Евгения Скиба, главный редактор, Trainings.ru
29 октября 2007 г.
Опыт западных корпоративных систем обучения говорит о том, что система обучения современной компании нуждается в сильном маркетинге. В России такая практика пока не сформирована. Тем не менее, в статье рассмотрены некоторые практики, реализуемые двумя российскими компаниями: Вымпелкомом и Банком ВТБ. Перечень инструментов, представленный в статье, не претендует на абсолютную полноту, а сама статья не преследует цель сравнения.
Правильных людей мотивировать не надо, у них развита самомотивация
Все, что надо — это обеспечить отсутствие де-мотивирующихфакторов.
Джим Коллинз, «От хорошего к великому».
Из презентации системы мотивации руководителей на обучение Банка ВТБ.
В 2007 году маркетинг системы обучения обсуждается «в кулуарах», на форумах, ему посвящаются блоги отечественных T&D специалистов (http://www.trainings.ru/forum/?f=7), проводятся исследования.
Маркетинг системы обучения в своем классическом понимании важен для эффективности системы обучения, на какой бы стадии развития она не находилась. В исследовании систем корпоративного обучения различных компаний, проведенном в мае 2007 года компанией Амплуа-Брокер по заказу клиента, (участвовали 25 компаний, ведущих деятельность в России), было выявлено, что маркетинг обучения входит в ближайшие планы развития многих компаний. Участники исследования либо уже активно реализуют некоторые маркетинговые стратегии, либо серьезно задумываются на тему продвижения своей системы обучения, причем как внутри компании, так и за ее пределами.
Отсюда вытекает два типа маркетинга обучения:
1. продвижение, направленное вовне, на внешний рынок труда,
2. продвижение, направленное внутрь компании, на ее сотрудников.
Освещение ситуации с обучением и развитием персонала компании зачастую остается прерогативой отдела PR. Ответственность за стратегию создания бренда привлекательного работодателя делят PR и HR подразделения. Продвижение системы обучения среди сотрудников компании целиком остается в руках T&D специалистов. В рамках данного материала мы подробнее остановимся на так называемом внутреннем маркетинге системы обучения и развития и рассмотрим практики двух компаний, которые преуспели в этой области.
Зачем нужен маркетинг обучения
Можно бесконечно улучшать контент программ, экспериментировать с методами подачи информации и отработкой навыков, можно доводить до совершенства сервис предоставляемого обучения. Но если о ваших инициативах не знает никто кроме рядом сидящих коллег, если сотрудники компании не понимают, чем именно занимается ваш T&D департамент, если они удивляются необходимости пройти тот или иной курс обучения, ссылаясь на объем текущей работы, — все ваши инициативы бессмысленны.
Маркетинг функции обучения персонала решает многие задачи. Главной его задачей было и остается, по словам Любови Гвоздилиной, начальника отдела обучения и развития персонала Банка ВТБ, позиционирование корпоративного обучения как стратегической функции организации и, как результат, вовлечение в целевое обучение ключевых категорий персонала. Вовлечение возможно через создание мотивации на обучение, самомотивации и, как говорит Джим Коллинз, через «отсутствие де-мотивирующих факторов». Так, для вовлечения в целевые программы линейных руководителей Банк ВТБ разработал карту мотиваторов (Рис 1). Промежуточными задачами становятся информирование персонала о возможностях обучения, прозрачность связи системы обучения и развития с карьерным ростом, создание имиджа T&D функции в компании, и, отчасти, общего имиджа компании как работодателя, инвестирующего в персонал.
Рис.1
В большинстве компаний, с которыми мы проводили интервью, функция маркетинга не сосредоточена в обязанностях одного сотрудника T&D департамента. Она распределена по всем специалистам департамента. «Функция маркетинга как одна из выделенных функций T&D в настоящее время только формируется, — говорит Любовь Гвоздилина. — Но „продажа“ обучения в ВТБ является одной из основных компетенций всех специалистов в области корпоративного обучения Банка. Каждый сотрудник отдела является „продавцом“ T&D внутри организации, и сейчас нам в этом активно помогают HR-кураторы подразделений».
Билайн Университет в 2005 году выделил маркетинг и PR обучения в отдельную функцию, а с 2006 года для построения внутренних коммуникаций T&D выделен отдельный специалист. «На практике такие решения сильно зависят от состава корпоративного университета. Если в обучающей команде есть человек, более склонный к активным коммуникациям — в итоге стихийно получается, что ему коллеги адресуют все вопросы по продвижению программ. А позже, когда активные внутренние коммуникации показывают свою эффективность, к этому же специалисту переходит и общая координация маркетинговых активностей корпоративного университета, — рассказывает Евгения Туйкина, менеджер по информационной поддержке Билайн Университета.
Внутренний маркетинг обучения
Организация, занимающаяся изучением корпоративных университетов, Corporate University Xchange (CUX) (http://www.corpu.com), пришла к выводу, что используемая при маркетинге обучения стратегия в первую очередь зависит от зрелости самой системы обучения. Под стратегией в данном случае понимается сочетание каналов продвижения и используемых инструментов. Кроме всего прочего, каналы коммуникации и инструменты маркетинга зависят от категорий персонала, на которых направлено обучение, т. е. от целевой аудитории. Очевидно, что если это топ-менежеры, то эффективнее окажутся одни инструменты, если же сотрудники отдела продаж — совершенно другие.
CUX отмечает, что для «молодой» системы обучения наиболее эффективна маркетинговая стратегия, подобная взрыву. «Взрыв» представляет собой многочисленные упоминания о T&D функции, корпоративном университете (КУ), возможностях обучения, новых программах через все возможные каналы коммуникации. Задействуются общекорпоративные площадки, например, корпоративное издание и корпоративный интранет портал. Например, ВТБ среди своих общекорпоративных каналов продвижения обучения называет внутренний портал Банка (Интранет) и корпоративный журнал «Энергия успеха». Также компании создают собственные площадки, находящиеся в ведомстве T&D и посвященные теме обучения и развития. Это может быть как печатное издание по обучению в компании, так и посвященный этой узкой теме интранет-портал. Обычно интранет-портал появляется вместе с переходом системы обучения на уровень корпоративного университета. Так, Билайн Университет использует интранет-сайт для продвижения обучения внутри компании, а для интерактивного взаимодействия и заявок — различные информационные системы на базе Lotus; в Банке ВТБ для этих целей существует специализированный Портал обучения и развития, созданный на базе WebTutor.
Кроме того, в качестве каналов коммуникаций могут быть задействованы встречи с руководителями и сотрудниками подразделений для информирования и внутренней «продажи» программ и форм обучения, информирование на собраниях, сопутствующая реклама в виде плакатов и постеров, информационные буклеты. В Банке ВТБ запущены программы поощрения лучших тренеров. В Билайн Университете тренеры проходят сертификацию, которую Билайн Университет организует совместно с международными тренинговыми компаниями. Такие программы направлены на укрепление имиджа отдела обучения и его сотрудников. «Любое взаимодействие с подразделениями компании может быть использовано как PR обучения, — рассказывает Любовь Гвоздилина, — например, планирование и бюджетирование, заявки на корпоративную продукцию или ИТ-поддержку учебных мероприятий». По мере «взросления» T&D функции ее специалисты действуют более избирательно, коммуницируют точечно, на узкую целевую аудиторию.
В инструментарии внутреннего маркетинга T&D функции CUX выделяет два типа инструментов: инструменты, так или иначе связанные с T&D интранет-порталом, и альтернативные инструменты.
T&D интранет-портал
Контент этого интранет-портала обычно состоит из:
заметок о личном опыте участия в программах;
интервью с сотрудниками, прошедшими обучение;
статей о методах обучения и развития (так называемый ликбез в области T&D);
новостей T&D;
анонсов новых программ;
результатов сбора обратной связи;
итогов оценки эффективности программ обучения и т. д.
Например, в Банке ВТБ после завершения программы или ее определенного этапа, если программа длительная, готовится информация для интранет-портала с отзывами участников и фотоматериалами. На рисунке 2 представлен пример отчета из филиала ВТБ в Ростове.
Рис. 2
В Билайн Университете участники управленческих программ ведут форумы по актуальным темам управления, выявляют проблемы и предлагают свои решения; после чего получают обратную связь от топ-менеджеров компании.
Кроме перечисленного, специалисты используют в работе механизмы, облегчающие навигацию по порталу, поиск нужной информации по программам обучения, предлагаемым T&D отделом, и мотивирующие сотрудников на обучение. Например, немаловажно, насколько удобен каталог программ обучения. Он может быть встроен в T&D интранет-портал компании, может существовать отдельно от него. Так, в Билайн Университете сотрудники могут получить информацию о программах обучения из двух источников: интранет-сайта корпоративного университета и корпоративной информационной системы, в которой находится каталог программ обучения, предлагаемых Билайн Университетом курсов. «В описании каждого курса подробно описаны его цели, компетенции, которые он развивает. Эта система очень информативна и популярна. Однако для того, чтобы побудить людей изучать полное описание программ, а не выбирать их просто по названию, приходится приложить дополнительные усилия», — рассказывает Евгения Туйкина.
Аналогичный успех CUX приписывает поисковой системе портала. Критериями поиска могут выступать темы, компетенции, методы обучения, а также специалисты, проводящие курс, если речь идет об очной форме обучения.
Неформальное общение сотрудников на тему обучения и профессионального развития — еще один инструмент, основанный на возможностях интранет-портала. Такие решения уже используются на Западе. Поставщиком софта для подобного интерактива является крупная компания Epic (http://www.epic.co.uk), представившая свои решения на выставке HRD 2007. Формами общения выступают блоги, wiki и т. д.
Так сложилось, что бизнес давно усмотрел ценность в собственном кинематографе. Область маркетинга системы обучения не стала исключением — на тему обучения и развития в компании снимают видеоролики и фильмы. И Билайн Университет, и Банк ВТБ монтируют фильмы об учебных программах, а также выпускают рекламные ролики программ. Как пример, Билайн выпустил первый рекламный ролик в 2003 году. Ролик рассказывал о преимуществах системы дистанционного обучения и был частью одной из первых в истории компании масштабных внутрикорпоративных PR-акций. Торжественный запуск системы eLearninf состоялся одновременно во всех (на тот момент — 43) филиалах компании.
Альтернативные инструменты маркетинга обучения
Блок так называемых «альтернативных инструментов» весьма разнообразен. Это и буклет, посвященный обучению в компании, и листовки, рассказывающие об одной программе или дистанционном курсе, и рекламные плакаты, украшающие учебные аудитории, и письма сотрудникам. На рисунке 3 изображен плакат Билайн Университета, посвященный курсам e-learning.
Рис. 3
Билайн Университет, анонсируя новый e-learning курс для менеджеров, использовал адресную почтовую рассылку информационных писем. Именные письма были разосланы целевой аудитории курса, находящейся в регионах. Большинство менеджеров получили эти письма лично от сотрудников корпоративного университета. Кроме самого письма, и региональным, и московским менеджерам дарили наушники — курс без звука потерял бы половину своего очарования.
Распространенным инструментом коммуникаций остается целевая e-mail рассылка. Индивидуальные e-mailсообщения используются при формировании групп и назначении на целевые курсы и тесты.
Неоспоримым плюсом e-mail рассылок по сравнению с почтовыми и курьерскими является отсутствие прямых затрат и точечное попадание в аудиторию. По данным CUX, e-mail рассылки не достаточно эффективны на ранних стадиях развития системы обучения в компании. Максимальный эффект от e-mail рассылок достигается при крепком бренде T&D внутри компании.
Широко распространены информационные сессии или face-to-face meetings. Этот метод принимает форму выступлений (презентаций) на рабочих совещаниях или специальных встреч с руководителями и сотрудниками подразделений и т. д. Его используют многие компании. «Очные встречи обеспечивают личную вовлеченность, позволяют задавать вопросы напрямую специалистам T&D. Они значительно укрепляют имидж всей функции обучения в компании. Мы часто пользуемся этим инструментом информирования и продвижения», — говорит Евгения Туйкина.
Вовлечение топ-менеджеров в продвижение обучения в компании иногда называют наиболее трудноосуществимым инструментом. Тем не менее, CUX отмечает, что высказывания топ-менеджеров относительно обучения в компании как во внутренней прессе или на страницах интранет-портала, так и во внешних изданиях является эффективным методом формирования бренда. Развито так называемое спонсорство Корпоративного университета или отдельных программ обучения. Ректором Корпоративного университета ВТБ является Президент-Председатель Правления Банка, а в состав Совета КУ входят топ-менеджеры Банка.
И в Банке ВТБ, и в Билайн Университете существует практика привлечения топ-менеджеров к проведению занятий, например, к чтению курса по развитию лидерства, выступлению на учебных конференциях по теме развития лидерства, к роли ведущих мастер-классов для среднего менеджмента и пр. (Рис 4). Кто как не топ-менеджмент может быть и обладателем опыта, и мотивационным спикером для сотрудников компании?
Степень вовлеченности топ-менеджеров в обучение и развитие сотрудников является показателем уровня статуса этого бизнес-процесса, и, как утверждают специалисты, является краеугольным камнем в вопросах маркетинга T&D.
Символика системы корпоративного обучения
Обучение и развитие персонала, нацеленное на собственное продвижение внутри компании, с самого начала обзаводится своим логотипом и слоганом. Их цель — сообщить сотрудникам ценностное предложение и усилить имидж функции обучения в компании. T&D интранет-портал, о котором шла речь в предыдущем разделе, может быть оформлен в собственном стиле. Каждая его страница украшена собственным логотипом и слоганом. В этом же стиле могут оформляться печатные учебные материалы, аудитории, канцелярские принадлежности и т. д. «Билайн Университет — это суб-бренд со своим фирменным стилем, разработанный той же компанией, что и бренд „Билайн“. Сейчас нам осталось оформить только интранет-сайт Билайн Университета с учетом разработанного бренда корпоративного университета, — рассказывает Евгения Туйкина. — Все учебные материалы и канцтовары для участников оформлены в стиле Билайн Университета. Также каждая проолжительная программа имеет свою символику». В ВТБ символика Корпоративного университета разработана на основе брендбука Банка и отражена на баннерах, футболках слушателей, печатной продукции, и пр.
Дело будущего
Планы на будущее связаны в первую очередь с интернет-технологиями, которые компании собираются использовать на все 100%. Персонализация контента на первый взгляд кажется гостем из будущего для внутрикорпоративных сервисов. Однако первые шаги предпринимаются уже сегодня. Речь идет о том, что, сотрудник (пользователь), попадая на главную страницу интранет-ресурса, распознаётся системой и в сразу получает ту информацию, в которой он заинтересован. Ему не приходится тратить время на поиск нужной информации в огромной информационном потоке, который день ото дня только увеличивается. Технология сама «догадывается» о том, что пользователю может быть интересно.
Это тенденция ощущается пока на кончиках пальцев. Речь, правда, идет только о России, ибо CUX рассказывает об этой технологии с 2002 года.
В Билайн Университете в настоящее время идет разработка новой версии интранет-портала, основанной на персонализации предлагаемой пользователям информации. Однако уже сейчас для каждой категории персонала прописаны сценарии, каждый из которых соответствует целям захода на портал: новичок, которого интересует общая информация о возможностях обучения в компании; специалист, который составляет для себя план развития; менеджер, который хочет решить, что рекомендовать своим сотрудникам. В соответствии со сценариями и продумана логика первой страницы: общая информация об обучении, полный перечень программ, предложение для менеджеров. Однако в планах — разработка системы, которая самостоятельно будет определять категорию сотрудника и отображать информацию (в том числе и перечень программ обучения), соответствующую его интересам, компетенциям, плану развития и т. д. В Банке ВТБ эта задача решена в рамках Программы адаптации: каждый новый сотрудник автоматически подключается к набору целевых курсов, необходимых ему для успешного прохождения испытательного срока.
Оценка маркетинговых стратегий
Банк ВТБ проводит постоянный мониторинг эффективности маркетинговых стратегий. Анализ построен на статистике прохождения программ и качестве обратной связи. Учитывается также и оценка эффективности программ обучения. Оценивает свою маркетинговую деятельность и Билайн Университет. Полученные данные используются для корректировки стратегии.
В заключение вспомню, что ценность для потребителей создает, в том числе и внешняя репутация продукта или услуги. Поэтому не стоит забывать о продвижении обучения, направленном вовне.
Автор благодарит компании ВТБ и Вымпелком за помощь в подготовке материала.
Статья опубликована в каталоге Trainings EXPO 2007.
При ре-публикации материала ссылка на hrbazaar.ruобязательна.
Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных в целях функционирования сайта. Нажимая кнопку «Согласен»,
Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться