Поиск по тегам

Поиск по компаниям

Люди в коронавирусе и вокруг него: Employee Experience в действии

18 мая 2020, 16:06 | Инструменты, Внутренние коммуникации, HR-менеджмент,
Люди в коронавирусе и вокруг него  Employee Experience в действии

Хотела написать статью про новейшие тренды в HR. Employee Experience и так далее… Но вдруг поняла, что вот сейчас, под носом, происходят вещи, вполне из разряда Employee Experience, и новее некуда. EX, если кто еще не знает, занимается вопросами взаимодействия сотрудника и компании во всех точках контакта для создания нужного Experience – впечатления, эмоционального восприятия.

А у нас сейчас что? Пандемия. И карантин. И удалёнка. Всё это требует внимания пипл-менеджера, прежде всего, по вопросу, как организовать, по возможности, максимально безопасные контакты организации и сотрудников, при этом не лишившись продуктивности и прибыли и не создав отрицательных впечатлений. Самая, что ни на есть, EX-задачка.

Давайте пройдемся по важным моментам EX, используя концепцию 4P из отчета LinkedIn Global Talent Trends: People, Place, Product, Process. Иными словами, чтобы понять, как у нас организовано взаимодействие с сотрудниками, которое создает соответствующие впечатления, мы должны понять, кто вовлечен во взаимодействие, где это происходит сейчас, что создает, собственно, впечатления у сотрудников, и как это происходит.

Начнем с первого – это люди и их отношения. В целом структура отношений не поменялась, состав участников тот же: это руководители, подчиненные, а также, конечно, потребители. Но изменились свойства участников взаимодействия – теперь это на вид здоровые, но потенциально заразные люди (не берем в расчет тех, кто с симптомами, надеемся, вы больных коронавирусом направляете на больничный). Поэтому должно быть организовано либо бесконтактное (удаленное), либо максимально безопасное взаимодействие. Эти две вещи создают абсолютно разный EX. Сначала давайте тогда про удалёнку.

Люди в коронавирусе и вокруг него  Employee Experience в действии

Где происходит удаленная работа в условиях карантина, понятно. Дома у работника, если он внезапно выдернут из офиса, с большой вероятностью нет организованного рабочего места. Уже стали предметом мемов и черного юмора крадущиеся или кричащие за спинами сотрудников дети (и взрослые), мурлыкающие котики и лающие собаки. Выключение камеры спасает от лицезрения домашнего халата, хотя бы. Поэтому, так или иначе, нужно либо не предъявлять никаких требований к рабочему месту (и действительно не можем, даже по закону оно оценке не подлежит), либо, если мы никак не можем не требовать, выделить средства от экономии на содержании офисов на оборудование нужных вам условий труда. Элементарно поинтересоваться о том, есть ли у сотрудника удобное место для работы, выдать ему с собой рабочий ноутбук – это уже наш значительный прогресс на пути к нужному впечатлению. Будем щедры и внимательны, люди и так в стрессе от происходящего.

Что создает впечатление в EX? Это, прежде всего, сама работа, вознаграждение и то, насколько работа подходит по навыкам. Здесь, пожалуй, суть работы не меняется. В удалёнке единственное важно – акцент смещается на результат. Если у вас образ результата не описан, то вся удалёнка будет трещать по швам.

Как правильно заметили мудрые фейсбучные аналитики, сейчас точно будет понятно, кто вам результат дает, а кто точно нет, ибо человек результата будет его делать невзирая на обстоятельства, а тот, кто привык имитировать, растеряется, потому что некому имитировать, не с кем трепаться по курилкам. Именно эти люди загадят рабочий чат комментариями и призывами к постоянному общению – верный признак тунеядца, начинайте отслеживать. И при этом также помните, что тем, кто результат дает, надо обеспечить желаемое впечатление – не доставайте его без нужды гиперконтролем, такие люди ценят доверие.

Люди в коронавирусе и вокруг него  Employee Experience в действии

Ну, и мое любимое – процессы – как работа организована. Удаленная работа требует применения информационных технологий. В этой части много чего уже сделано, продукты есть и на всякий вкус, тонкости прописывать не буду и никого не рекламирую, но пропишу те, что сама знаю.

Итак, нам понадобятся:

1) таск-менеджеры – планировщики задач: Trello, Asana, Wrike, Jira, Redmine, Todoist, Worksection, etc;

2) рабочие мессенджеры: Slack (у них есть свой планировщик Flow), Microsoft Teams плюс куча тех мессенджеров, что есть у большинства в смартфонах, включая любимый Скайп и Вотсап;

3) удаленные рабочие места (типа «много в одном»): MS Office 365, Bitrix24, G Suite, Notion, etc;

4) контролеры рабочего времени: Стахановец, TeamWox, TimeDoctor, etc;

5) платформы для дистанционного обучения и вебинаров: iSpring, Moodle, Webinar, Etutorium, etc.

По поводу объемов работы. Согласно исследованиям, работающие из дома (особенно женщины) подвержены переработкам. Плюс домашние обязанности бегают вокруг. Плюс обед надо готовить (выйти нельзя, заказывать на всю семью дорого). Поэтому прежде всего подумаем о рабочем графике. Тут под шумок умники насоветовали с утра делать короткие удаленные планерки и практиковать радостные вечерние прощания по Скайпу. По-моему, это больше смахивает на утреннюю и вечернюю поверку сами знаете где (там тоже коротко и проверяют, не убежал ли кто). Если хотим контролировать, то ставим программу контроля. Или вам как руководителю, делать нечего, если нет любимых планерок? Так проводите встречи по делу, для решения проблемы, а не для галочки в журнале посещаемости.

Так вот, рабочий график. Начало и окончание нужно зафиксировать и не злоупотреблять личным временем, потому что ответственный сотрудник им сам злоупотребит, а с безответственным – тут каждый случай уникальный, статья не вместит, – думайте сами. Обеденный перерыв сделать побольше, часа на два – ведь работник не тратит время на дорогу.

Вознаграждение на удалёнке меняться в меньшую сторону не должно, если не меняется объем работы, но в большую можно путем уже упоминаемой компенсации. Надо с работниками по-хорошему ещё заключить соглашения на дистанционную работу, чтобы, если соберетесь призвать к порядку и дисциплине, было чем доказывать. Идеально, если сотрудник будет продолжать давать нужный результат в нужное время – это и может служить индикатором оптимальности процесса.

Помним, что мы не просто обеспечиваем выполнение работы – мы создаем у сотрудников позитивное впечатление от работы. Потому собираем отзывы о графике, о технологиях, анализируем, экспериментируем. Пожалуй, тут уместно вспомнить про EXP, обзор этого рынка делал в докоронавирусную эпоху Josh Bersin, но это скорее организация HR-процессов вокруг работника. В принципе, не возбраняется и их внедрить, раз уж мы занялись созданием впечатлений.

Люди в коронавирусе и вокруг него  Employee Experience в действии

Теперь вспомним про тех, кого мы не в состоянии перевести на удаленную работу. Это люди, рабочее место которых не у компьютера, а у станка или рядом с потребителем: завод, склад, магазин, аптека и прочее. Для них во время эпидемии нужно организовать безопасное рабочее место и обеспечить максимальную защиту от заражения. На мой взгляд, сейчас хорошее инфооповещение: про мытье рук, дезинфекцию, маски и прочее. Можно составить локальный документ от имени руководителя, о том, как нужно правильно себя вести в период эпидемии. Охрана труда – наше всё в это непростое время. В общем, задача сложная – в меру создать защиту, не на уровне панического запихивания градусников во всех, кто пришёл, а спокойный взвешенный обоснованный процесс сохранения здоровья.

Работа в этот период может угнетать тех, кто не изолирован. Потому что у нас могут оставаться дома близкие и родные, которые в зоне риска, а мы тут заразу собираем. Потому что клиентов мало. Потому что страшно. Возможно, стоит пересмотреть графики работ. Организовать доставку сотрудников до дома, чтобы они не ездили в общественном транспорте. Снова отслеживать: кто что думает и чувствует на работе. А если плохо с доходами – пересматривать нормы и продумывать, как быть с теми, кого уже не получается обеспечить работой. Массовым сокращениям предпочесть отпуск без сохранения заработной платы по инициативе администрации. В крайнем случае увольнять, но с применением аутплейсмента. Это грустная история, но правила EX говорят нам о том, что расставаться с людьми надо правильно, чтобы сохранить то позитивное впечатление, что вы пытались создавать в процессе работы.

Хороший EX – это постоянный и непрерывный EX. Думаю, мы многому научимся за время пандемии коронавируса: сорсить кандидатов по интернету, использовать видеоинтервью и собеседование по Скайпу, применять дистанционное обучение, выстраивать рабочие процессы с применением эффективных технологий, быть уравновешенными и готовыми ко всему. И наши работники – будущие, нынешние и бывшие – будут получать в нашей компании максимально позитивный опыт взаимодействия. Настало время EX: здесь и сейчас. Нужно успеть.

 

Автор: Арлашкина Ольга,ведущий методолог консалтинговой группы BITOBE


Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar