Стоимость подбора персонала увеличивается с каждым годом. В ИТ эта особенность осложняется еще и дефицитом квалифицированных кадров на рынке. По данным hh.ru на февраль 2024 года количество вакансий увеличилось на 30%, в то время как среднее количество резюме увеличилось только на 1%. Процесс адаптации – это то, с чего начинается путь сотрудника в компании, и один из инструментов формирования правильных ожиданий у новичка, а главное – его лояльности.
Как правильно использовать этот инструмент для ИТ-специалистов и какие существуют особенности именно в ИТ-сфере, рассказывает Илья Куркин, HR-менеджер департамента «Логистика» ГК «КОРУС Консалтинг».
Что такое онбординг и в чем его ценность
Онбординг или адаптация – это процесс погружения сотрудника в новую роль и задачи, структуру и корпоративную культуру компании. Процесс адаптации влияет не только на впечатления новичка о компании, но и на его последующую эффективность, автономность и, конечно, срок работы в компании. Правильно построенный онбординг покажет новому сотруднику заинтересованность компании в его развитии и заложит базу для удержания и хороших отношений. Кроме того, онбординг – это отличная возможность сформировать у новичка понимание целей, ценностей и текущих приоритетов компании.
ИТ-специалисты – это не те сотрудники, которые будут читать брошюры о компании, изучать структуру и исследовать корпоративную культуру, у них совершенно другой ритм работы. Они нуждаются в другом подходе, поэтому элементы адаптационной программы важно нацелить на разные фокусы внимания. Логичная визуализация (дашборды, различные лендинги), аудиальное сопровождение (личное общение с HR и руководителем) и тактильная (интерактивные доски, каталоги). Вариант, при котором в обучающих материалах упоминается отсутствие бюрократии, а впоследствии сотрудник сталкивается с томами должностных инструкций и регламентов, согласует действия несколько раз и т.п.. будет ошибочным. Таким образом, происходит расхождение ожиданий и реальности, не совпадение по ценностям, что приведет к негативу и разногласиям, а в худшем случае – к увольнению и плохому отзыву о работодателе. От этого может пострадать репутация компании и бренда работодателя.
Как не перегружать новичка
Почему важно разделять поток информации во время онбординга? Вы только представьте: человек только пришел в новую компанию, в незнакомый коллектив – это уже стресс. Со всех сторон идет огромный поток информации: ценности, миссия и стратегия компании, корпоративная культура, формат работы, доступы к ресурсам компании, введение в должность и многое другое. Конечно, сотрудник должен знать все это, но очень сложно изучить и проанализировать такой объем новых данных в первый же рабочий день (или даже в первую неделю). Процесс адаптации направлен на мягкое погружение сотрудника в роль. Последствия от отсутствия дозированного погружения всегда будут негативными: от непонимания зоны ответственности до конфликтов. Важно делить информацию не только на блоки, но и на периоды. В первый рабочий день лучше давать общую информацию, далее – углубляться в процессы и особенности.
Кейс
В ГК «КОРУС Консалтинг» во многих департаментах есть ответственные люди, которые курируют процесс адаптации, проводят новичка через все этапы онбординга и помогают в дальнейшем. Чаще всего роль тьютора во время всей работы сотрудника выполняет HR-специалист. Команда HR может, например, обсудить любой интересующий сотрудника вопрос, поговорить о выгорании, оценке, обратной связи, карьерном росте, softskills и т.д.
Процесс погружения в работу компании начинается с момента принятия оффера. Перед оформлением новичку присылают приветственный лендинг, где есть чек-лист первого дня и ответы на самые популярные вопросы: про офисы, корпоративную связь, дресс-код, правила общения в командах.
Первый день начинается с оформления в отделе кадров (очно или онлайн), получения всей необходимой техники и доступов к корпоративным ресурсам. На почту каждому новичку приходит welcome-письмо. В нем собраны все основные шаги по регистрации на ресурсах компании (Корпоративный портал, Корпоративный университет, программа для командировок и другое). Во вложении к письму есть WelcomeBook со всей ключевой информацией по структуре компании и сервисах, которыми может пользоваться сотрудник. Ознакомиться со всей этой информацией новичок может в удобном для себя темпе.
Следующий шаг – встреча с HR (в офисе или удаленно) и знакомство с руководителем и/или наставником для погружения в предметную область и ближайшие задачи. Роль наставника может выполнять ведущий специалист, TeamLead или руководитель направления. Новый сотрудник компании никогда не остается без сопровождения и помощи. Задача наставника – погружение в специфику работы и функционал, помощь в решении различных кейсов и участие в адаптации.
И в завершении первого дня новичка представляют в чате департамента, куда он пишет приветственное сообщение, в котором рассказывает о себе.
Первые четыре дня на странице в корпоративном портале сотруднику приходят информационные сообщения от КОРУС Buddy – виртуального помощника по онбордингу. В этих сообщениях содержится важная информация, а именно: стратегия, миссия и цели компании, обращение генерального директора к новичкам, знакомство с Корпоративным университетом. Обязательные курсы в рамках программы адаптации.
Встреча первой недели – на ней в некоторых департаментах, например, в департаменте «Логистика», происходит знакомство с HelpBook – базой знаний, расположенной в группе департамента на портале. Обсуждается структура и корпоративная культура департамента, происходит погружение в предметную область. Также на этой встрече можно обсудить, насколько успешно прошла неделя и сложности, если таковые имеются.
Встреча первого месяца – на нее, как правило, приглашают наставника или руководителя сотрудника, который дает корректирующую и/или позитивную обратную связь об эффективности работы, подсвечивает проблемные зоны и дает рекомендации по освоению каких-либо практик, технологий. Фокус внимания направляем на процессы работы.
Встреча двух месяцев – на этой встрече фокус внимания направлен на задачи: насколько ожидания от деятельности совпали с реальностью, обсуждаются возможные трудности. Как правило, на встрече двух месяцев сотрудник уже чувствует себя более комфортно, знаком с зоной ответственности, активно выполняет задачи и коммуницирует с коллегами.
BootCAMP – это общая онлайн-встреча всех новичков, которая проводится примерно раз в 2-3 месяца. Встреча, на которой генеральный директор компании общается со всеми новичками компании, рассказывает о себе, о компании, стратегии и ценностях. Отвечает на вопросы от новичков (как рабочие, так и о личном опыте). Часть встречи посвящена общению с методологом Корпоративного университета, он кратко рассказывает о возможностях обучения и комьюнити компании.
BootCAMP – крутое мероприятие, которое не просто дает ответы на вопросы, но и задает новые тренды в коллективе, объединяет новых коллег из разных городов и департаментов. Сотрудники видят таких же новичков, которые находятся в том же эмоциональном диапазоне. Большинство коллег дают позитивную обратную связь после этих встреч. За последний год средняя оценка была 4,9 из 5. А Welcome box, небольшой подарок от компании, служит приятным бонусом по окончанию таких встреч.
На финальной встрече по закрытию испытательного срока обсуждаются итоги. На нее обязательно приходит руководитель и/или наставник. Обсуждается и анализируется успешность завершения испытательного срока, руководитель дает обратную связь, сотрудник также делится своей обратной связью.
Иногда для этой встречи мы используем форму опроса коллег, которые делятся своим мнением и рекомендациями для сотрудника.
Важно! Эта программа не высечена на камне, она гибкая. Если сотрудник хочет пообщаться, мы обязательно организуем встречу. Руководители также инициируют 1:1, в рамках которых обсуждают с сотрудником текущие задачи и вопросы. Также постоянно на проекте происходит взаимодействие с наставником.
Автоматизируем процессы
Автоматизация процессов стремительно растет во всех сферах, но, конечно, это особенно важно для ИТ-сферы. Если компания позиционирует себя на рынке как современная, стремительно развивающаяся, то каково будет удивление сотрудника, если он получит распечатанные листы А4 для ознакомления с графиком работы, форматом и особенностями роли?
Также важно понимать, что автоматизированные процессы проще выстраиваются и анализируются HR-специалистом. Так, например, в ГК «КОРУС Консалтинг» есть модуль на корпоративном портале «Встречи с HR». В нем можно фиксировать договоренности, наблюдения и описывать риски, чтобы общение с сотрудником было последовательным. Также в этом инструменте есть поле «комментарий для сотрудника», текст из которого формируется в отдельную задачу. С автоматизацией всегда проще, быстрее и удобнее взаимодействовать с коллегами.
Основная часть всей информации для сотрудников собирается на корпоративном портале. Оформление и согласование отпуска, электронные заявки и запрос документов и/или справок, новостная страница, структура компании, различные базы знаний по разным тематикам, личная карточка и даже проектное резюме сотрудника – все в одном месте.
Также мы используем чат-бот в Телеграме и помощник по онбордингу КОРУС Buddy. В некоторых департаментах есть базы знаний – HelpBook, которые включают в себя основные особенности работы департамента, Корпоративного университета, полезные ссылки на адаптационные курсы и комьюнити компании.
«Программа адаптации в департаменте понравилась своей простотой и полезностью.
Было достаточно уделять полчаса в день для ознакомления с сообщениями бота и изучения прикрепленных статей и видео. Все это дает хорошее представление о жизни внутри компании, ее целях и ценностях.
И приятно, что HR-менеджер и другие коллеги всегда были готовы помочь и подсказать, где найти ответы на возникающие вопросы», – Даниил Татаринов, разработчик, недавний новичок.
Автоматизация круто работает и позволяет находить и анализировать всю необходимую информацию в динамике. Однако мы не можем исключить взаимодействие Человек-Человек. Часто на встречах 1:1 мы видим, что сотрудник не совсем понимает бизнес-процессы, растерян или чем-то разочарован. Личные касания необходимы для прояснения более реальной картины как для сотрудника, так и для работодателя. Важно не доводить такие встречи до шаблонного взаимодействия и уметь внутри диалога адаптироваться. Именно поэтому важно, чтобы HR-специалист обладал как теоретическими знаниями о психотехнологиях работы с персоналом, так и практическими инструментами. Новички, у которых никогда не было HR-Buddy на прошлых местах работы, рады тому, что они могут быть услышаны. В конечном итоге мы стремимся именно к этому – к комфорту сотрудника.
Грамотный онбординг не только повышает лояльность и эффективность новых коллег, но и дает возможность HR-специалистам управлять погружением сотрудника в новую роль и корпоративную среду. По моему опыту взаимодействия с новичками могу сказать, что большинство трудностей, возникающих на испытательном сроке, стали предсказуемыми. А то, что мы можем предсказать, чаще всего подвластно изменениям.
Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных в целях функционирования сайта. Нажимая кнопку «Согласен»,
Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться