Сегодня, в так называемых «новых экономических условиях», тема work-life balance кажется неактуальной. Обсуждая, какие программы выживут, а от каких придется отказаться, многие сходятся к мысли о том, что work-lifeпринадлежит к числу последних. Надо сказать, что и до прихода изменений на рынок тренинги этой тематики были редки. Мы решили обратиться к первоисточнику, компании Ars Vitae, которая уже в течение года развивает отдельное направление тренингов — work-life ballance. Наш собеседник — Федор Коноров, тренер, руководитель проекта.
Федор, сразу скажу, что интерес к теме вызван ее очевидной двойственностью. С одной стороны, в России work-life balance традиционно относился к «излишествам», которые могли себе позволить те, у кого есть уже все остальное. С другой стороны, логика подсказывает, что будущее личной эффективности именно в умении расставлять приоритеты в работе и личной жизни. Что же происходит на самом деле?
Федор Коноров: Начну с того, что, по моему мнению, в новых условиях программы work-life balance — это то, что нужно компании в первую очередь. Смотрите сами. Многие компании вынуждены сокращать персонал в большом объеме, так, что оставшиеся сотрудники должны выполнять не только свои прямые обязанности, но и дела ушедших коллег. Об уровне стресса говорить не приходится, но ведь и требования к этим сотрудникам растут. В кризисной ситуации корпорация борется как минимум за выживание на рынке, а как максимум — пытается выйти на новый уровень. Кто обеспечит компании конкурентное преимущество? В большинстве случаев, это персонал. Руководитель будет требовать от сотрудника выкладываться на полную мощность, искать новые ходы и нестандартные решения. Но силы одного конкретного человека не бесконечны, ему нужны питающие ресурсы. Очевидно, что неумение распределить силы и поддерживать свои источники энергии в сбалансированном состоянии приведет к быстрому выгоранию сотрудника. Можно, конечно, решать проблему за счет постоянной смены штата, но повысит ли это эффективность, и поможет ли достичь амбициозных целей в сложных условиях — это вопрос.
Хорошо, меня вы убедили. А как с заказчиками?
Федор Коноров: Как вы и предположи в начале. Действительно, в последний год к теме work-life balance интерес резко повысился. Корпоративный заказчик убедился, что работа с ценностями сотрудников и их умением распределять усилия и приоритеты действительно повышает производительность. К сожалению, события последних месяцев затронули эту тему сильнее других. Причина, думаю, действительно в том, что большинство рассматривает ее как приятное дополнение к существующим программам обучения, а не основу корпоративной философии. Но мы работаем в этом направлении. В ближайшее время выпустим этот курс в открытом формате, чтобы и частные заказчики, и корпорации могли оценить содержание на себе и в «тестовом режиме».
Федор, а почему Вы начали работу над этим направлением? И что, кстати, собой представляет курс — это тренинг в традиционном понимании или программа по работе с корпоративной культурой заказчика?
Федор Коноров: Это тренинг. Обычно — не менее чем двухдневная программа, традиционная работа с группой. Только основное внимание уделяется не выработке и автоматизации навыков, а работе с установками.
Материал, вошедший в программу, обычно распределяется по разным тренингам из серии личной эффективности: управление временем, управление стрессом, самоменеджмент. У нас в компании присутствует весь ряд программ. Исторически так сложилось, что основатели и тренеры нашей компании специализируются на психологии бизнеса, то есть все программы включают в себя мощный блок работы с установками. Но все мы понимаем, что время убыстряется, и клиент хочет в минимальную длительность программы упаковать максимум практических инструментов. Поэтому многие «психологические» блоки из программ уходили, а жаль. Вот из этих компонентов, работающих над разными аспектами личной эффективности, и стала складываться новая программа. На этой основе мы разработали комплекс упражнений и кейсов, при помощи которых участник программы сможет осознать свои непродуктивные, мешающие гармонично жить установки и определить зоны роста.
Вам приходилось создавать консультационную программу по комплексному изменению корпоративной культуры?
Федор Коноров: Пока нет. Думаю, в России практически нет компаний, которые готовы к этому. На наше счастье, времена корпоративных галер прошли, работодатели осознают ценность человеческих ресурсов и заботятся о своих сотрудниках, в том или ином виде
На персонал какого уровня ориентированы Ваши программы по work-life balance?
Федор Коноров: Как правило, это менеджеры, линейные и среднего звена. Подразумевается, что они будут нести ценности сбалансированного подхода к работе вниз, передавать их подчиненным. То есть это сотрудники, от эффективной работы которых реально зависят показатели организации, и они одновременно имеют достаточное влияние, чтобы транслировать новые ценности в компании.
А как по Вашему опыту, руководители уровня ТОП не нуждаются в таких программах?
Федор Коноров: Сложный вопрос. В Российской практике очень часто ТОП-менеджер компании — это ее создатель, или в буквальном смысле, или фигурально — то есть он создатель нынешнего образа или политики компании. Это люди, очень увлеченные своим Делом. Да, они посвящают работе большую часть жизни, находя в ней особые ресурсы, часто за счет реализации себя в других областях (семья, дом, научная деятельность, написание книг, преподавание, много чего). И по моему опыту, это почти всегда осознанный выбор. Если от ТОП-менеджера поступает запрос на изменение, то это будет, скорее, индивидуальная работа коуча, нежели тренинг.
И здесь возникает совершенно особенная ситуация. Человек отдает себе отчет, что он может выбрать реализовывать себя в разных областях, не только в работе этого конкретного бизнеса. Но при этом его бизнес неизбежно изменится, поскольку перераспределение приоритетов приведет к логичному делегированию большой части работы другим людям. Этот момент «отпускания» бизнеса” заставляет некоторых руководителей отказаться от перемен в своей жизни.
Мне кажется, это напоминает концепцию Коллинза, в его «От хорошего к великому»: какую компанию создает руководитель ту, которая переживет его и будет продолжать быть успешным брендом, или полностью зависящую от вливаний его энергии.
Федор Коноров: Да, что-то подобное. Но надо сказать, мы придерживаемся безоценочного подхода, сознательный выбор клиента всегда достоин уважения. Наша задача — дать человеку возможность осознать ограничения и перспективы его отношения к пропорции работы и «другой» жизни, решение принимает каждый для себя сам.
При републикации материала ссылка на Trainings.ru обязательна
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться