Поиск по тегам

Поиск по компаниям

Будущее корпоративного обучения. Тезисы М. Кукушкина на открытии Trainings EXPO`09

12 октября 2009, 12:57 | Мнения, L&D, HR-сервисы,
Будущее корпоративного обучения  Тезисы М  Кукушкина на открытии Trainings EXPO 09

Сессия «Будущее корпоративного обучения» открыла конференцию Trainings EXPO`09.

5 экспертов — Любовь ГвоздилинаЮлия УжакинаСергей Филонович, Марк Кукушкин, Евгений Доценко — провели панельную дискуссию о том, как меняется корпоративное обучение, какие изменения временные, а какие имеют устойчивый тренд и каково будущее у различных форм обучения.

Trainings.ru публикует серию материалов — экспертных тезисов о будущем корпоративного обучения, каким его видят профессионалы.

Обсуждая с одним из специалистов по форсайтным исследованиям вопрос будущего, услышал от него следующее: «Похоже, мы последнее из поколений, которым придется умереть». На что у меня появилась мысль, что пока думать над тренингом компетенции вечной жизни.

На мой взгляд, основное напряжение современности, имеющее отношение к бизнес обучению, это напряжение между корпоративным и личным.

С одной стороны, корпорации и сейчас ведут себя так же, как описано в романе Горького «Мать», где фабрика всасывала рабочих, как пылесос, по утрам, а вечером выплевывала их. Немного изменилось с тех пор. Точно так же по утрам нас всасывают, только выплевывают уже индивидуально — кого-то в 18, кого-то в 19, кого-тов 23.00.

Корпорации занимают огромное место в жизни человека. Несмотря на мечты последней трети 20 го века об исчезновении корпораций, превращении их в нечто плоское и сетевое, о ликвидации всех и всяческих иерархий, никуда они не делись и не денутся в веке 21м. Более того, именно в 20 веке корпорации выходят на сцену исторических событий, как мировые центры принятия решений. Т. е. их влияние только растет.

Корпорации обречены бороться за сотрудников, потому что их мало. Но война идет уже не за таланты, а за всего человека целиком. В этом, на мой взгляд, особенность современности. Компании будут претендовать на всего человека и бороться не только за его навыковую часть. Он нужен им целиком — ценностно, ителлектуально, эмоционально. Он нужен компаниям весь, ведь только тогда они конкурентны, только тогда у компании есть таланты и т. д.

Одно то, что количество корпоративных университетов приблизилось к количеству классических университетов в мире, говорит об этих амбициях корпораций — завладеть человеком полностью, вплоть до его всестороннего развития.

На другом полюсе — желание человека приватизировать собственную жизнь, забрать ее обратно, сделать так, чтобы прожить свою, а не чужую жизнь, строить жизнь так, как хочется ему, а не его корпорации. Это сформулировано в целом ряде слоганов, например, слоган у компании «Тренинг-Бутик» — «Люди больше, чем бизнес». У «Экопси» сдержаннее и скромнее, но тоже про это — «Люди делают бизнес». Человек не хочет отдавать себя корпорации целиком.

Поскольку напряжение не исчезает, а даже возрастает, амбиции корпораций состоят в поглощении корпоративным образованием содержания человеческого образования. Т. е. содержание корпоративного образования должно предусматривать развитие человека целостно. Главная коллизия состоит в масштабе этой целостности. Где воздвигнуть границы? Чему учить в корпорации, а чему не учить? Русскому языку учить? А логике мышления, если в школе не научили? Учить?

Получается, что образование становится сквозным. С одной стороны, это то самое образование длиною в жизнь. Маленькая фантазия. Представьте — человек приходит наниматься в корпорацию, а ему говорят: «Покажите-касвой жизненный образовательный план. Этому вас научили в университете, этому вы научились в предыдущей компании… А чему вы хотите научиться у нас? Давайте заключим с вами образовательный контракт, но для этого нам нужен от вас внятный личный образовательный план, который не сводится к ИПР (Индивидуальный План Развития — прим. Trainings.ru), разработанному в нашей компании». Мне кажется, это дело недалекого будущего, когда стратегия образования будет, в основном, ответственностью человека и частично — корпорации.

Сквозной характер образования выражается и в том что оно претендует на все организационные формы. Отсюда и смешанное образование, и образование с использованием всех доступных средств в парадигме «образование на расстоянии вытянутой руки». По моим наблюдениям, коучинг по скайпу уже превосходит по объему коучинг в живую. Люди знают — они могут воспользоваться внутренним тренингом, дистанционным курсом, могут заглянуть в мобильный телефон, где закачан контент курса. Компании создают огромное число инструментов и возможностей для обучения, а от сотрудника требуют одного — в свободное время (метро) или на работе (беседуя с опытным коллегой, посещая тренинг и т. д.) делать так, чтобы образование проникало во все его поры.

Чему будут учить корпорации? Безусловно, авторству собственной жизни. Это довольно причудливо сочетается с корпоративными рамками. Особенно ярко проявляется в коучинге, где я, как коуч, запросто могу получить запрос от подопечного, не относящийся к корпорации. Например, «сколько я стою на рынке и на что могу рассчитывать, если отсюда свинчу». Это говорит об одном — нужно решать, с одной стороны, как помочь человеку строить собственную историю, с другой, находить контакт с корпоративным миром, который помогает развивать эту историю. Искать синергию, которая возникает за счет сочетания жизненных траекторий и стремлений сотрудника и возможностей и планов компании. Учить кооперации, саморазвитию, поиску информации и т. д.

Образование должно быть нескучным. Мы конкурируем со всеми СМИ, Голливудом и прочими развлечениями в жизни человека, поэтому образование должно быть связано с игровыми форматами. Нужно использовать все пространство культуры, как пространство для поиска моделей и метафор. Искусство, музыка, спорт прочно входят в обучение. Уже давно перестало быть просто модным съездить с менеджерами в «Ла Скала» и там чему-топоучиться.

Образование становится нескучным, в том числе, когда оно становится поступающим от слова «поступок». Это когда поступок (действие) совершается не по завершении тренинга, а в тренинговом пространстве. Т. е. выбор, ответственность за поступки и сами поступки наступают уже в эти 8 часов тренинга, а не за рамками. Ю. Ужакина говорила о новой форме тренинга — дуинг (doing — делание, прим. Trainings.ru), он уже есть. Максимально приближенная модель обучения к дуингу — фильм «Игра». На тренинге мы делаем игры игровые, а нужно делать игры реальные.

Тренингуемыми и тренерующими становятся все. Если раньше корпоративное обучение оценивали по числу сотрудников прошедших обучение, то теперь должны оценивать по числу сотрудников, включенных в процесс в качестве тренеров. Управление знаниями предполагает, что каждый становится в чем-то тренером, передатчиком, транслятором своей уникальной компетенции или знаний.

Итак, мы живем с вами во время, когда корпорация индивидуализируется, окорпоративливается индивид, и вот на этом напряжении и будут возникать удивительные задачи. Как дать больше свободы в рамках? Как позволить человеку жить свою жизнь, живя в корпорации? В ответах на эти вопросы будет меняться и корпоративное обучение.

Справка

Марк Евгеньевич Кукушкин, старший партенр компании “Тренинг-Бутик”.

Педагог — по жизни.

Тренер-консультант в образовательной сфере (управление образованием, среднее и высшее образование) — с 1994 года.
Бизнес-консультант, ведущий консультационных семинаров — с 1996 года.
Тренер в некоммерческом секторе, тренер Фонда «Партнер» — с 1997 года.
Бизнес-тренер — с 1998 года.
Ведущий тренер консультант компании «БЕСТ-Тренинг» — с сентября 1998 года.
Директор по развитию компании «БЕСТ-Тренинг» — с февраля 2000 года.
Корпоративный тренер компании «Русский Алюминий» — с февраля 2002 года.
Корпоративный тренер компании — с сентября 2003 года.

В качестве бизнес-тренера провел более 800 тренингов (регулярная интенсивность — 15—20 тренинговых дней в месяц).

Сферы интересов:

Очень многое интересно. Жить. Чувствовать. Думать.
Например?
Психолого-педагогические и гуманитарные исследования.
Тренинговый рынок: новинки, тенденции развития, перспективные продукты.
Жизнь и эволюция сообществ, организаций, сетей.
Книги.
Различные издания людей.
Профессиональное и просто так общение.
Театр и кино.
Горные лыжи.

При републикации материала ссылка на hrbazaar.ru/ обязательна


Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar