Крепкие отношения с поставщиком услуг нельзя зафиксировать в договоре — это целое искусство, которое требует усилий и вовлечённости с обеих сторон. Зато в итоге можно получить надёжного партнёра, который будет заинтересован в росте вашего бизнеса, поддержит в сложных ситуациях и будет просто, по-человечески, заботиться.
Мы поговорили с директором по продажам и руководителем отдела аутсорсинга бухгалтерского учёта компании UCMS Group Екатериной Меньшиковой и выяснили, какие действия клиентов помогают создать крепкие и продуктивные отношения.
1. Сформулируйте свои ожидания от провайдера
Сначала определите круг задач, которые вы хотите передать на аутсорсинг, и свои ожидания от поставщика услуг. От этого будет зависеть, какого подрядчика вам нужно искать. Условно подрядчиков можно разделить на две категории — исполнителей и партнёров.
Исполнитель строго следует заданным инструкциям и выполняет конкретные, чётко обозначенные функции. Главная задача исполнителя — обеспечить качественный результат в рамках установленных сроков. Такой вариант подходит, если у вас налажены процессы, сильная внутренняя команда, но вам нужны дополнительные руки для оперативных задач. Часто исполнителей представляют аутстаффинговые, а не аутсорсинговые компании.
Партнёр берёт на себя ответственность за целые участки работы (end-to-end process), предлагает стратегии оптимизации и улучшения существующих процессов. Помимо следования процедурам и обеспечения качества, партнёр активно участвует в развитии компании, помогая адаптироваться к изменениям на рынке и предлагая решения в сложных ситуациях. Это подходит для компаний, стремящихся к долгосрочным изменениям и глубокой оптимизации бизнес-процессов.
Поняв разницу между исполнителями и партнёрами, важно правильно подойти к взаимодействию с ними. От исполнителя не стоит ждать такого же уровня сервиса и внимания к вашим потребностям, как от партнёра. И конечно, выстраивание отношений с партнёром требуют больших внимания и усилий, ведь это совместная работа над вашими проектами и идеями.
2. Активно участвуйте в процессе закупок
Построение крепких отношений начинается еще до заключения договора. Важно, чтобы в выборе поставщиков аутсорсинговых услуг участвовали не только специалисты отдела закупок, но и владельцы бизнес-процессов.
Важные моменты на этапе выбора провайдера:
Встречайтесь до заключения договора. Во время личных встреч или видеоконференций можно оценить подход к работе, коммуникативные навыки и подробнее обсудить детали проекта. Кроме того, личное общение дает провайдеру возможность подобрать идеальную команду, которая будет соответствовать вашим целям и ценностям компании.
Обращайте внимание на количество и качество вопросов, которые задаёт провайдер. Интерес к вашим процессам, IT-инфраструктуре и другим аспектам деятельности — это хороший знак. Если провайдеру уже на первой встрече «всё понятно», возможно, вы получите типовое решение, которое не закроет потребностей компании.
Не скрывайте возможные трудности. Чем больше провайдер знает о реальной ситуации на начальных этапах, тем лучше сможет адаптировать свои услуги к вашим задачам. Не забывайте, что крепкие партнёрские отношения строятся на прозрачности и доверии.
Активное участие обеих сторон в предпродажной фазе и подготовке проекта способствует успешному и эффективному старту и создаёт основу для долгосрочных и крепких отношений.
3. Не мешайте специалистам делать свою работу
Необходимо принять, что описанная провайдером процедура — это не прихоть специалистов и не формальность. Процедура помогает структурировать работу, минимизировать ошибки и обеспечить эффективное взаимодействие. Это касается не только своевременного предоставления документации, но и правил общения. Например, если для связи используется тикетная система, лучше обращаться через неё, а не звонить специалисту на личный номер. Ведь в тикетной системе все запросы и ответы записываются, и ваше пожелание не потеряется.
Ещё важный момент — вы должны обеспечить условия для эффективной работы. Например, если специалисты выявили проблемы в вашей системе управления и учёта, выделите ресурсы на их исправление. Понимаем, что иногда это требует затрат, но игнорирование таких предложений повлияет на качество работы и может привести к значительным проблемам, не зависящим от провайдера. Если сейчас нет возможности вносить глобальные изменения в процессах и системах, прямо расскажите об этом провайдеру — надёжный партнёр поможет найти решение.
4. Будьте честными
Иногда может показаться, что ваши текущие процессы не идеальны, и возникает беспокойство, что провайдер потребует их полной переработки. Однако партнёр не будет осуждать вас или подгонять под универсальный шаблон, а предложит адекватные улучшения, оставляя за вами право выбора.
Также важно на этапе обсуждения проекта не преуменьшать сложность задачи и не скрывать проблемы от провайдера. Представьте: клиент уверяет, что у него всё просто, провайдер считает стандартный пакет услуг, но в процессе обнаруживает, что работа сложнее и нужно больше специалистов. В таком случае провайдер предложит переоценить стоимость работ. Если вы откажетесь идти на компромисс, то провайдер может и продолжит работать, но в итоге будет вынужден расторгнуть договор. Ведь ни один бизнес не будет работать себе в убыток.
5. Вовремя давайте обратную связь и не бойтесь конфликтов
Если что-то вас не устраивает в процессе работы или в результатах, важно сразу об этом говорить. Например, если специалист посылает слишком объёмные и неструктурированные отчёты, которые трудно анализировать, — попросите его изменить подход. Такие, казалось бы, незначительные недовольства могут накапливаться и приводить к серьёзным разногласиям. Не забывайте, что никто не умеет читать мысли, а своевременная и конкретная обратная связь может предотвратить множество проблем.
Иногда клиенты избегают конфликтов, опасаясь испортить отношения. Однако хорошие отношения строятся на готовности обеих сторон обсуждать проблемы и искать компромиссы. Например, отношения с одним из наших крупных клиентов начинались «со скрипом» из-за перехода на новую систему учёта. Первоначально это вызвало много стресса и недовольства, но благодаря открытому обсуждению проблем и чёткой обратной связи мы быстро внесли необходимые корректировки и продолжаем работать более 10 лет.
6. Будьте партнёром
Если на первом этапе вы выбрали работать с партнёром, то важно и самому быть партнёром. Долгосрочное плодотворное сотрудничество возможно лишь при взаимной поддержке и уважении.
Дело в том, что некоторые клиенты хотят, чтобы им шли на уступки, но сами не готовы делать даже небольшой шаг навстречу. Помните, что партнёрские отношения не работают в одну сторону, нужно уметь идти на компромиссы и договариваться. И если подрядчик приходит к вам с трудностями, постарайтесь их хотя бы выслушать и по возможности пойти навстречу. Например, если у вас увеличился объём работы и один специалист не справляется, стоит выделить бюджет на увеличение часов на этот участок.
Отношения с провайдером можно сравнить с семейной жизнью. Можно заключить любые договоры, но без взаимной поддержки, компромиссов и честного общения ничего не выйдет. В бизнесе всё то же самое: процессы постоянно меняются, и важно уметь адаптироваться вместе с партнёром. Только так можно построить действительно крепкие и долгосрочные отношения, которые выдержат любые испытания.
Екатерина Меньшикова, директор по продажам и руководитель отдела аутсорсинга бухгалтерского учёта компании UCMS Group
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. В том числе с использованием сервиса Яндекс.Метрика. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, измените настройки браузера.
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться