Ранее мы уже обсуждали, как изменения в Трудовом кодексе Российской Федерации повлияли на практику наставничества, и приводили опыт в этой области одной из крупных компаний. Продолжаем разговор — на этот раз рассмотрим систему работы с наставниками на Светогорском ЦБК, где эта практика не просто встроена в процессы, а является своеобразным культурным кодом предприятия.
О том, как компания выстраивает систему наставничества, что вкладывает в обучение и мотивацию специалистов, которые занимаются этим направлением в компании, и почему без них невозможна передача лидерства, рассказывают Татьяна Филюта, руководитель отдела по обучению и развитию персонала, и Наталья Чистякова, руководитель по организации производственного обучения.
Долгая история как фундамент будущего
«Система наставничества на Светогорском ЦБК существует многие годы, еще с советских времен. Это давняя традиция и важная часть процесса передачи профессиональных знаний и навыков», — говорит Наталья Чистякова. Сегодня каждый новый сотрудник, особенно в рабочих профессиях, проходит стажировку под руководством опытных мастеров своего дела.
Наставничество здесь — не формальный процесс адаптации. Это живая и мощная система трансляции профессиональных стандартов и культуры. «Наставник — это не просто человек с опытом, а личность, способная вдохновлять, обучать и поддерживать других, это люди, которые готовы проявлять заботу и внимание, способные влюбить в профессию», — подчеркивает она.
Компания делает акцент на развитии лидерских компетенций не только среди управленцев, но и на производственных участках. Татьяна поясняет: «Сейчас требуются работники, готовые совершенствоваться и улучшать процессы, проявлять инициативу и брать на себя ответственность. Эти качества развиваются в том числе, когда работник решает выступить в роли наставника».
Наставничество встроено в систему развития компетенций: на предприятии разработаны обучающие программы для наставников, где, помимо технических аспектов, прокачиваются базовые soft skills — ответственность, открытая коммуникация, способность к сотрудничеству. Обучение проводят внутренние тренеры компании, а один из ключевых фокусов — умение учитывать особенности поколений.
Несмотря на важность наставничества, оно не входит в KPI руководителей. Однако его результативность все равно измеряется. «Мы запрашиваем обратную связь у каждого обучающегося и анализируем полученную информацию. Оценка работы наставника осуществляется и в ходе квалификационного экзамена обучающегося. Успешная сдача экзамена является заслугой в том числе и наставников, поддерживающих обучающихся на всех этапах стажировки на рабочем месте», — объясняет Наталья Чистякова.
Мотивация: не только деньги, но и признание
В 2024 году Светогорский ЦБК обновил положение о наставничестве: повысили доплаты, усилили формализацию процесса обучения. Хочется более расширенной формулировки). А в феврале 2025 года прошло первое награждение наставников — грамотами и ценными подарками. Такая символическая часть поддержки, как отмечают в компании, особенно важна: «Важно благодарить наставников за их вклад, тем самым поддерживая их стремление к передаче ценных для компании знаний и навыков».
Что изменилось с 1 марта 2025 года
«С каждым наставником подписано дополнительное соглашение к трудовому договору», — рассказывает Татьяна Филюта. При этом кардинально в процессе осуществления наставничества ничего не изменилось: «В Светогорском ЦБК наставничество всегда было оплачиваемым, поэтому в этой части нововведений не потребовалось».
Результаты? Взрастили управленцев
«Все наши руководители — от начальников смен до директоров департаментов — выросли в компании благодаря поддержке наставников на начальном этапе», — утверждает Наталья Чистякова. Наставничество здесь — реальный лифт преемственности.
С конца прошлого года внедрена система оценки наставников сотрудников. Пока данных немного, но они обнадеживающие: работники довольны качеством кураторства и считают полученные навыки достаточными для самостоятельной работы.
Впереди — менторинг и цифровизация
Сейчас в компании ведется поиск цифровых решений для учета и контроля развития наставляемых. Параллельно прорабатываются возможности запуска программ менторинга на управленческом уровне — для подготовки кадрового резерва и преемников.
Совет новичкам
Наставничество на производстве — это не про формальности. Это инвестиция в будущее бизнеса. «Важно ценить этот стратегический ресурс, так как в результате деятельности наставников, снижается не только текучесть персонала, но и уровень стресса новых работников. Благодаря своим знаниям и лидерским качествам наставники становятся проводниками изменений», — подытоживает Татьяна Филюта.
Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных в целях функционирования сайта. Нажимая кнопку «Согласен»,
Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться