Первый момент касается несоответствия ожиданий от онлайн-обучения и реальности. Практически у всех, с кем мы беседовали, были накоплены онлайн-материалы для обучения, внедрены те или иные LMS. И когда случился локдаун с удалёнкой, L&D думали “Ну вот теперь-то наши онлайн-курсы станут супер-востребованы. Но этого не произошло. Да, определенный всплеск интереса был, но совсем не такой, как они ожидали.
Вторая проблема касалась перевода значительной части сотрудников на удаленный формат работы и необходимость перестроить всю систему работы по обучению персонала в соответствие с этой новой реальностью.
Также по-прежнему актуальна проблема вовлеченности. Многие из специалистов по обучению говорили о противоречии между декларируемым желанием сотрудников в компаниях развиваться и реальными цифрами конверсии онлайн-курсов. В связи с удаленкой проблема только усилилась.
И четвертый пункт в этом списке — потребность в “ребрендинге” корпоративного обучения. Сразу несколько из специалистов на интервью рассказали о готовящихся программах по изменению восприятия корпоративного обучения. Сотрудники считали обучение скучной обязанностью, отнимающей рабочее время, и L&D хотят это исправить.
Давайте посмотрим, можно ли решить эти проблемы с помощью технологий и если можно, то каких?
Что такое цикл техно-хайпа (Кривая Гартнера)?
Разобраться в том, какие технологии уже сейчас эффективны, а какие — пока просто красивые слова и пиар без практической пользы, нам поможет график под названием “Цикл техно-хайпа”. По-другому его еще называют кривой Гартнера, по названию компании Гартнер (Gartner), которая впервые предложила таким образом оценивать технологические тренды.
Суть в том, что все технологии проходят один и тот же путь.
Сначала мы видим, что энтузиасты пробуют какую-то новую технологию, начинают говорить о её перспективах и той пользе, которую она могла бы принести. Технология возносится на вершину хайпа: о ней говорят повсюду, ожидания очень высоки.
Но дальше всегда происходит столкновение с “суровой реальностью”, когда начинается попытка практического применения технологии. И здесь использование новой технологии, поскольку она ещё сырая, неизбежно приводит к проблемам. Становятся очевидны все недостатки и ограничения технологии, происходит разочарование. Технология уходит в “долину забвения”, где может находиться и несколько месяцев, и несколько лет и даже несколько десятилетий — такое тоже бывало.
Но если технология стоящая и полезная, то она постепенно эволюционирует, доводится до ума, находятся те ниши, где она действительно помогает, приносит пользу. И вот когда эта польза становится ощутимой, технология возвращается из “долины забвения” и начинается её массовое распространение.
Разные технологии имеют разную скорость продвижения по Кривой Гартнера. Бывает, что технологии появившиеся позже обгоняют те, что были раньше, и быстрее выходят на “плато пользы”. Часто бывает, что какая-то одна технология, развиваясь, подталкивает другую.
Главная польза от графика техно-хайпа — это возможность оценить технологии с точки зрения необходимости внедрения. Чем левее находится технология на графике, тем менее она пригодна для практического применения. Она может быть хороша для пиара или каких-то маркетинговых историй, но если вы хотите практической, измеримой пользы, вам надо смотреть в сторону технологий в правой части графика.
Предлагаю посмотреть, где и как на Кривой Гарнера сейчас находятся технологии для корпоративного обучения. Я не буду описывать все технологии, упомяну только несколько, которые показались мне наиболее интересными и важными.
Технологии на ранних стадиях
К технология на ранних стадиях исследования можно отнести все технологии, завязанные на сверх-высокоскоростной мобильный интернет в сетях 5G. Пока говорить о пользе 5G для корпоративного обучения пока очень рано, но скорее всего она даст толчок для каких-то других технологий, например технологий виртуальной реальности.
Еще одна технология, возможности которой для обучения еще только исследуются — дополненная реальность (AR). На самом деле мы все уже так или иначе сталкивались с технологиями дополненной реальности. Взять для примера, хотя бы маски в инстаграм и других развлекательных приложениях. Хайп в сфере развлечений у этой технологии уже прошел, а, например, в военной сфере технологии дополненной реальности используют уже более 10 лет.
А вот в сфере корпоративного обучения, несмотря на многочисленные эксперименты в этой сфере, дополненная реальность пока еще далека от практического применения. Соотношение требуемых вложений и получаемого эффекта, пока говорит не в пользу AR-технологий. Ходят слухи о том, что Apple готовит релиз своих очков дополненной реальности и это, вполне вероятно, даст мощный толчок развитию технологии и, в том числе, в сфере корпоративного образования. Появятся специальные приложения для очков дополненной реальности или их интеграция с существующими системами, которые дадут новые возможности для обучения.
На пике хайпа
На пик хайпа в кривой Гартнера я бы поместил Искусственный интеллект. Суть технологии в том, что если у вас есть значительный объем данных вы можете обучить машину его анализировать и делать какие-то выводы или осуществлять какие-то действия на основе аналитики. Сами по себе технологии AI уже достаточно “взрослые”, много где используется. Но вот в обучении сотрудников искусственный интеллект пока в той стадии, когда ожидания уже высоки, а практической пользы — ещё мало.
Пример возможного практического применения AI — индивидуальные траектории обучения и развития. Система соотносит разные характеристики обучающихся и их карьерную траекторию с теми курсами, которые обычно проходят такие пользователи и давать рекомендации пройти то или иное обучение. Но, чтобы эта история разработала нужны большие объемы релевантных данных объемах данных.
Речь идет о тысячах, а лучше миллионах записей, по которым можно построить какие-то закономерности. Поэтому если вам будут продают сейчас какие-то истории, связанные с использованием искусственного интеллекта, я бы засомневался и спросил, откуда возьмуться данные для анализа, и насколько эти данные релевантны для вашей компании.
Технология, которая вот только недавно прошла свой пик хайпа, — Виртуальная реальность. Виртуальная реальность уже достаточно активно используется в обучении некоторым профессиям, например в тренажерах для пилотов. Уже очевидно, что VR — история рабочая, но при этом она достаточно дорогостоящая. И если в случае с обучением пилотов такая цена еще оправдана — реальный учебный самолет стоит намного дороже, — то в других областях её эффективность сомнительна.
Создавать учебный контент под VR очень дорого, качественное оборудование стоит много и требует подключение через провод к мощному и тоже весьма дорогостоящему компьютеру. Ещё одна проблема, которая есть в том числе и у меня, — VR вызывает чувство тошноты и головокружение, что делает его использование некомфортным для некоторых людей.
Но несмотря на то, что технология ещё сырая и эффективность от её использования в корпоративном обучении сегодня сомнительна, за ней, определенно, будущее.
Суровая реальность
В этот блоке я объединил сразу несколько технологий, в которых много общего и главное, что их объединяет, — все они сейчас проходят проверку суровой реальностью. Это технологии персонализации, XLP и библиотеки скиллов.
Сделать обучение персонализированным за счет использования соответствующих технологий и сервисов — отличная идея, но при столкновении с реальностью всплывает ряд проблем. Одно дело, когда вся персонализация заключается в возможности сотрудника выбрать себе курсы из библиотеки, а вот создать индивидуальный план для каждого сотрудника — оказалось довольно дорогой и трудоемкой историей. Если у вас десятки тысяч сотрудников, создать для каждого свой индивидуальный план — это долго и сложно, иначе он не будет по-настоящему индивидуальным.
Еще одна группа технологий, переживающих столкновение с суровой реальностью — технологии обучения в процессе работы (Workflow learning). Например, у банка есть какой-то свой банковский софт, где оператор заводит карточку клиента и контекстно, в момент работы с этой карточкой получает релевантные подсказки — что не забыть спросить, что важно проверить, на что обратить внимание. Обучающий контент маленький, ограниченный, но относящийся именно к этой конкретной ситуации. Идея очень хорошая и здравая, но процесс внедрения таких решений сопряжен в большими сложностями. Существующий софт компаний нужно модифицировать, интегрировать с существующими базами знаний, сами базы знаний нужно адаптировать под такой формат. Это сложно и дорого, но чем больше технология обкатывается на реальных кейсах, тем скорее находятся оптимальные по соотношению затраты/результат решения.
И дальше мы переходим к технологиям, которые этот рубеж успешно преодолели. Их уже никак назвать прорывными и уникальными, но они рабочие и доказавшие свою эффективность.
Можно внедрять
Первая технология в этой категории — микрообучение . Идея в том, что мы дробим длительные онлайн-курсы на маленькие кусочки по несколько минут и используем соответствующий софт и технические решения для реализации такого формата.
Один из самых авторитетных технологических вузов в мире — MIT — проводил очень серьезное и масштабное исследование обучающих материалов. На основе анализа просмотров миллионов обучающих видео исследователи выявили оптимальную для восприятия длительность – 5-6 минут. Если видео длиться дольше 6 минут концентрация внимания зрителей постепенно падает и часть информации, которую мы пытаемся донести проходит “мимо ушей”.
Формат микрообучения позволяет этого избежать и по этой причине показывает большую эффективность чем онлайн-курсы. В то же время существующие решения и сервисы для реализации микрообучения в достаточной мере обкатаны в реальной практике, вполне доступны по цене и не требуют больших трудозатрат.
С микрообучением связана ещё одна технология из категории “Можно внедрять” — мобильное обучение. Здесь идея в том, чтобы не привязывать обучение сотрудника к рабочему месту и времени, и в связке с микрообучением это очень хорошо работает. Человек по дороге в пробке может посмотреть короткое пятиминутное видео, пройти мини-тест и у него сразу отображается “галочка” о прохождении очередного шага обучения.
Благодаря развитию мобильных технологий, скоростному мобильному интернету и появлению простых сервисов для создания мобильных приложений вместо дорогой и долгой кастомной разработки с нуля, внедрении мобильного обучение сейчас не требует значительных инвестиций, а его эффективность высока.
Еще дальше вправо по Кривой Гартнера находятся технологии для геймификации обучения. Игровые методики для вовлечения и поддержания мотивации — рейтинги, награды, баллы, виртуальные значки достижений — уже давно широко применяются в корпоративном обучении. Их эффективность научно обоснована, а благодаря разнообразию вариантов технической реализации, каждая компания может подобрать решение под свои задачи и специфику.
Технологический ответ
Понимать цикл техно-хайпа нужно, чтобы искать решение для задач, стоящих перед департаментом, ответственным за обучение, среди технологий, которые будут эффективны. И это будут вовсе не какие-то супер-инновационные технологии, но те, что прошли свой пик хайпа, столкнулись с суровой реальностью и стали по-настоящему рабочими.
Если вернуться к тем задачам, которые стоят перед L&D сегодня и о которых мы часто слышали на интервью, то картинка может выглядеть так.
Команда Talent Rocks продолжает исследование задач и потребностей корпоративного обучение в российских компаниях и приглашает L&D-специалистов принять участие в бета-тестировании решения для мобильного микрообучения. Получите сервис бесплатно в обмен на вашу экспертизу и обратную связь.
Автор: Руслан Демьяненко, CEO Talent Rocks, Ивентишес
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться