Олег Шведовский, сооснователь и генеральный директор «Неформально»; автор концепции психотехники в бизнесе рассказал о важных составляющих, влияющих на живость ума.
Однажды после очередного тренинга тренеров ко мне подошел один из участников и спросил: «Как Вам удается так легко генерировать идеи?» В том или ином виде меня регулярно спрашивают о природе креативности, гибкости мышления. Я задумался, и понял, что есть несколько важных составляющих, влияющих на живость ума. Я не буду сейчас обсуждать проблему интеллекта или осведомленности. Во-первых, потому что не считаю себя счастливым обладателем супермозгов и большого количества знаний, а во-вторых, по принципиальным соображениям. Я считаю, что именно ум, в отличие от интеллекта и знаний, обладает возможностью эффективной настройки и относительно быстрого развития при должном старании.
Итак, что же такое ум? В моем понимании, ум – это способ организации мыслительного процесса, то есть инструмент. Не даром, можно иметь острый ум, или на время отупеть. А если ум – это способ, тогда таких способов должно быть у человека множество. То есть, первое, что важно для развития общей способности организации мысли – это признать наличие множества различных умов. Ум для профессии, ум для творчества, ум для общения и т.д. Связи между этими способами – история отдельная, однако скажу, что умение применять творческий ум для профессии, и наоборот, переносить ум отношений в творчество является обязательным для повышения гибкости и пластичности мысли.
Если ум – это инструмент, тогда его необходимо настраивать. Под настройкой я подразумеваю определенную систему констант, опираясь на которые в дальнейшем будет осуществляться процесс мышления. Также как и на гитаре, где струны можно настроить классическим образом (E A D G B E) или как лютню (E A D F# B E), что влияет на звучание аккорда, также и для ума можно выделить различные формы настройки. Аналогом струн для меня в использовании ума являются определенные модели мышления, или логики. Например, Аристотелевская модель предполагает мышление с однозначными определениями «правды» и «лжи» – утверждение либо ложно, либо правдиво. И такой строй ума привычен многим, является популярным. Однако можно представить себе такой строй, как логика Джайнов, в котором существует целых семь(!) возможных ответов на вопрос, который в Аристотелевской логике решается при помощи двух вариантов «да»/«нет». Умение осознанно переключаться между этими моделями, или строями ума дает определенную свободу и гибкость.
Продолжая аналогию ума с музыкальным инструментом, можно сказать, что беглость и точность ума зависят от знания гамм, аккордов, которые можно сыграть на данном инструменте в данном строе. Такими гаммами или схемами для меня являются определенные системы вопросов, заданных в определенной последовательности применительно к предмету размышления. Так, в рамках Аристотелевской логики удобно пользоваться 4 типами причинности «Почему нечто происходит?», «Как нечто происходит?», «Что является идеальной формой происходящего?», «Зачем нечто происходит?». Задавая эти простые вопросы систематически можно создать эффективную сеть ассоциаций, в которую можно поймать новый смысл. Наличие у развивающего свой ум знаний о различных системах вопросов к действительности, что в научном мышлении называется методом, позволяет не только пользоваться каждым из них в отдельности, но и находить новые сочетания вопросов.
Еще один секрет креативности и пластичности ума – в композитном отношении к предмету размышления. Привлечение различных схем и их синтез дают многомерную свободу. Если, например, соединить типы причинности по Аристотелю со SWOT анализом, то мы получим новое нестандартный инструмент, позволяющий как генерировать новые решения, так и анализировать текущие процессы.
Наконец, ещё один важнейший элемент ума – это наглядность в сочетании с движением. Для эффективного размышления могу порекомендовать использовать всё тело, поскольку оно соучаствует в генерации смысла не меньше, а иногда и больше, чем голова. Записывать ход рассуждения, иллюстрировать его картинками, создавать и пользоваться таблицами, систематизирующими процесс обдумывания можно считать удобным способом вовлекать тело в работу. Движение мысли, выраженное в движении тела, используется мной в процессуальной психотерапевтической работе для возгонки ума клиента к поиску новых продуктивных смыслов и решений проблемных ситуаций.
Развитый ум дает не только преимущества, но и помещает практикующего в ловушку сложности. Самые простые решения ценятся превыше всего не только благодаря своей лёгкости в исполнении, но также и потому, что чаще являются лучшими. Сложные комбинации способов мышления могут носить бессистемный, эклектичный характер, что приводит к нерабочим решениям. Поэтому имеет смысл заботиться не просто о сочетании и многообразии различных схем мысли, но также и о некоторой метамодели, позволяющей удерживать разные умы в композиционном соответствии цели и составных элементов.
Олег Шведовский — сооснователь и генеральный директор «Неформально». Автор концепции психотехники в бизнесе, разработчик технологий оценки и улучшения коммуникации. Ведущий специалист в области обучения и развития персонала, больше 15-и лет опыта бизнес-тренерства и консалтинга, кандидат психологических наук, психотерапевт, преподаватель МГППУ, ФИРО и МГУ, член Совета Ассоциации понимающей психотерапии.
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться