Сегодня КСО является неотъемлемой частью концепции устойчивого развития (ESG) и часто входит в ESG-стратегии компаний. Говоря о ESG, мы говорим о единстве экологического (E), социального (S) и корпоративного (G) управления, при котором достигается максимально возможное вовлечение компании в решение соответствующих вызовов внутри компании и на территории ее присутствия.
В своих исследованиях мы увидели, что более трети опрошенных нами представителей бизнеса в качестве основного мотива формирования ESG-стратегий, политик корпоративной социальной ответственности или иной социально ориентированной деятельности в компании назвали необходимость социальной ответственности бизнеса и поиска иных смыслов, кроме извлечения прибыли.
И в зависимости от остроты внешней ситуации компании часто оказываются более гибкими и быстрыми в ответной реакции, не дожидаясь, пока отреагирует государственная машина.
Например, во время пандемии компания Mars выделила 20 миллионов долларов на борьбу с ней в мире, а еще 50 миллионов рублей она направила на помощь наиболее нуждающимся категориям населения в России, а также домашним животным и медицинским работникам. А российская игровая компания Playrix пообещала пожертвовать до 100 миллионов рублей на борьбу с пандемией в регионах, где находятся офисы компании. Компании закупали медицинское оборудование, одежду и маски, кормили и возили врачей.
И, конечно, ESG-стратегии стали важной имиджевой историей для бизнеса, ведь о глобальных процессах, таких как изменение климата, динамика бедности или статистика домашнего насилия, осведомлены и потребители. По данным агентства Edelman, 71% потребителей готовы отказаться от бренда, который работает только на себя и не заботится о пользе для общества.
— Вы привели пример, как компании в период пандемии выделяли средства для помощи медицинским работникам и гражданам. Когда мы говорим про КСО, то многие компании в первую очередь думают именно о прямом финансировании благотворительных проектов. Является ли благотворительность частью КСО? И какие еще есть формы КСО?
— На сегодняшний день прямое финансирование благотворительных проектов далеко не единственный вариант, доступный организациям.
Благотворительность — это часть КСО, но существует пирамида зрелости, в нее включены все доступные практики, они расположены по уровню своей сложности и ресурсоемкости. Первое, с чего начинает большинство организаций, — благотворительные программы, а дальше — различные партнерские программы, которые носят более системный характер (от встраивания социальных и экологических инициатив в цепочку продаж до предоставления технологий бизнеса социальным инноваторам). Самыми комплексными являются подходы, основанные на интеграции процессов управления и измерениях импакта, и импакт-инвестиции как частный случай последних.
С ростом разнообразия возможностей для КСО увеличилось и количество компаний, внедривших эту практику в свою корпоративную культуру. Например, несколько лет назад только 10−15% российских компаний принимали участие в программах КСО, слабо отличая их от благотворительности. А по данным исследования 2021 года «ESG-вопросы в практике российских публичных компаний», проведенного Российским институтом директоров, доля компаний, принимающих участие в КСО-проектах, увеличилась в разы:
- 98% коммерческих организаций в стране практикуют программы КСО в отношении собственных сотрудников и членов их семей,
- 75% на комплексной основе занимаются благотворительностью,
- 70% практикуют корпоративное волонтерство,
- более 50% реализуют комплексные программы развития в регионах присутствия.
Корпоративное волонтерство занимает второе место в топ-5 основных направлений программ КСО — это следующий шаг после прямого финансирования благотворительных проектов компаниями. Он уже сложнее, потому что требует вовлечения сотрудников в социальные и экологические проекты компании. Кто-то из сотрудников занимается прямым волонтерством, а кто-то оказывает услуги pro bono. Наше исследование показывает, что развитие практик корпоративного волонтерства является необходимой ступенью для повышения осознанности сотрудников в компании, без поддержки и вовлеченности которых невозможна успешная реализация какой бы то ни было стратегии в целом, а стратегии ESG особенно, так как благополучие сотрудников является ее частью. Мы увидели формулировку: корпоративное волонтерство — своеобразный тимбилдинг здорового человека.
— А чем отличается корпоративное волонтерство от pro bono?
— Pro bono поддержка — это инвестиции качественных (квалифицированных) человеко-часов в поддержку внешних (по отношению к компании), но в рамках ее КСО, социальных и экологических инициатив. Ее особенность в том, что она оплачивается компанией, поскольку сотрудник занимается ею в свое рабочее время — например, пару часов в неделю. На первый взгляд кажется, что компаниям невыгодно оплачивать время, в течение которого сотрудник не занимается выполнением своих рабочих обязанностей, но на самом деле это не так. Согласно опросу Deloitte Impact Survey Report, 82% работодателей считают, что корпоративное волонтерство и работа pro bono помогают найти единомышленников при подборе сотрудников, а 90% отмечают, что взаимодействие сотрудников с НКО повышает лидерские навыки работников.
Корпоративное волонтерство — это организованное по инициативе руководителей или сотрудников при поддержке руководителей участие сотрудников в свободное от работы время в решении социальных или экологических вызовов.
Волонтерство может быть разным: от выгула собак из приютов до благоустройства парков. В отличие от него, в pro bono сотрудник оказывает добровольную помощь в рамках профессиональной деятельности. Оно также оплачивается работодателем, поскольку осуществляется в рабочее время, при этом исполняемые в рамках pro bono обязанности не отличаются от рабочих задач. Например, профессиональный психолог может оказывать помощь жертвам домашнего насилия, а ветеринар — лечить животных в приютах.
Эта практика берет свое начало в конце XIX века в США, где частные юридические компании начали бесплатно консультировать малоимущее население.
Если говорить о направлениях корпоративного волонтерства и pro bono, то, по данным исследования ВЦИОМ, проведенного в ноябре 2020 года, на 1-м месте — помощь взрослым и детям (сиротам, инвалидам), на 2-м — уборка мусора, посадка деревьев и другие корпоративные активности на природе, на 3-м — образовательная деятельность.
— А какие бизнес-задачи компания может решить с помощью этих практик и развития КСО?
— Кроме развития территории, повышения качества жизни на территории присутствия и вклада в решение экологических проблем, компании также получают собственную нематериальную выгоду:
Усиление собственного HR-бренда
Острый дефицит кадров остается ключевой проблемой российского бизнеса. При этом для специалистов, особенно молодого поколения, корпоративная социальная ответственность работодателя становится все важнее. Миллениалы предпочитают организации, которые способствуют решению социальных и экологических проблем, и это требование уже расширилось на зумеров — представителей следующего поколения. Сегодняшние молодые люди не меньше озабочены ESG-повесткой, и, кроме видимых результатов деятельности компаний, им важно иметь возможность самостоятельно участвовать в процессах и практиках, которые помогают сделать жизнь лучше. Причастность — важная эмоциональная составляющая для молодого поколения.
Повышение лояльности потребителей
Сегодня, когда общество начинает ощущать последствия массового производства и пресыщения рынка товарами, большинство из которых бывают однообразными, КСО помогает брендам найти своих потребителей. Среди покупателей также находится множество людей, обеспокоенных ESG-повесткой, поэтому для них совершение покупки у определенного бренда будет не просто потреблением, а актом поддержки просоциальной деятельности компании. Это подтверждает исследование американской консалтинговой компании Edelman: 81% будут доверять бренду, только если он действует в интересах общества, а 37% респондентов подтвердили, что первый раз приобрели товар или услугу бренда, который проявил эмпатию или социальную ответственность.
Повышение бизнес-показателей
15-летнее лонгитюдное исследование публичных компаний от McKinsey Global Institute показало, что бизнес с долгосрочными ESG-ориентирами опережает коллег по прибыли, доходам и объемам инвестиций. По данным информационно-аналитической компании Morningstar, фонды, которые вкладывают деньги в акции компаний с высоким показателем ESG, приносят в среднем более высокую доходность по сравнению с их традиционными аналогами. А доходность акций компании, которые, по мнению общественности, имеют высокую социальную ответственность, выше, чем у конкурентов. Наблюдения показывают, что компании, целостно ответственно подходящие к своей деятельности и озабоченные в хорошем смысле своим импактом, стабильнее проходят кризисы и турбулентность.
— Вы могли бы привести несколько примеров того, как осуществляется КСО в российских компаниях?
— Конечно, мы как раз в июле презентовали карту Лидеров лучших практик взаимодействия социальных и экологических проектов и бизнеса, которая демонстрирует тенденции в области сотрудничества бизнеса и социальных проектов и то, какие практики используют компании. Если говорить про pro bono, здесь в качестве примера можно привести проект акселератора для социальных предпринимателей, который сделан совместно ресурсами Росбанка и Impact Hub Moscow, где сотрудники Росбанка были и менторами, и тьюторами в программе для студентов. Корпоративное волонтерство и прямое финансирование благотворительных проектов все еще являются одними из наиболее популярных КСО-решений для российского бизнеса, но некоторые компании начинают встраивать некоммерческие проекты в собственные бизнес-структуры: например, приобретают товары и услуги у социальных предпринимателей, делятся своим ноу-хау с НКО.
В качестве хорошего примера корпоративного волонтерства, реализуемого на территории РФ, можно привести проект 2020 года от компании Сбер. Компании, входящие в эту экосистему, запустили автоматизированную справочную службу по приему заявок на волонтерскую помощь для пожилых и маломобильных граждан, а также по информированию населения о COVID-19. Программа работает с использованием технологии искусственного интеллекта, и благодаря ее внедрению снизилась нагрузка на операторов call-центров, а пользователи продолжали получать помощь.
— И все же КСО — это некоммерческая история. И если эта практика вписывается в общемировые тенденции, то в России с сегодняшней экономической ситуацией она может быть неуместна. Или у компаний есть причина продолжать эти проекты несмотря ни на что?
— Причина продолжать ESG-политику есть всегда: эта практика напрямую влияет на образ нашего с вами будущего. Но если мы будем говорить о более приземленных вещах, таких как выгода для какой-то конкретной компании, то и тут найдется причина не останавливаться.
КСО-практики помогают командам избежать выгорания и укрепить эмоциональные связи в период затянувшегося кризиса. Согласно обширным исследованиям, проведенным в период пандемии, преобладающее число сотрудников считают важным делать социально значимые преобразования. Также это положительно сказывается на ментальном здоровье сотрудников, прибавляя дополнительную ценность к их работе.
Пандемия уже доказала, что люди — это главный актив бизнеса. Вследствие этого руководителям компании нужно выстраивать работу так, чтобы человек мог найти свое призвание в компании, не боялся перемен и видел смысл в своей дальнейшей работе в организации. Корпоративная культура, в которой каждый ощущает свою причастность к чему-то большему и может принять участие в решении глобальных проблем, — это одна из основ крепкой команды. Важно, чтобы подход к вовлеченности сотрудников не только мотивировал человека работать, но и вдохновлял делать это по собственному желанию.
— Как, по вашему мнению, будет развиваться КСО в ближайшем будущем?
— Уже сейчас можно заметить тренд на появление социальных инициатив «снизу» — от сотрудников. Появляются практики, которые позволяют работникам не только самим выбирать, в каком направлении ESG реализовывать себя, но и составлять собственные предложения. Более того, сейчас в компаниях технологического сектора (например, Вымпелком, МТС) появились инновационные инкубаторы. Благодаря им сегодня регистрируется рост инноваций, направленных на решение социальных и экологических задач, и компании напрямую связывают этот рост с вовлечением сотрудников в программы КСО компании. Следует ожидать, что этот тренд укрепится в будущем. Он благотворно влияет как на глубину проникновения КСО, так и на корпоративную культуру.
Практики КСО важны как для окружающего мира, так и для самих сотрудников, и в долгосрочной перспективе становятся драйвером, поддерживающим самих сотрудников. По данным исследования КСО-практик 2021 года, оказание положительного влияния на общество является главным мотиватором как с точки зрения волонтеров (83%), так и с точки зрения организации (88%). Также корпоративная социальная ответственность задает тенденцию на создание целого направления в области предпринимательства, когда благотворительные инициативы становятся полноценными элементами бизнес-моделей. Например, один из представителей нашей карты БиС платформа BuySocial — это агрегатор товаров от социальных предприятий, которые бизнес может приобретать в качестве корпоративных подарков. Всего на карте представлено более 150 подобных проектов.
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться