Поиск по тегам

Поиск по компаниям

Развитие команд — целостный подход

28 сентября 2009, 13:22 | Аналитика, L&D, HR-сервисы,
Развитие команд   целостный подход

«Институт Тренинга — АРБ Про»
28 сентября 2009 г.

Эффективная командная работа является признанным критическим условием выживания организации в быстро изменяющихся условиях. Создание эффективной команды давно уже стало критической задачей для каждого менеджера. Профессионалы в области L&D призваны помочь менеджерам, предлагая ясную модель развития команды, четкий инструмент диагностики команд и соответствующие ситуации методы развития.

В Группе Компаний «Институт Тренинга — АРБ Про» в 2003 году была разработана «модель пяти факторов команды» (5-F)., которая стала основой для диагностических инструментов и развивающих методов.

Четыре ключевые составляющие команды: Цель, Состав, Лидер, Взаимодействие. Принципиальным, на наш взгляд, будет пятый фактор — Внешняя среда.

Цель профессиональной команды чаще всего лежит во внешней среде (это польза для кого-то еще), внешняя среда влияет на характеристики состава, особенности процессов и авторитет Лидера.

Первичные факторы связывают между собой вторичные — ценности, стиль, роли, компетенции, авторитет, процессы.

Чтобы уточнить приведем несколько примеров.

Компетенции — это те характеристики входящих в команду людей, которые обеспечивают достижение цели. С другой стороны, основываясь на своих знаниях предмета, компетентные профессионалы могут формулировать и корректировать цели. Стиль взаимодействия, принятый в Команде, задает Лидер. С другой стороны, Лидер использует те стили, которые приняты в Команде, иначе они могут быть неэффективны.

Сочетания развитых сторон Команды дают дополнительные эффекты:

Компетентный Состав + развитое Взаимодействие + ясная Цель = наличие Доверия

Состав с ясными ценностями + развитое Взаимодействие + стиль Лидерства = четкая Философия

Яркий Лидер + привлекательная Цель + четкое Взаимодействие = Привлекательность

Состав с ясными ценностями и высокой компетентность + авторитетный Лидер + общая Цель = Приверженность

Модель была разработана и совершенствовалась на основании проектов по развитию управленческих и функциональных команд российских компаний и подразделений транснациональных компаний, оперирующих в РФ.

Несколько проектов были реализованы в сотрудничестве с коллегами из компании TeamLab (группа Коллекция приключений). Проекты проводились в формате «out-door» и расширили веер способов формирования среды с необходимыми для развития Команды параметрами.

Мы предлагаем разобрать четыре типичных пути эволюции Команды на примерах реальных проектов. Приводимые примеры были описаны совместно с Директором TeamLab Сергеем Зверевым.

Ситуация 1. Есть Доверие. Не хватает признанного Лидера

Проблема Конфликты между членами Команды, неопределенность путей достижения целей, проблемы в принятии решений
Решение Фиксация конкретного человека на лидерской позиции, отчетливое его усиление (по вкладу и ценностям)
Пример ситуации Компания на рынке хозяйственных товаров, несколько владельцев с равными долями, разный вклад в результат, конфликты.

Решение — Индивидуальная работа с владельцами (прояснение видения и ценностей), выделение одного из них на позицию генерального (превосходство по вкладу), перераспределение долей, детализация философии генерального, усиление лидерской позиции, выстраивание взаимодействия.

Расставание с некоторыми членами Команды с выкупом их долей. Действия новой Управленческой команды стали более динамичные и результативными.

Ситуация 2. Есть Привлекательность. Не развитый или часто сменяемый Состав.

Проблема Яркий сильный лидер (маргинальный, одиозная фигура), привлекательный бизнес. В Команде развивается борьба за внимание лидера (политические процессы). Лидер не дает Команде четких ориентиров, Состав меняется. Средний и нижний персонал испытывает беспокойство.
Решение Прояснение философии лидера, оценка членов Команды на соответствие Ценностям. Разделение центров власти. Отчетливая, однозначная коммуникация нижним уровням Философии и Стратегии Компании.
Пример ситуации Производственный и торговый холдинг, яркий лидер, уникальный стиль лидерства, быстрый рост количества фабрик. Идет постоянное расширение Состава, прежний стиль лидерства не подходит, «старые топы» требуют к себе особого внимания лидера, возникают двойные стандарты.

Решение — Индивидуальная работа с лидером и его преемником, прояснение и согласование Философии, тренинг с выводом лидера в позицию наблюдателя для укрепления лидерской позиции преемника, общекорпоративные командообразующие программы с целью снижения напряженности и повышения неформального авторитета топ-менеджмента.

Ситуация 3. Есть Философия, не хватает Цели.

Проблема Сильный лидер, приверженный цели, слабые менеджеры (на фоне лидера), единоличное принятие решений. Это мешает постановке Стратегического менеджмента.
Решение Четкое формулирование и трансляция Ценностей, совместная работа по определению стратегии, развитие передачи лидерства, повышение самостоятельности каждого члена Команды
Пример ситуации Торгово-розничный бизнес, первые лица с ярким видением и амбициозными стратегическими целями, которые не сформированы, состав недостаточно компетентен.

Решение — работа с первыми лицами, направленная на прояснение философии, ряд программ для Управленческой команды на трансляцию ценностей всей Компании, на развитие лидерства и наставничества. Программы для развития командного духа и процессов делового взаимодействия.

Ситуация 4. Приверженность есть. Не хватает качественного взаимодействия.

Проблема: Цели поставлены, состав сформирован, лидер выделен, необходимо повысить эффективность совместной деятельности.
Решение: Создание ситуации, в которой члены Команды лучше узнают друг друга. Например, тренинговая сессия в экстремальном формате. Обучение команды приемам и стандартам эффективного взаимодействия.
Пример ситуации Производственная компания с торговым домом, сильный лидер, цели определены, состав набран месяц назад (региональные представители), незнакомы лично. Обмен информацией минимален.

Решение — активный тренинг в формате экстрим, направленный на создание неформальных отношений, закрепление элементов общей философии, формирование стандартов, получение опыта взаимодействия и эмоциональное закрепление успеха. В результате цель на год (захват 25% рынка) была превышена (30%).

Диагностика уровня развития команды в перечисленных случаях была сделана с помощью экспертной оценки.

На основании этих и других ситуаций был разработан диагностический инструмент, позволяющий более точно планировать программы и подбирать инструменты развития команд.

При републикации материала ссылка на hrbazaar.ru/ обязательна


Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar