Поиск по тегам

Поиск по компаниям

Будущее корпоративного обучения: значение совместного, перекрестного обучения и развития знаний будет расти

09 ноября 2009, 12:32 | Мнения, L&D, HR-сервисы,
Будущее корпоративного обучения  значение совместного  перекрестного обучения и развития знаний будет расти

Маргарита Фатина, T&D менеджер Royal Canin Russia
9 ноября 2009 г.

Рассуждать о том, как изменится корпоративное обучение через 10 лет — это утопия. Это то же самое, что в 90-ых года предположить появление e-learning, wiki, вебинаров и т. д. а если учитывать, что сейчас прогресс ускоряет свои темпы… Однако можно порассуждать о перспективе ближайших лет, опираясь на те тенденции, которые заметны уже сейчас.

Современный бизнес развивается с такой скорость, что успешным может быть только тот, кто успевает меняться вместе с бизнесом, тот, кто быстро осваивает новые области, использует новейшие технологии. Именно поэтому общее количество обучения без сомнения будет расти. Люди будут использовать каждую возможность для того, чтобы узнать что-то новое. Другой вопрос, что всё нарастающая скорость и развитие технологий будут требовать совершенно иного подхода к обучению, а, соответственно, должны и будут изменяться методы обучения.

Главными характеристиками эффективных методов будущего, на мой взгляд, будут:

— практичность (только то, что необходимо и применимо),

— минимальная ресурсозатратность (главным образом, по времени, т. к. именно этот ресурс становится самым дорогим),

— технологичность (использование передовых технологий),

— гибкость (максимально быстрая адаптивность и подстройка под разные задачи и разных людей).

Одним из методов, отвечающим этим параметрам, на мой взгляд, станут обучающие компьютерные онлайн-симуляции.

Сейчас их предшественниками, с одной стороны, являются, настольные и просто очные бизнес-симуляции. Они доказали свою эффективность за счёт возможности решать практичные задачи и сразу видеть последствия своих решений. Однако они способны работать лишь с ограниченным кругом задач, достаточно ресурсозатратны и не очень гибки (для их проведения необходимо собрать определенную группу в одно время в одном месте).

С другой — это многопользовательские онлайн-игры типа «БизнесМания», «Виртономика» «E-republic», которые моделируют взаимодействие разных бизнесов, позволяют неограниченно развиваться. Они относительно удобны в использовании, но их обучающие возможности сейчас несколько абстрактны.

С третьей — это компьютерные симуляции, разработанные в ряде передовых бизнес-ВУЗов. Эти игры, как правило, заточены под ту или иную задачу, тот или иной навык, но, по отзывам пользователей, очень громоздкие, перенасыщенные информацией и крайне неудобные в использовании.

На пересечении этих трёх направлений, несомненно, должен возникнуть инструмент, который объединит их сильные стороны и избавится от слабых. На мой взгляд, именно компьютерные онлайн-симуляции, созданные для обучения, позволят в быстром, удобном и практичном формате развивать стратегическое мышление, аналитические и прогностические способности, гибкость и умение принимать те или иные решения, развивать управленческие и другие навыки. Позволят в безопасных условиях пробовать и отрабатывать разные стратегии и ходы. Причём подобные симуляции могут быть как чётко заточенные под особенности и потребности конкретной компании, так и те, которые доступны любому желающему.

Кроме этого, потребность в постоянном отслеживании передовых знаний, повлечёт за собой бурное развитие профессиональных сообществ. Об их высокой эффективности говорят уже давно. Более того, во многих компаниях регулярные встречи практиков активно действуют и поддерживаются. Однако уже сейчас заметна тенденция создания виртуальных сообществ. Они становятся более востребованными, чем очные, за счёт своего удобства и экономии времени участников сообщества. Кроме того, они объединяют людей из самых разных компаний, из разных городов и стран, что даёт гораздо больше возможностей для получения и развития знаний и сбора разных точек зрения.

В настоящее время ежедневно создаётся множество виртуальных сообществ. Одни — быстро затухают, другие — вяло развиваются, третьи — активно растут. Одним словом, профессиональные сообщества в сети Интернет сейчас «находятся в поиске» наиболее оптимальной формы.

Какие-то сообщества представляют собой разделы на тех или иных сайтах, в социальных сетях, например, в livejournal.ru, другие — отдельные форумы или сайты — forumyuristov.ru (юриспруденция), третьи — информационные порталы — e-xecutive.ru (сообщество менеджеров).

Профессиональные сообщества нового поколения — это порталы, где информационное поле создаётся и регулируется самим пользователями — habrahabr.ru (IT) или rekuklet.ru (обучение и развитие). На таких порталах можно не только обменяться опытом и практиками, но и вырабатывать новые знания, искать и совместно создавать новые подходы, вместе искать и находить решение амбициозных профессиональных задач и быстро получать именно ту информацию, которая наиболее актуальна и интересна.

Безусловно, это не предел и это направление будет только развиваться и, несомненно, виртуальные сообщества будут играть всё большую роль в процессе обучения и развития.

Вообще, значение совместного, перекрестного обучения и развития знаний будет только расти, и возможности для этого создают не только профессиональные сообщества, но и всевозможные wiki, разработки типа google wave и др. И, безусловно, большинство других новых форм и методов обучения, в первую очередь, будут связаны с развитием IT-технологий.

Помимо этого, можно предположить об изменении высшего образования. Ведь современные Корпоративные Университеты со временем вполне могут стать прямыми конкурентами ВУЗов. Преимущество КУ в том, что они целенаправленно готовят специалистов под конкретную компанию, с конкретными требованиями. ВУЗы же мало того, что дают общие знания, так ещё и многие из них просто не успевают изменять свои программы с учётом результатов новых исследований, разработок и т. д. и студенты получают максимум проверенную классику. А этого в современном мире, увы, далеко не всегда достаточно. Именно поэтому, чтобы не отдать «свой хлеб», ВУЗам предстоит сделать серьёзный рывок, подвергнуться значительной модификации. В противном случае они либо просто со временем затухнут, либо полностью или частично сольются с крупными компаниями. Ведь, если внимательно присмотреться, тенденция к этому уже есть.

Приблизительно в этом направлении, я предполагаю, будет развиваться обучение в целом, если, конечно, наши замечательные ученые не изобретут способ прямого внедрения знаний в мозг или не придумают, как изначально обеспечить человеку тот или иной набор качеств, характеристик, способностей и т. д. — то, о чем фантасты грезят уже довольно давно…

При републикации материала ссылка на hrbazaar.ru/ обязательна


Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar