMS больше подходит для развития hard skills, асинхронного обучения, изучения продуктов и программ, инструктажей, онлайн-лекций и совещаний, семинаров, видеоконференций. Обе системы одинаково важны в корпоративном обучении.
А как вообще появилась TMS?
В 2017 году в OBLAKO Group пришел клиент с задачей перенести методологию очного обучения в онлайн без потери качества. Компании нужно было обучать пять тысяч сотрудников в год через мобильное приложение, но ни один существующий на тот момент сервис это делать не позволял. Заказчик хотел видеть все функции в одном окне, чтобы процессы были автоматизированы, а данные собирались для аналитики. Обучение планировалось в онлайн-формате, под руководством наставника или тренера, с возможностью работать в группах, с высокими показателями вовлеченности и быстрым масштабированием в регионы.
Мы начали искать решение, которое объединило бы ожидания сотрудников, HR и бизнес-подразделений. Вебинары сразу отмели, потому что уже работали с этим форматом и знали, что это не вариант для групповой работы и тренировки софт-скиллз. В итоге разработали нужный сервис. Тогда еще мы не подозревали, что делаем большой продукт, который автоматизирует все, что касается синхронного обучения в онлайне и офлайне. Что это превратится в совершенно новую систему управления обучения — в TMS.
Почему раньше никто не сделал подобный продукт?
Исторически сложилось мнение, что онлайн — это дешево, некачественно и неэффективно. Считалось, что обучение в онлайне не работает так же хорошо, как очные занятия. Стереотипы не давали увидеть рынок.
Второй момент — айтишники не мыслят методологиями обучения, они разрабатывают продукт. А наша работа построена на базе не только разработки, но и методологий. Это и сыграло свою роль: экспертные знания в области корпоративного обучения плюс хорошая ИТ-команда. Отличная синергия, которая позволила сделать востребованный продукт.
Легко ли перейти на TMS?
Я скажу так: принимать новое всегда сложно. Но для лучшего результата нужно переставать мыслить по-старому и пройти через изменения, иначе все так и будут топтаться на месте. Пересесть с лошади в автомобиль тоже было сложно, про телефоны говорили, что они никому не нужны, да и в тот же Zoom многим компаниям переходить было непросто. Но посмотрите, где мы сейчас. Это прогресс, который не остановить. И понимание его необходимости — важная компетенция корпоративных центров, тренеров, специалистов по обучению.
Нужно ли специально обучать тренеров, тратить дополнительные часы на освоение платформы?
Под эти задачи мы создали ТренингСпэйс Академию — тренинговое диджитал-агентство. Эксперты академии помогают компаниям адаптироваться, разрабатывают программы онлайн-тренингов, учат тренеров и методологов работать в цифровой среде.
Что ждет TMS в дальнейшем?
Прогнозируя будущее, мы обращаемся к технологиям, которые уже известны в настоящий момент. Если бы пять лет назад мне задали это вопрос, я бы ничего не сказала о TMS, ведь я даже не знала, что появится такая система. Так что не буду заглядывать далеко и поделюсь мнением, что ждет TMS и обучение в целом в ближайшем настоящем, через полгода-год.
- Будут создаваться продукты, которые формируют цифровой след не только в синхронном и асинхронном онлайне, но и в офлайн-обучении. Сейчас через эти программы проходит большое количество серых данных, которые тоже можно вытащить и проанализировать. Они помогут формировать гипотезы по развитию образовательных траекторий и подходов к обучению.
- На базе уже накопившихся данных будет активно развиваться предиктивная аналитика. Чтобы не просто накапливать данные, а предугадывать поведение пользователей и давать рекомендации тьютору: что делать с группой в моменте как менять себя и подход в синхронном обучении. Система должна давать рекомендации, что конкретно делать для повышения качества обучения.
- TMS интегрируется с уже существующими системами и платформами компаний и вузов, чтобы бесшовно соединять процессы и работать в одном окне.
- Технологии будут все больше развиваться в сторону смешанного обучения.
- В TMS будет создаваться все больше условий для тесного взаимодействия и обмена опытом участников в синхронном онлайн-обучении.
Чем больше будет качественных продуктов и чем больше специалистов будут пропагандировать не войну форматов, а их синхронизацию, тем быстрее мы выведем обучение на новый уровень. Когда начнем использовать продукты для того, для чего они предназначены: для обучения — TMS-сервисы, для встреч — Zoom, для пельменей — кастрюлю, а не сковородку.
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться