74% российских компаний собирают и отслеживают статистику в Excel, а у 81% — нет норм для измерения окупаемости и эффективности HR-решений. Такие цифры показывает исследование, проведенное ИТ-компанией Proscom совместно с партнерами Ростелеком, UTEAM и Skillaz. Почему HR сегодня до сих пор воспринимается как сервисная функция, и что мешает организациям внедрять современные технологии? Разбираемся вместе с генеральным директором Proscom Антоном Мишиным.
Важно помнить, что HR — не только кадровики и рекрутмент, это полноценный бизнес-партнер в компании. И здесь важно, чтобы руководство это понимало. HR-специалист выстраивает отношения в коллективе, набирает, адаптирует, обучает, мотивирует, растит и развивает команду. И — самое главное — приносит деньги для компании.
Многие компании признают, что HR-технологии действительно позволяют повысить эффективность процессов управления персоналом. Но что препятствует их внедрению?
Недостаточные инвестиции в HR tech и низкий уровень зрелости на рынке.
Бизнес не верит, что HR способен приносить прибыль. 23% опрошенных считает цифровые решения для HR-сферы слишком дорогими, а у 16% появляются затруднения в оценке их окупаемости. Поэтому компании не инвестируют в подобные технологии. Владельцы или топ-менеджмент не поддерживают такие инициативы, воспринимая их как «баловство» и пустую трату денег.
Однако цифровизация HR-сферы требует не только технологических инноваций, но и культурных изменений в коллективе. Компании должны быть готовы обновить подходы к управлению персоналом.
И здесь низкий уровень зрелости рынка проявляется в сопротивлении нововведениямвнутри организации на уровне сотрудников. Это происходит из-за неумения пользоваться цифровыми инструментами. Люди не понимают, что можно организовать все процессы в одной экосистеме, и предпочитают работать по старинке — в Excel.
Решить это проблему можно с помощью правильно выстроенной коммуникации, объяснений и обсуждений, обучения персонала.
Отметим, что в компаниях от 10 000 сотрудников уровень цифровой зрелости в HR-сфере выше, чем у малых, средних и просто крупных организаций. Именно в них HR воспринимают как бизнес-партнера, а HRD, как правило, участвуют в принятии важных решений наряду с другими ключевыми департаментами — подобное происходит в 70% очень крупных компаний.
Нецентрализованное управление HR-сервисами и решениями.
79% респондентов пожаловались на несвязанный «зоопарк» цифровых HR-продуктов — разрозненность систем, большие объемы ручной работы и неудовлетворенность текущим состоянием автоматизации.
Компании стремятся к интеграции систем и упрощению процессов, чтобы иметь возможность отслеживать жизненный путь сотрудника и прийти к балансу между eNPS и eLTV.
eNPS — (Employee Net Promoter Score) — индекс лояльности сотрудников — метод качественной оценки удовлетворенности персонала условиями работы и готовности к изменениям.
eLTV— (Employee Lifetime Value) — пожизненная ценность сотрудника — оценка потенциального или фактического вклада сотрудника в организацию. Высокая пожизненная ценность благоприятно влияет на эффективность бизнеса.
Переход на единую систему, настройка аналитики от начала работы с кандидатом до увольнения возможны, если HR-руководитель понимает, в каком направлении развивать отдел.
Если компания не понимает, куда двигаться, она продолжает хаотично «латать дыры» и использовать все те же разрозненные решения.
HR — сервисная функция.
65% опрошенных до сих пор воспринимает HR-специалистов как администраторов, которые занимаются наймом, увольнением и оформлением документов. В такой роли им сложно доказать свою способность влиять на процессы и прибыль компании.
В то же время рекрутеры развивают бизнес с помощью инструментов мотивации и поддержки сотрудников. Они помогают создавать комфортные условия труда, обеспечивают поддержку коллективу.
При этом в очень крупных компаниях HR рассматривается как ключевой элемент, связывающий подразделения. Он охватывает все аспекты жизненного цикла сотрудников в организации, способствуя созданию привлекательного бренда для потенциальных сотрудников.
Поэтому такие компании либо разрабатывают собственные решения, либо значительно модифицируют готовые.
Отсутствие метрик для измерения окупаемости и эффективности HR-решений.
У большинства компаний — 81% — значение HR Tech инструментов никак не отслеживается или же отслеживается весьма субъективно. Учитывается мнение специалиста, который работает с решением. 2% опрошенных опирается только на интуицию: удобный инструмент — им пользуются, неудобный — ищут другой.
Если показатели измеряются, это происходит вручную. Часть данных специалисты получают из отчетов 1C или Битрикс. Остальное — например, сроки заполнения позиций, рейтинги вовлеченности — они вручную вбивают в Excel.
При этом компании признают, что такой способ сбора данных не оптимален.
Невозможность защиты бюджета на цифровизацию отдела.
В 83% компаний защита бюджета на внедрение решений обсуждается с руководством, которое, безусловно, хочет получить обоснование его эффективности.
Однако HR-специалисты не могут доказать экономическую пользу инструментов, ограничиваясь обещаниями прибыли. Вместо этого они должны рассказать о повышении вовлеченности, лояльности персонала. Важно помнить, что технологичные продукты не предназначены для прямого извлечения прибыли – эти решения нужны для цифровизации внутри компании.
Тем не менее, в 40% организаций у HR-отделов есть собственные бюджеты, которые они могут направлять на приобретение лицензий, инвестиции в ИТ-инфраструктуру и разработку. Это помогает им принимать оперативные решения и адаптироваться к изменениям на рынке HR-технологий.
У 33% финансирование цифровых инициатив HR проходит через ИТ-отдел. Именно в их бюджет и заложены статьи на лицензии и собственные разработки. Это позволяет синхронизировать цифровые потребности HR с общей ИТ-стратегией компании.
Внедрение цифровых инструментов требует не только технической компетентности, но и изменений в корпоративной культуре компании. Бизнес должен быть готов к современным тенденциям, а руководителям необходимо мотивировать сотрудников на внедрение новых технологий. Только таким образом можно получить лучшие результаты.
Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных в целях функционирования сайта. Нажимая кнопку «Согласен»,
Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться