Поиск по тегам

Поиск по компаниям

Цветная типология поведения

16 августа 2009, 14:43 | Аналитика, Внутренние коммуникации, HR-менеджмент,
Цветная типология поведения

Владислав Смилевский, Бизнес-тренер, Команда тренеров «Амбрела», специально для Trainings.ru
16 августа 2009 г.

Для чего нужно знание типологии поведения в современном бизнесе? Области применения достаточно разнообразны.

Понимание, к какому типу поведения относится сотрудник, знание своего типа поведения, умение адаптироваться под собеседника поможет руководителю при постановке задач, обучении, при обратной связи. Этот инструмент успешно работает в продажах, в переговорах, в сервисе.

Широко известную теорию типов создал швейцарский ученый Карл Густав Юнг (1875—1961). Его труды развила его ученица Кэтрин Бриггс, посещавшая его лекции в Швейцарии. Ее дочь Изабель Бриггс Майерс поставила перед собой цель сделать открытия Юнга понятными и полезными среднему человеку. В течение сорока лет она разъясняла и распространяла теорию Юнга, а также разработала систему тестов для определения типа личности, которую она назвала «Индикатор типов личности Майерс — Бриггс» (The Myers — Briggs Туре Indicator) или MBTI. Опросник содержит 94 вопроса.

Типология Майерс — Бриггс достаточно точно описывает особенности психологии людей, но быстро определить, к какому из 16 типов относится клиент, достаточно трудно.

Предлагаю Вашему вниманию так называемую Цветную типологию[1] поведения. По этой методике все люди разделяются на четыре типа поведения по двум осям: Ведомый — Ведущий и Логика — Эмоции. Для удобства запоминания каждому типу дано названия цвета: Красный, Синий, Зеленый и Желтый.

Первая из осей — Ведомый-Ведущий.

Одни люди испытывают потребность управлять событиями вокруг себя, управлять другими людьми. Не обязательно это руководители, они могут организовывать мероприятия среди друзей или близких. Это — Ведущие.

Другие люди скорее позволяют организовывать что-либо другим людям, вполне комфортно чувствуя себя в роли ведомого. У них нет потребности и желания управлять другими людьми, они комфортно себя чувствуют, если отвечают только за себя. Условно назовем их Ведомые.

Вторая ось — Логика или Эмоции.

Одни люди руководствуются в большинстве ситуаций в своей жизни логикой. Для них важна структура, понимание, анализ.

Другие люди чаще руководствуются эмоциями. Для них важны чувства, переживания, отношения.

Рисунок 1

Условно разделив всех людей по этим признакам, мы получим четыре типа поведения.

Эмоциональный Ведущий — тип поведения, который условно называется Красный. Люди этого типа — яркие, эмоциональные, общительные, любят находиться в центре внимания, не всегда логичные, решительные, любят соревноваться, не всегда все доделывают до конца, уверенные в себе, харизматичные, активные.

Логичный Ведущий — тип, который носит условное название Синий. Тип логичный, структурный, человек, которому важно добиваться своих целей, прагматик, иногда суховат, если ему нужно, может быть очень общительным, но сильной потребности в общении нет. Любит управлять ситуацией, воплощать свои планы в жизнь, для него важно быть первым.

Логичный Ведомый — он же Зеленый тип. Идеальный аналитик, программист, эксперт. Для него не важно быть первым, он себя чувствует комфортно, если является экспертом, профессионалом, просто хорошо делает свое дело.

Эмоциональный Ведомый. Желтый тип. Эмоциональный, общительный человек. Для него очень важны отношения, климат в коллективе. Комфортно чувствует себя, если лидерство берет кто-то другой. Хороший друг, поддержка, наставник. Опекает новичков, активно участвует в общественных мероприятиях. Если нужно товарищу, часто готов поступиться личными интересами. Вместе с тем ему часто не хватает обязательности, организованности, ответственности. Стремиться угодить всем, чтобы не испортить отношения.

Конечно, каждый из нас — это индивидуальность, и в разные моменты мы разные, но такая типология поможет быстро определить, к какому типу относится наш собеседник. Зная типологию, каждый человек может менять свое поведение (адаптировать) так, чтобы лучше находить общий язык с разными людьми.

Находясь в роли клиентов, Синий, Зеленый и Красный тип хотят, чтобы их обслуживал специалист профессиональный, спокойный, терпеливый; человек, который досконально разбирается в подробностях услуги/продукта. То есть для обслуживания Синего, Зеленого и Красного клиентов, специалист должен действовать, как Синий тип.

Желтому типу в обслуживании в первую очередь важно теплое, человеческое отношение, принятие. Важно, чтобы специалист мог убедительно сказать клиенту, что он возьмет на себя все его заботы. То есть с Желтым типом специалисту нужно демонстрировать Красный тип поведения.

Рекомендую использовать типологию поведения в тренингах руководителей, в продвинутых тренингах по продажам, по переговорам, сервисному обслуживанию клиентов.

Для определения своего типа поведения мною разработан тест. При использовании на тренингах «Обслуживание без конфликтов» тест показал высокую степень достоверности.

Мы предлагаем тест, который можно использовать на тренинге. Ответив на 30 вопросов, участники могут определить свой тип поведения.

Тест на определение типа поведения

Ниже приведены 30 пар предложений. Из каждой пары вам необходимо выбрать то предложение, которое лучше описывает ваше обычное поведение.

Все 30 пар должны быть оценены.

Вы можете выбрать только одно из двух предложений. Отвечайте на вопросы как можно быстрее, но обдумывайте при этом свой выбор.

Предложения могут повторяться, но их комбинации уникальны.

1

1) Я часто выступаю организатором встреч с друзьями, путешествий, выездов на природу

2) Я могу принять участие во встрече с друзьями, путешествии, выезде на природу, но предпочитаю, чтобы организовывал это кто-нибудь другой

2

1) Для меня важно стать полноправным членом нового коллектива

2) Для меня важно добиться своих целей на новом рабочем месте

3

1) В принципе, мне бы подошла профессия актера или политика

2) Я никогда не хотел быть актером или политиком

4

1) Я всегда знаю, сколько денег у меня с собой

2) Мне часто сложно сказать точно, сколько у меня с собой денег

5

1) Мне нравится делать что-нибудь всякий раз по-новому

2) Я скорее люблю действовать по проверенной методике

6

1) Я часто говорю с друзьями по телефону больше 10 минут

2) Мои телефонные разговоры обычно длятся несколько минут

7

1) Я пытаюсь найти компромиссное решение

2) Я обычно работаю в соответствии с собственными целями

8

1) Я скорее предпочту веселую вечеринку, чем вечер с книгой

2) Вечером я лучше почитаю интересную книгу, чем пойду на шумную вечеринку

9

1) Мне нравится идти навстречу людям

2) Я иду навстречу людям, если у нас общие цели

10

1) Я больше люблю хорошие мелодрамы, чем боевики

2) Мелодраме я скорее предпочту энергичный боевик

11

1) Я чувствую дискомфорт, когда другие добились успеха в той сфере, где я сам хотел его добиться

2) Если люди добились успеха в какой-либо сфере, значит, они этого достойны

12

1) Я часто принимаю необдуманные решения под воздействием эмоций

2) Я обычно просчитываю свои решения

13

1) Если меня что-либо не устраивает в отношениях с другим человеком, я вызываю его на разговор

2) Я не люблю выяснений отношений с другими людьми

14

1) Вещи в моем шкафу всегда разложены по порядку

2) В шкафу у меня царит творческий беспорядок

15

1) Обычно я сам принимаю решения и несу за них ответственность

2) Прежде чем принять решение, я предпочитаю согласовать его со всеми заинтересованными сторонами, чтобы разделить ответственность с ними

16

1) Я легко вхожу в контакт с незнакомыми людьми

2) Встречаясь с незнакомым человеком, я предпочитаю сначала присмотреться к нему

17

1) Я часто планирую все в последний момент

2) У меня есть примерный план на ближайший месяц

18

1) Я сразу реагирую на неверную трактовку моих слов и поступков

2) Если человек неверно трактует мои слова и поступки — это его проблемы

19

1) У меня есть или скоро будет домашний любимец

2) К сожалению, домашний любимец требует слишком много хлопот

20

1) Мне нравится сотрудничать с другими и следовать их мнениям и идеям

2) У меня почти всегда есть свое мнение, и я стараюсь донести его до окружающих

21

1) В компании Вы часто привлекаете общее внимание

2) В компании Вы обычно внимательный наблюдатель

22

1) Я люблю «осадить» того, кто, по-моему, слишком самоуверен

2) Я считаю, что жизнь сама очень быстро накажет чересчур самоуверенного человека

23

1) Я знаю, что буду делать в ближайшие выходные

2) На ближайшие выходные планов пока у меня нет

24

1) Я люблю переставлять мебель в квартире

2) Я предпочитаю в квартире устоявшийся порядок

25

1) Я помогаю новичкам на работе, если мне это поручит руководитель

2) Я помогаю новичкам на работе по зову сердца

26

1) Я могу разговаривать с другим человеком о моих личных проблемах

2) Мне сложно разговаривать с другим человеком о моих личных проблемах

27

1) Меня сложно вывести из себя

2) Когда я сталкиваюсь с грубостью, я быстро вскипаю

28

1) Чтобы сохранить атмосферу, я часто оставляю свое мнение при себе

2) Если я вижу, что мнение остальных неверно, скорее всего, я приложу все усилия, чтобы исправить его

29

1) Я могу долго переживать из-за неприятного разговора

2) Меня сложно вывести из себя

30

1) Я люблю работать в творческой команде

2) Я люблю работать по надежной технологии

Цветная типология поведения — подведение итогов (скачать тут)

При републикации материала ссылка на hrbazaar.ru/ обязательна


Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar