«Микрообучение дает участникам возможность самостоятельно учиться в удобном режиме без ущерба для работы,» — отмечает Басараб. Его обучающие «впрыски» доступны через мобильные устройства и представляют собой 8-10-минутные аудиозаписи диалогов с экспертом по определенной теме. В дополнение к ним предлагается справочник. Разделы могут комбинироваться друг с другом, что делает весь курс сравнимым по объему с одно- или двухдневным традиционным тренингом.
Преимущества
Идея микрообучения состоит в том, чтобы оперативно предоставить возможность обучения при возникновении такой необходимости, причем в гибком и легко воспроизводимом формате.
Преимущества такого подхода:
• Мобильность и доступность
Сотрудники могут обучаться в периоды затишья в работе или по дороге в офис. «Обучение в данном случае происходит тогда, когда мне это необходимо, в противовес классической ситуации, когда отдел обучения предоставляет мне такую возможность», — поясняет Басараб.
• Гибкость и сфокусированность контента
Отдельные темы могут быть как самостоятельными законченными блоками, так и частью разделов или курсов, как, например, «Финансы для нефинансиситов», «Основы маркетинга» или «Управление эффективностью». «Допустим, курс „Финансы для нефинансистов“ состоит из 14 эпизодов. Можно пройти обучение только по теме № 7. Те шесть, которые идут до нее, или семь следующих изучать вовсе необязательно», — комментирует Басараб.
• Простота создания
Все, что нужно для записи аудиоматериала — это эксперт, наушники, соединенные с компьютером, и какая-нибудь программа, позволяющая делать MP3 записи и редактировать их. Готовый материал можно разместить на сервере, отправить сотрудникам по электронной почте или разместить на сайте.
• Экономия времени и денег
В вопросе экономии денег и времени микрообучение — выигрышная альтернатива стандартным тренингам, которые требуют непосредственного участия, отрыва от работы, а порой и командировок. Для проверки понимания можно проводить вебинары, когда участники микрообучения собираются в виртуальные группы на специальные пост-учебные сессии с инструктором.
Недостатки
У использования микрообучения есть свои недостатки. Этот подход хорошо работает для усвоения фундаментальных знаний — таких как правила безопасности труда, основы маркетинга или финансов. Там, где требуется отработка на практике и применение полученных знаний и навыков в режиме реального времени, микрообучение не достаточно эффективно.
«Если надо обучить сотрудника навыкам коучинга, то делать это в формате микрообучения — не самая лучшая идея», – поясняет Басараб. Он также призывает специалистов по обучению и развитию учитывать потребности и стиль обучения конкретного человека. Ведь один лучше реагирует на визуальную или текстовую информацию, а другому большую пользу даст прослушивание аудиозаписи.
Самый большой недостаток микрообучения, по мнению Басараба, в сложности отслеживания и оценки его эффективности — проблема, особенно актуальная для дистанционных форматов обучения. «Если вы предоставляете в распоряжение сотрудников 15 „обучающих впрысков“ и предлагаете им пройти обучение,… большинство людей не пройдут его. — констатирует Дейв Басараб. — Скорее всего, они начнут его, но так и не завершат».
Некоторые компании организуют специальные сессии, чтобы преодолеть этот недостаток микрообучения. После обучения его участники собираются вместе, чтобы обсудить материал и попрактиковаться в применении новых знаний и навыков.
Микрообучение — полезный инструмент, но он не может быть универсальным ответом на любые потребности в обучении и развитии.
«Если речь идет об обучении небольшого числа сотрудников, возможно, стоит пойти традиционным путем, — говорит Басараб. — Но если необходимо регулярно обучать многих людей, и при этом содержание обучения достаточно статично, то микрообучение успешно справиться с поставленными задачами».
Микрообучение особенно эффективно в тех случаях, когда в основе обучения — предоставление новой информации. Его использование в навыковом обучении — не самая удачная идея. Даже с учетом того, что симуляции и пост-тренинговые мероприятия позволяют в некоторой степени преодолеть ограничения микрообучения.
«Не воспринимайте микрообучение как решение любых проблем, – советует Дейв Басараб. — Скорее, это решение некоторых особо докучающих специалистам по обучению и развитию вопросов».
Перевод редакции Trainings.ru
При републикации материала ссылка на hrbazaar.ru/ обязательна
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться