На волне слияний форм организационного управления, коммуникаций и обучения будет появляться новая генерация специалистов, управляющих этими процессами.
Это вызов, безусловно, потому что этими людьми новой формации могут (или должны?) стать менеджеры по обучению. Профессионал нового поколения T&D специалистов должен быть больше, чем тренинг-менеджер, чем проектный менеджер, чем менеджер по коммуникациям или менеджер социальных сетей.
Обучение, безусловно, будет менять формат. Будет развиваться «клубность» в обучении. Это создание сред, сфер общения и взаимного развития, в которые люди объединяются, чтобы произошла генерация корпоративных знаний. Мы создали клуб Корпоративного Университета ВТБ, объединив выпускников университета всех лет, и что-то мне подсказывает, что мы на правильном пути, мы не ошиблись. Этот формат нужен и им, и организации. Когда менеджеру филиала в Сибири пришла в голову мысль, он тут же «бросает» ее в клуб: «Как вам моя мысль?». Другой «одноклубник» пишет: «Она мне пришла уже вчера, и я уже обсудил ее с руководством. У них были такие вопросы и вот так я на них ответил». Коллега в Сибири идет к своему руководству подготовленным, предвосхищая вопросы. Выигрывают все.
Клубная картинка знакома многим, нужно проецировать ее на обучение.
Важно также подумать о целевой группе — тех, кто участвует в обучении. В этом поможет метафора — эпизод из книги Айзека Азимова «Сами боги». В далеком будущем, пишет автор, обучение происходит одномоментно. Детей отбирают и помещают в отдельную комнату, обучают разом и выпускают. На этом обучение в жизни заканчивается. Но один не попал в число избранных, его отбраковали. Для героя это трагедия. Он хочет доказать, что он такой же, как все, и начинает учиться сам — находит забытые цивилизацией книги, задает вопросы, ищет информацию. Через какое-то время он просит взять его, как всех, для обучения: «Смотрите, я такой же, как все!» Но его не берут: «Ты не такой же. Ты лучше, ты избран, а не отбракован. Ты научился сам и стал богом». Метафоричность сюжета в том, что если человек хочет сам управлять реальностью, в обучении он должен быть деятелем, а не потребителем.
Из парадигмы обучения, где обучаемый — объект, нужно перейти в парадигму обучаемый — субъект. У хороших педагогов всегда эта идея сидела в голове. Человек, ради которого ты вошел в аудиторию, он субъект и не только потому, что нужно уважать права личности и видеть в ученике человека. Если ты, как учитель, не сделаешь главного, ученик станет потребителем информации, он будет, как птенец с разинутым клювиком, постоянно ждать, когда в него загрузят информацию, знания и навыки. Это риск организации. Кто работает в корпоративном обучении знают, о чем я говорю. Кто не слышал: «Я хочу в кадровый резерв. Научите меня! Я хочу расти. Научите меня!». Этот раскрытый клювик может закрыться, только если поменяется ментальность. И смена ментальности — это задача нашей профессии, наш вызов.
Для этого нужно входить в аудиторию не чтобы показать, какой ты сам умный, не для самореализации, а чтобы у тех самых субъектов сработал триггер. Задача — переключить ментальность, чтобы человек стал обучающимся и.. закрыл клювик. Не нужно тащить человека сквозь обучение («Сейчас мы сделаем упражнение»), а обсудить, что нужно сделать для решения задачи, ради которой собралась группа, чтобы люди поняли, что они являются двигателями своего обучения и развития.
Призыв к тем, кто придет в корпоративное обучение завтра. Должна поменяться еще одна парадигма — от профессионального эгоизма к абсолютно профессиональному альтруизму. Люди, которые занимаются обучением в любом формате и любой роли, должны быть подвижниками. Их миссия — чтобы в голове другого человека сложилась мотивация решить задачу (социальную, государственную, бизнес и пр.). Мы — лишь подводка, проводник. Нужно самоотречение, если хотите.
Справка
Любовь Сергеевна Гвоздилина, руководитель Службы корпоративного обучения, банк ВТБ.
Окончила Московский государственный институт иностранных языков им. М. Тореза (Московский государственный лингвистический университет). Кандидат филологических наук.
Работала преподавателем в школе, на кафедре грамматики и истории английского языка МГЛУ, переводчиком в российско-американском медицинском проекте. В 1993—2006 г. г. года возглавляла Корпоративный университет страховой компании «Ингосстрах». В настоящее время — руководитель Службы корпоративного обучения ВТБ. Стажировалась по организации корпоративного обучения в Лондоне (1995 г.), по подготовке персонала транснациональных корпораций — в швейцарской страховой компании «Винтертур» (1997 г.), прошла около 100 краткосрочных программ по управлению персоналом, тренинг — менеджменту, коммуникациям в бизнесе и техникам продаж. Автор публикаций по обучению и развитию персонала («Персонал», «Страховое дело», «Элитный персонал», «Известия», «Карьера», «Коммерсант», «Деловой формат», «Работа сегодня», «Retail Finance», Trainings.RU, «Корпоративные университеты», др.), участник профессиональных форумов и объединений по управлению персоналом. Член Ассоциации специалистов по персоналу.
Области профессиональных интересов: Корпоративное обучение, Корпоративная культура, Внутренние коммуникации.
Член экспертного совета Профессиональной Премии в области корпоративного обучения Trainings INDEX`09.
Цитата: «У специалистов по персоналу замечательная миссия — „очеловечивать“ управленческий инструментарий, переводить процессы и технологии в плоскость возможностей и достижений конкретных людей. Согласитесь, насколько важно самим быть совершенным инструментом для реализации этой высокой миссии. Немного пафосно, но вполне соответствует сути».
При републикации материала ссылка на hrbazaar.ru/ обязательна
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться