Поиск по тегам

Поиск по компаниям

ТОП эффективных инструментов мотивации персонала

22 декабря 2023, 12:06 | Обзор, L&D, HR-менеджмент,
ТОП эффективных инструментов мотивации персонала

Мотивация сотрудников – главный ресурс конкурентоспособности компании на рынке. Умение разбираться в том, что мотивирует сотрудника – важнейшая грань руководителя. О том, какая бывает мотивация, и об эффективных методах ее повышения узнаем вместе с Ольгой Паратновой –  основателем обучающего центра “Дом управленческого мастерства” (ДУМА) для руководителей и предпринимателей, бизнес-тренером по вопросам управления, экспертом по разработке тренинговых программ.

 

Материальная и нематериальная мотивация

Мотивация сотрудников делится на два вида: материальную и нематериальную. Принято считать, что самой эффективной является именно материальная. Но на самом деле людей, которые мотивируются только деньгами, немного. Нужно понимать, что зарплата для людей – это в первую очередь мерило профессионализма. Это не про деньги, а про признание. 

В век интенсивной конкуренции работодатели вынуждены искать наиболее эффективные методы повышения мотивации. По данным опроса от компании, специализирующейся на чат-ботах для решения бизнес-задач, Kadrobot.com, в 75% опрошенных компаний активно внедряется система мотивации. На лидирующей позиции материальная мотивация. Из нематериальных методов мотивации лидируют возможность удаленной работы, гибкий график и карьерный рост. 

Умение мотивировать людей действительно важно. Ведь все руководители хотят получать хороший результат. А результат складывается из двух вещей: из того, что человек умеет выполнять работу хорошо; и из того, что человек хочет делать это хорошо. Невозможно достигать высокого результата, не умея мотивировать сотрудников. Хорошая новость заключается в том, что существуют инструменты для работы с мотивацией. Внедрив их, ваша компания всегда будет обладать высокой конкурентоспособностью.

 

Эффективные инструменты для повышения мотивации

Начнем с материальных инструментов.

Оклад. Этот инструмент является основной формой вознаграждения за труд. Как правило, оклад должен быть конкурентоспособным, чтобы не только привлечь, но и удержать хорошего специалиста. Но также важно учесть один момент: если использовать в качестве инструмента мотивации только оклад, то сотрудник через некоторое время опустится до среднего уровня работы и мотивации. 

Бонусы и премии. Они обычно выплачиваются за выполнение определенных задач, достижение ключевых показателей эффективности или перевыполнение поставленного плана. Этот инструмент является хорошим стимулом для достижения задач и повышения производительности.

KPI. На сегодняшний день это один из самых эффективных материальных инструментов мотивации.

Для того, чтобы сотрудники всегда были замотивированы на отличный результат в работе, помимо оклада, к каждому человеку в вашей компании дополнительно должен быть применен либо KPI, либо бонусы и премии.   

Но не только денежная мотивация может зажигать людей. Бывают ситуации, когда сотрудники показывают очень хорошие результаты, получая зарплату ниже средней рыночной. В этих случаях большую роль играют нематериальные мотиваторы, которые должны быть достаточно сильны.

 

Нематериальные мотиваторы, которые могут интересовать людей

Сильная идея или миссия. Когда мы несем что-то очень важное людям. В таких компаниях иногда сознательно уровень зарплат ниже среднего по рынку. Потому что компаниям в первую очередь нужны люди с сильной идеей.  

Интересная работа. То есть сама по себе работа увлекательная, драйвовая, не монотонная, где постоянно происходят интересные события и общение с интересными людьми.

Высокое доверие сотрудникам. Уровень самостоятельности сотрудников в таких компаниях достаточно высок. Они самостоятельны в принятии решений. Человек понимает, какой объем значимых вопросов он решает и получает доверие, и он может в этом развиваться и расти.   

 

Также важно использовать следующие методы нематериальной мотивации 

Внутреннее соревнование. Здесь кроется большой ресурс мотивации для сотрудников. И сейчас это один из самых действенных инструментов. Обычно соревнование в компании реализуется только в отделе продаж. И так получается, что мотивация в отделе продаж выше, чем в других подразделениях. Но на самом деле внутреннее соревнование может и должно быть реализовано во всех отделах компании. Да, оно будет отличаться от отдела продаж, но будет работать также эффективно.

Например, вы можете запустить соревновательный момент между администраторами. Для этого вам необходимо выделить несколько ключевых показателей, по которым вы будете оценивать качество работы. И на основании полученных результатов вы можете наградить лучшего сотрудника. Таким образом вы стимулируете мотивацию сотрудников.

Дополнительное свободное время. Все больше людей понимают, что время – ценный невосполнимый ресурс. К примеру, вы можете предоставить дополнительный выходной день за выполнение поставленного плана. Это станет мощной мотивацией для сотрудников.

Свободный график. Это пункт можно также использовать в качестве бонуса за выполнение поставленной задачи. Свободный график может быть разной градации. Если вы видите, что человек активно акцентируется на работе, то это может быть совсем свободный график. Либо это может быть возможность выбора времени прихода на работу.

Но здесь важно учитывать, что свободный график дается не всем. А только за определенный уровень достижений. И не на всегда, а на определенное время. Потому что максимально мотивирует то, что дается не всем сотрудникам. И дается только на определенное время.

Информирование. Если в компании не происходит информирование о важных новостях, изменениях, планах и так далее, то это влияет на признание сотрудников. Они считывают это как обесценивание и неуважение. Поэтому важно любые новости освещать. И важно понимать, что информирование – это хороший способ поднятия мотивации.

Похвала. Это важный ресурс, особенно если использовать его правильно. Этот инструмент будет гораздо эффективнее, если вы будете:

  • Хвалить за конкретные действия, за результат, а не общими словами.
  • Чаще хвалить за средние успехи, а не за крупные. Потому что при крупном успехе сотрудник и так понимает, что он отлично поработал. А похвала за средний результат может быть не только важной, но и эффективной.
  • Хвалить в середине пути, а не в конце.

Эффективная мотивация – залог успеха компании и ее сотрудников. И чем шире круг используемых инструментов материальной и нематериальной мотивации, тем эффективнее и целеустремленные сотрудники. И тем успешнее компания.


Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar