Поиск по тегам

Поиск по компаниям

Базовая компетенция

18 февраля 2008, 18:33 | Концепции, L&D, HR-менеджмент,
Базовая компетенция

Мария Артамонова, генеральный директор, MTI
18 февраля 2008 г.

ДИАЛОГ — информативное и экзистенциальное взаимодействие, посредством которого происходит понимание.

Новейший философский словарь под редакцией А. А. Грицанова

Директора по персоналу — профессионалы в области человеческих ресурсов — призваны решать ключевую бизнес-задачу: управление знаниями.

Именно знание становится основным и решающим конкурентным фактором организации в эпоху Интеллектуального работника, когда у всех есть равный доступ к новым технологиям.

Знание подразделяется на два типа. Первый — это формализованное знание, выраженное правильным литературным языком, математическими формулами, конкретными характеристиками, инструкциями и т. д., благодаря чему этот тип знания может легко передаваться одним индивидуумом другому.

Однако существует и второй вид знания — знание неструктурированное, тесно связанное с действиями и опытом конкретного человека. Оно включает в себя такие понятия как убеждения, мнения и система ценностей. Под это определение также попадают субъективное понимание, предчувствие и догадки.

Именно неявное знание создает возможности для инновационных решений в разных областях человеческой деятельности.

В своей книге «Управление знаниями» И. Нонака и X. Такеучи приводят пример компании Mаtsushita, сумевшей разработать домашнюю пекарню, которая пекла исключительно вкусный хлеб. Для того, чтобы сконструировать механизм по вымешиванию теста, специалист компании пошел в ученики к одному из лучших пекарей в Японии. Только разобравшись, что секрет заключается в особой технологии вытягивания и скручивания теста, инженеры смогли определить необходимые характеристики устройства. Успех от продаж хлебопечки стал сенсацией на рынке кухонного оборудования, положив начало успешной корпоративной стратегии.

Каким образом с целью получения конкурентного преимущества мы можем быстро и эффективно преобразовать неформализованное знание в формализованное?

Выявить одну сущность, описав ее терминами присущими другой, помогает метафора и/или аналогия. Так, концепция Honda City родилась из взгляда на машину как на живой организм. В результате был создан автомобиль со сферическим кузовом, где пассажир чувствовал себя просторно.

Передача знания через ассоциации лежит в основе коучинга, который в большей степени, чем любой другой метод, позволяет транслировать самый ценный информационный массив, которым оперируют руководители, — неявное знание.

Эксперт в области стратегического менеджмента Джеймс Брайан Куинн подчеркивает, что в наш век способность к управлению, основанному в значительной степени на неявных знаниях, становится главной компетенцией руководителя.

Требования к топ-менеджеру ужесточаются с каждым годом, все чаще руководителей высшего эшелона увольняют за неспособность предугадывать события. Фактически, основная роль руководителя — планировать сегодняшний день исходя из будущего положения компании.

Какие подходы к управлению неявным знанием помогут российским топ-менеджерам попасть в новое измерение?

Чтобы ответить на этот вопрос, команда MTI обратилась к своим клиентам — руководителям известных российских и международных компаний, попросив прокомментировать:

  1. методы управления знаниями;
  2. понятие экспертности в области управления знаниями;
  3. актуальные темы для развития и обучения.

Опрос показал, что многие российские топ-менеджеры считают полезным методом развития структурированный Диалог с высокопрофессиональными Лидерами-практиками.

Диалог — совершенно уникальный формат с социальной точки зрения. Когда человек нащупывает решение, ему нужна помощь в оформлении мысли. Лучшим методом для этого является возможность переговорить, подискутировать, столкнуть разные мнения. В результате участники дискуссии самостоятельно создают управленческий «коктейль», который дает импульс каждому для наиболее эффективного решения конкретной задачи.

При опросе нам также было важно понять, какой Лидер в наибольшей степени интересен с точки зрения ценности его неявного знания.

Обобщив высказывания разных топ-менеджеров, мы получили портрет руководителя, который, управляя российской компанией, может конвертировать накопленные западным деловым сообществом знания и опыт в выдающийся результат.

Здесь хотелось бы подчеркнуть, что топ-менеджерам интересно вести обсуждение на уровне принципов. Частности не являются прерогативой высшего уровня. Руководители стремятся понять, почему была создана та или иная компания, какой смысл заложен управленческой командой в бизнес-модель. Понимание на уровне Видения помогает выстроить логику бизнес-процессов, становится очевидно, почему у той или иной организации именно такое устройство, как взаимосвязаны ее элементы: человеческие ресурсы, информация, стимулы, структура, процессы и решения.

Собранная информация послужила фактическим материалом для разработки нового формата обучения и развития — «Диалоги Лидеров».

При републикации материала ссылка на журнал HRbazaar обязательна.


Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar