Поиск по тегам

Поиск по компаниям

В «Евросети» не верят в мифы. Мы выучили законы природы

19 марта 2012, 16:11 | Кейсы, Управление эффективностью, HR-менеджмент,
В  Евросети  не верят в мифы  Мы выучили законы природы

Trainings.ru Редакция

Павелс Ромашинс, Директор Управления развития персонала и корпоративной культуры «Евросети»

19 марта 2012 г.

Какую основную функцию призван выполнять HR? Что определяет ценность сотрудника для компании? Что делает команду результативной? Вопросы эти, мягко говоря, не оригинальны. Ответы на них кажутся достаточно очевидными и вызывают единодушие. По крайней мере, у подавляющего большинства HR-ов.

Павелс Ромашинс, Директор Управления развития персонала и корпоративной культуры «Евросети», похоже, в данном случае к большинству не относится. Он делится своими взглядами и иллюстрирует их примерами из жизни «Евросети».

 

Миф первый:

HR призван заботиться о людях, какими бы они ни были, развивать их, мотивировать и т. д.

На мой взгляд, эта широко распространенная идея — заблуждение. HR-директора или HR-менеджера часто видят в образе мамы-курицы, которая защитит своих цыплят от генерального директора, коммерческого руководителя и других «агрессоров». Подобное поведение больше похоже на руководителя профсоюза.

Да, в очень большой степени задача HR’а — быть «за людей». А с другой — не столько за людей, сколько за персонал. Если сотрудник неэффективен, правильнее всего — что-то менять. Стратегический подход к персоналу в крупном предприятии: изменения нельзя основывать на том, насколько именно этот сотрудник нам чисто по-человечески дорог и симпатичен. Здесь работает принцип «Бизнес, ничего личного». В том смысле, что его неэффективный труд – это вред не только для Корпорации, но и для него самого, просто потому что человеку неправильно откладывать самореализацию до пенсии.

За время работы на позиции директора управления развития персонала и корпоративной культуры «Евросети» мне довелось расстаться с несколькими людьми высокого менеджерского уровня. И это при том, что по собственной инициативе из нашей Компании менеджеры любого (!) уровня уходят крайне редко. «Евросеть» ценится в качестве работодателя, в первую очередь, благодаря своей динамичности и энергии. В ритейле, которым мы являемся, новые идеи, цели, подходы и приоритеты возникают даже не ежедневно, а по нескольку раз в день. Это создаёт особую, привлекательную атмосферу. Лично я по-человечески прикипаю к людям, и мне бывает трудно с ними расставаться. Но изначально я принимаю решение, опираясь прежде всего на эффективность сотрудника и его реальные перспективы. И так же поступают все наши ТОП-менеджеры. Это грамотно, хотя и не всегда легко.

Какую главную функцию выполняет HR? Я вижу её в том, чтобы обеспечивать максимальную эффективность сотрудников, достижение ими высочайших результатов. При этом: фундаментальная задача HR’а — организовать и выстроить процессы таким образом, чтобы Компания тратила на них как можно меньше денег. Таков подход бизнеса – честный и откровенный.

Миф второй:

Самое главное в сотруднике — его компетентность и личностные характеристики.

Так принято считать. По моему убеждению, компетентность и личностные характеристики стоит рассматривать не как главные составляющие сотрудника, а как входные условия для начала общения сотрудников нашей службы подбора персонала с этим кандидатом. Гораздо более актуальны его способность и стремление стать частью Команды, в которую его приглашают. Поясню.

К сожалению, распространена ситуация, когда человек приходит в Компанию с убеждением в том, что его идеи лучше существующих там. При этом закон сохранения энергии никто не отменял. И появление такого человека с противодействием в сильной Компании влечет за собой противостояние и даже войну. Такое взаимодействие редко бывает эффективным. Споры и полемика полезны тогда, когда нацелены на нахождение наилучшего решения.

Другой вариант: если новый менеджер, придя в «Евросеть», начинает аморфно подстраиваться под компанию, он нам тоже, скорее всего, не подходит. Вернее, если и подходит, но только на сугубо исполнительской позиции.

Если он сразу активно пытается перестраивать систему под себя, нас также не устраивает такой вариант.

А вот когда приходит сильный игрок и начинает сильно играть именно в команде — это действительно круто! Неудобные люди часто оказываются нам очень полезны. Да, неудобные! К ним порой трудно найти подход, на это может уйти много сил и даже времени. Но, когда сотрудник эффективен — такая игра стоит свеч!

Например, в нашем магазине начинает работать по-настоящему классный Продавец. При этом он может опаздывать, проспав после очередной вечеринки, и являться на работу в мятой рубашке. А продаёт он или она — лучше других. Тогда наш Директор магазина будет на всякий случай держать у себя в шкафу выглаженную рубашку и по утрам звонить этому сотруднику, зная, что тот может опоздать. Идеальных людей в реальном мире, похоже, нет. К талантливому и эффективному сотруднику есть смысл подстраиваться. Если выгоднее держать рубашку наготове и заранее звонить гениальному, но опаздывающему Продавцу, а Директор магазина этого не делает, то нам пора думать о компетентности такого Директора.

Миф третий:

Важно не то, что Ты думаешь или говоришь, а то, что Ты делаешь.

Часто люди делают до умиления правильные вещи, а не просто говорят и не просто думают. Но это бывает крайне неэффективно. Когда они это делают в пику остальным, руководствуясь своим стремлением показать свою правоту и доказать неправоту других, и получить за это признание, то такое поведение сильно тормозит движение вперёд. Важно то, какие последствия Ты создаёшь тем, что Ты делаешь.

Важно исходить из того, что командные отношения не означают единства людей. По-моему, единства в живой природе не бывает. Полезно наличие конфликтов, целью которых — по крайней мере, для большинства участников процесса — является не собственный имидж, а достижения Корпорации. Я многие годы отработал в статусе фрилансера с мощными менеджерскими командами, и я ни разу не видел среди них таких, в которых взаимодействие всех ТОП-менеджеров с каждым было бы выстроено на основе душевной теплоты, заботы и персональной заинтересованности друг в друге. Вместо этой сказки я видел реально сильные и очень эффективные Команды, которые действительно гармоничны. Гармония — это баланс, равновесие. Александр Малис, Президент «Евросети» говорит, что сильная Команда — это всегда система сдержек и противовесов. Когда у одного участника Команды возникает идея и он не учитывает при этом некие ограничения или риски (а так бывает!), то другой эти ограничения показывает и даёт понять, что идея несостоятельна. И – будем реалистами! — далеко не всегда носитель идеи в экстазе благодарит критика.

Допустим, в команде есть люди, которые в первую очередь стремятся реализовать себя и работают на свой имидж. В то же время их действия полезны для Корпорации. В таком случае важно, чтобы они не создавали критическую массу, не генерировали массовую борьбу авторитетов. Если удаётся обеспечить и это условие, то — всё отлично!

Миф четвертый (вытекающий из вышесказанного):

Для того, чтобы был мощный результат, нужна настоящая Команда, в которой взаимоотношения каждого участника с каждым построены исключительно на сотрудничестве, поддержке, внимательности, чуткости, единстве, честности, приверженности, смелости и т. п.

Это — миф, поскольку конфликты и противоречия между людьми абсолютно конструктивны, если речь идет о сильной Команде, которая стремится к выдающимся результатам и этих результатов достигает.

В «Евросети» ТОП-менеджмент с определённой периодичностью выезжает за город, где мы вместе проводим какое-то время. Это НЕ отдых. Точнее — это не столько отдых, сколько стратегические сессии ТОП-менеджмента. В такие моменты очень важно отложить на пару дней любые противоречия, и конструктивно и весело провести время в компании друг друга. Важно уметь расслабляться и договариваться.

При этом: костяк любой Команды (с Большой Буквы) составляют именно такие люди — чуткие, заботливые, искренние, светлые, внимательные. И у нас это именно так. Именно поэтому у нас действительно Команда Мечты!

В качестве резюме: создавать настоящую Команду — это мастерство и искусство.

И здесь очень важно именно слово «создавать» (а не «создать»), потому что это каждодневный непрерывный труд Первого Лица Компании и каждого из ТОП-менеджеров.

Удачи и новых открытий всем, кто воплощает это!

При републикации материала ссылка на hrbazaar.ru обязательна


Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar