Поиск по тегам

Поиск по компаниям

Несколько слов о взаимном коучинге

08 сентября 2008, 14:30 | Мнения, L&D, HR-сервисы,

Мария Долгачева, руководитель брокерских проектов, «Амплуа-Брокер»
8 сентября 2008 г.

Обучение своими силами, без привлечения сторонних специалистов, да что там — вообще без привлечения специалистов — это ли не мечта любого руководителя T&D? Основным ресурсом в этом случае становятся сами сотрудники, которые обучают, развивают и консультируют друг друга.

Взаимное обучение — идея старая и довольно простая. Ее суть состоит в социализации обучения. Она хороша по многим причинам. Прежде всего, обучение практически ничего не стоит (не считая затраты на специалиста, который наладит в компании такую работающую систему). Далее — естественным образом смещается фокус ответственности за результаты обучения: сотрудники внутри рабочих команд коллективно заинтересованы в том, чтобы каждый их коллега получил успешный опыт обучения. Иными словами, я лично отвечаю не только за мое обучение, но и за обучение моих сослуживцев и коллег по команде.

Взаимный коучинг (peer coaching) лежит очень близко к этой идее. В самом деле, коллеги делятся друг с другом знаниями и профессиональной экспертизой. Но дело не только в этом. Обучение может проходить как на практике, так и на аудиторных занятиях, с использованием симулированных ситуаций. Взаимный коучинг больше касается получения обратной связи от коллег — более прямой, более непосредственно относящейся к работе. Коллеги дают поддержку и воодушевляют, часто помогают снизить уровень стресса и создать более благоприятную обстановку для обучения и развития.

Процесс взаимного коучинга был впервые детально описан Эндрю Торном (Andrew Thorn). Затем совместно c гуру коучинга Маршаллом Голдсмитом (Marshall Goldsmith) Торн разработал более широкую систему, основанную на Коучинговой Модели Голдсмита. Аудитория инструмента — руководители среднего звена, недавно назначенные лидеры и лидеры с высоким потенциалом. Цель использования — ускорить развитие лидеров через предоставление им качественного, при этом низкозатратного коучинга.

Каждый участник процесса взаимного коучинга выступает и коучем, и клиентом. Обычно, результатом этого обмена ролями становится появление совместной, общей для участников, основы для взаимного, успешного развития лидерского потенциала. Инструмент решает многие проблемы, типичные для лидеров и руководителей, например, уменьшение изолированности, «оторванности» лидеров, обмен успешными практиками. Другие преимущества — введение в повседневную практику использования планов индивидуального развития, установление коллективных норм взаимодействия на данном уровне должностей, создание профессиональной базы обмена знаниями.

Что касается особенностей процесса, которые могут помочь или помешать его эффективной работе, то, в первую очередь, следует помнить: речь идет о профессиональном, а не социальном диалоге, основанном на наблюдении поведения и проявлений. Взаимный коучинг нельзя использовать как инструмент оценки, или как элемент соревнования между коллегами. Это поддерживающий, конфиденциальный инструмент развития, основанный на личном росте сотрудника. Кроме того, процесс этот добровольный и требующий установления доверия.

В каждой паре, согласно модели Торна-Маршалла, коуч играет для своего коллеги партнера три роли:

  • Думающий партнер: для человека естественно ждать от стороннего наблюдателя большей объективности в оценке своего поведения, чем он может увидеть сам субъективно. Даже если оба человека ломают голову над одной и той же проблемой, вероятность найти решение для чужой проблемы выше, поскольку в ней нет элемента эмоциональной вовлеченности.
  • Объективная поддержка: партнеры и сослуживцы, которые работают с человеком давно, знают наизусть его шаблоны и модели поведения, коллега-коуч, не обремененный историей рабочих отношений, может взглянуть на них «незамыленным» взглядом и увидеть больше возможностей и стратегий, не укладывающихся в привычную рабочую рутину.
  • Помощь в измерении изменений: естественный вопрос коуча к клиенту касается успехов в достижении целей, установленных неделей раньше. У коуча на руках список дел, которые клиент намерен совершить. Клиент наделяет коуча доверием и полномочием напомнить и спросить — а сделаны ли эти дела.

Перед тем, как приступить к коучингу, определяются пары на основе наблюдаемых параметров. Важно фокусироваться на том, что сотрудник может делать лучше с позиции будущих действий, а не исходя из критики прошлых поступков. Наблюдаемая характеристика, зона развития руководителя — это соль проекта. Поэтому крайне необходимо, чтобы руководитель проекта по внедрению коучинга или специалист по управлению изменениями — тот, кто управляет процессом в целом — встретился с каждым участником и обсудил результаты начального ассессмента, а также уточнил индивидуальную цель развития.

Одно из важнейших дел в управлении процессом внедрения коучинга — проведение индивидуальных наблюдений и интервью с участниками для сбора обратной связи (в начале и далее в течение всего процесса) от каждого участника. Участники и сами могут проводить интервью для сбора обратной связи, контролирует результаты руководитель проекта или специалист по управлению изменениями. Нужно получить ответы на три вопроса: что у клиента получается хорошо, что может быть улучшено, какие предложения есть в этой связи на будущее. Таким образом, можно отслеживать прогресс использования инструмента в организации.

И, наконец, об измерении результатов. Улучшения после коучинга должен определять не коуч, и не клиент, это дело заинтересованных в успехе программы лиц — например, спонсоров программы (топ-менеджеров, являющихся внутренними заказчиками и покровителями программы) или руководителя программы.

Мини-наблюдения, например, с помощью чек-листа — это простой и эффективный способ отследить изменения в поведении клиента коучинга. Короткие сессии наблюдения фокусируются только на цели по развитию качества лидера, установленной самим руководителем-участником коучинга. Анкеты наблюдения разрабатываются так, чтобы оценивать поведение, наблюдаемое только в период проведения коучинга. Наблюдатель отмечает только свое восприятие улучшения, а не усилий по достижению этого изменения.

По материалам www.MarshallGoldsmithLibrary.com

При републикации материала ссылка на hrbazaar.ru/ обязательна


Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar