Цифровизация и внедрение искусственного интеллекта в отдельные HR-процессы стали трендом последних нескольких лет. Во многом на это повлияла тенденция на дистанционный или смешанный формат работы, когда возникла необходимость регулирования трудовых отношений с удаленными сотрудниками. С другой стороны, курс на цифровизацию был задан и самим государством в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и ряда Федеральных законов и экспериментов по переходу на электронный документооборот.
Разбираемся в том, чего HR-ам ждать от нейросетей, какие есть риски и возможности, с Натальей Краснобаевой, CEO цифровой лаборатории Hopper IT.
ИИ в мире
Интересно, что в России процесс цифровизации идет даже несколько быстрее, чем в других развитых странах. В среднем по миру искусственный интеллект внедряют 22,3% компаний, а в России – 30% (глобальное исследование Microsoft «Бизнес-лидеры в эпоху ИИ»). По данным Tadviser, уже в 2020 году более 85% российских компаний использовали ИИ для оптимизации бизнес-процессов и решения рутинных задач. А опросы HeadHunter показали уверенность большой части представителей российских предприятий в том, что уже к 2050 году искусственный интеллект изменит роль кадровой службы в компаниях, а подбор персонала станет полностью задачей для роботов.
Получается, что обходить вопрос о цифровизации и внедрении ИИ в HR-процессы – значит не использовать преимущества развивающихся технологий и тормозить развитие бизнеса в целом.
Искусственный интеллект в HR: области применения
Подбор персонала
Это одна из основных и сложных задач любого HR. Здесь, пожалуй, самое большое количество рутинных задач, с которыми отлично справится ИИ. Например, поиск кандидатов в социальных сетях и профессиональных сообществах, диалог с кандидатом и оценка его потенциальной эффективности. AI может проводить первичные собеседования и дать оценку в заинтересованности кандидата, а затем переключить на HR-менеджера.
Самый большой плюс ИИ в этом направлении — возможность вести сразу огромное количество диалогов, что отлично подходит для массовых вакансий. Для этого создаются чат-боты на базе ИИ, платформы с тестами, которые отличаются беспристрастностью и могут анализировать огромное количество информации за короткий временной промежуток. Один из примеров такого применения ИИ – массовый найм в агрегаторе такси, где количество нанятых в месяц часто переваливало за 20 человек. А это около 50 собеседований и примерно по 3 часа затраченного времени HR на поиск каждого кандидата. После подключения сервиса ИИ массовые собеседования стали проводиться удаленно, по видеоинтервью. Бот находит и оценивает кандидатов, используя алгоритмы машинного обучения. Итог: втрое сократилось время, которое тратили менеджеры на звонки и письма соискателям. А кандидаты были не против проходить отбор таким образом, о чем говорили уже на втором этапе собеседования.
Анализ и прогнозирование производительности сотрудников
Здесь речь не просто об отслеживании эффективности сотрудника, но и о построении прозрачных планов для конкретного сотрудника, формировании работающей модели компетенций. ИИ также может помочь в прогнозировании: выделить возможных наиболее и наименее успешных работников, а также определить факторы, которые влияют на развитие карьеры.
Формирование зарплат
Учитывать множество факторов, от средней суммы по рынку до отдельных качеств и заслуг конкретного работника, современному HR-у больше нет необходимости. Система ИИ устанавливает закономерность в организации системы зарплат и формализует ее. Множество составляющих – оценки руководителя, сложности работы, профессиональной сертификации, пройденном повышении квалификации и др. – обрабатываются ИИ и представляются в виде понятной и четкой системы оплаты труда.
Реальный пример: компания из сферы IT регулярно сталкивалась с текучкой квалифицированных кадров. Как правило, причиной была более высокая зарплата у конкурентов. Примененные алгоритмы AI помогли выстроить руководству четкую и прозрачную систему оценки работы каждого сотрудника и начисления зарплаты, а также дополнительных стимулирующих выплат по итогам работы. Как результат, текучка сократилась на 30% в первые же полгода тестирования системы ИИ.
Анализ состояния сотрудников
HR-специалисты применяют интеллектуальные механизмы анкетирования, основанные на ИИ, для выяснениянастроения сотрудников. Подобные опросы занимают гораздо меньше времени. а значит охотнее выполняются сотрудниками и дают более эффективные результаты. Система ИИ может выполнять анализ данных из корпоративной переписки сотрудников, тоже оценивая вовлеченность.
Реальный пример: руководство крупного портала недвижимости с помощью ИИ решило изучить поведение работников в корпоративных каналах коммуникации Тревожные отклонения фиксировались, и по итогам 14% из 500 сотрудников оказались на последнем уровне выгорания. Руководством были приняты меры, что позволило сохранить ценных менеджеров, а по общей оценке внедрение AI поможет компании заработать до 100 млн рублей в год.
Оценка сотрудников
Алгоритмы ИИ помогают беспристрастно и эффективно проводить оценку сотрудников, их производительности, а также определять, что могло повлиять на работу каждого отдельного члена команды. Работа с персоналом становится более прозрачной и понятной.
Среди других областей, где ИИ уже сегодня может существенно облегчить работу HR-а, можно назвать построение карьерного пути, увольнение, организация процессов обучения. В последнем, например, ИИ анализирует потребности в обучении каждого сотрудника, создает персонализированный план обучения и даже оценивает результаты по итогам. Кроме того, нейросети способны самостоятельно создавать программы, различные интерактивные формы обучения.
Преимущества и риски
Технологии ИИ обладают рядом преимуществ перед традиционными во всех HR-процессах.
Во-первых, повышается эффективность и скорость подбора кандидатов, что особенно актуально при массовом найме. Во-вторых, значительно снижается предвзятость и субъективная оценка – как при приеме, так и при определении зарплаты, определении эффективности сотрудников. В-третьих, AI существенно помогают в аналитике персонала. Например, на основе больших данных искусственный интеллект делает выводы о динамике процессов, необходимости их оптимизации, а также об эффективности сотрудников. ИИ успешно применяется и в предиктивной аналитике (прогнозировании успешности, выгорания, увольнений). И даже больше: на основе поведенческой аналитики нейросети даже могут оценивать уровень счастья и благополучия удаленных сотрудников. И, наконец, что немаловажно для руководителей бизнеса – уменьшаются затраты на рекрутинг, на обучение и аналитику.
С другой стороны, распространение технологий ИИ сопровождается рядом опасений и вероятных рисков. Одно из них – закрепление ошибочных алгоритмов или несбалансированный набор данных, которыми оперирует ИИ. Кроме того, искусственный интеллект не способен учитывать эмоциональные и культурные составляющие, а это уже вопрос этики.
Еще одна сторона применения ИИ в HR-процессах касается вопроса защиты данных. Здесь важно учитывать все юридические аспекты и нормы конфиденциальности. Ну и пресловутый человеческий фактор до сих пор является камнем преткновения в активному внедрению систем ИИ: сотрудники зачастую сопротивляются цифровизации и роботизации процессов, потому что опасаются потерять работу и сталкиваться с ошибкой в задачах. Впрочем, этот аспект решается грамотной просветительской работой с персоналом и обучающими программами.
Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных в целях функционирования сайта. Нажимая кнопку «Согласен»,
Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться