На сегодняшний день мы все более погружаемся в поле совершенно новых трендов, игнорировать которые становится попросту невозможно. Антропоцентричность, экологичность, удаленные команды, сильный HR-бренд: все эти термины буквально несколько лет назад для многих были непонятны. Но пандемия сыграла свою роль, и HR-сфера претерпела значительные изменения. Современные исследования кардинально пересматривают подход к работе с персоналом и все более склоняются к тому факту, что прежние модели управления и мотивации безнадежно устарели.
Соответственно и инструменты для работы с командой с необходимостью должны развиваться и трансформироваться согласно новым тенденциям. В том числе и в вопросе командообразования. Одним из важных ответов на текущее состояние HR-сферы стала книга Ивана Осипова «Тимбилдинг не работает. Можно ли превратить игру в эффективный бизнес-инструмент?» Пересмотр тимбилдинга как инструмента, его принципиального значения и глубинных смыслов назревал давно, но именно сейчас это актуально как никогда.
Понимание тимбилдинга, безусловно, постепенно смещается от корпоративного отдыха и разгрузки персонала в сторону эффективного инструмента по усилению команды. Однако этот процесс двигается все еще достаточно медленно, оставляя мощный инструментарий для работы с командой на периферии комплекса других популярных методов.
Но именно он максимально вписывается в текущие тренды и обладает значительной гибкостью в вопросе кастомизации под конкретные задачи.
Игра как способ воздействия на команду продолжает оставаться самым эффективным и, увы, одним из самых недооцененных инструментов. И именно технологии геймификации сегодня отражают новые принципы работы с персоналом и содержат в себе тот самый синтез эмоций, заботы, поддержки и конкретной измеримой пользы.
И говоря о мотивации топ-команд, верным будет отталкиваться не от инструмента и его возможностей, а от эффективности эмоциональной составляющей.
Путь к сердцу заказчика лежит через кастом
В своей практике мы неоднократно сталкивались с простым, но очень говорящим запросом «нам нужно что-нибудь новенькое». Объяснение этого факта, разумеется, лежит на поверхности. Людям всегда интереснее новое, нежели что-то уже пройденное и давно знакомое. А в случае топ-команд, которые успели увидеть максимум возможного и в крупных компаниях минимум раз в год участвовали в командообразующем мероприятии, это «новенькое» практически всегда является сложным кастомным проектом, который способен по-настоящему удивить. И не просто «удивить», а вызвать настоящий шквал эмоций. Насколько сложно добиться этого с людьми, которые перепробовали целую кучу всевозможных командных приключений? Сложно. Но возможно!
Для примера разберем конкретный кейс, который четко показывает и эффект от правильно выстроенной игры, и эффективность от нее.
Топ-менеджмент на тропическом острове
Проект: «Время героев»
Компания: «Аскона»
Место действия: Сейшельский архипелаг
Участники: 30 топ-менеджеров компании
Первое впечатление игроков: скепсис и недоумение. Пляж, пальмы, солнце и… игра? Зачем, почему? С сопротивлением было непросто справиться, но на начальном этапе оно в принципе является нормальным для командной игры, а для выездного приключения в тропики – тем более. Нашего опыта оказалось вполне достаточно, чтобы суметь расшевелить игроков.
Иван Осипов, основатель компании Vityaz Group: «Игра длилась два с половиной дня. Все началось с вечерней эмоциональной «прокачки» в первый день. Выровняли настроение, погрузив в атмосферу игры, зародили интригу, дали начальный заряд энергии. У всех появилось предвкушение завтрашнего дня и азарт».
/Совет: предварительная работа с командой продуцирует вовлеченность!/
И еще два дня на одном дыхании. Серия испытаний была четко подобрана таким образом, чтобы эмоции участников двигались по нарастающей, закрепляя и усиливая только что полученный эффект.
/Совет: эмоции должны двигаться только по нарастающей!/
Многоплановость испытаний позволяла игрокам применять грамотное распределение ролей, подключая нужные черты и навыки по мере необходимости и используя весь ресурс команды. Ловкость, сила, смекалка, командное взаимодействие, навыки управления – все шло в ход.
Испытания и декорации, разработанные специально для игры, гармонично вписывались в атмосферу и пейзаж, не оставляя место сомнениям. Тот самый пресловутый маркер «верю / не верю» работает не только на театральных подмостках. Четко выверенная логичность происходящего – один из основополагающих принципов тимбилдинга.
«Даже хорошо работающий реквизит, концептуально притянутый к теме мероприятия, теряет большую часть своего эффекта. Все участники понимают, что это игра, а значит, условность, но, когда на поляне отеля размещаются надувные конструкции, а наша тема — космические завоевания, это, мягко выражаясь, не вызывает понимания у игроков».(Тимбилдинг не работает. Можно ли превратить игру в эффективный бизнес-инструмент? / Иван Осипов. – М.: Альпина ПРО, 2024.)
/Совет: атмосфера должна быть грамотно сбалансирована!/
Один из самых ярких эффектов: чувство преодоления. В случае топ-менеджеров это очень мощный катализатор последующих позитивных эмоций и забывать о нем в выстраивании сценарной части командообразующего мероприятия не стоит.
Наталья Епишева, директор по продажам Askona РФ:«Отлично работает точный микс физических упражнений — когда ты преодолеваешь себя, когда ты себя проверяешь, когда у тебя стресс для организма — с логикой, с последовательностью и с командными задачами. Vityaz Group, на мой взгляд, делает это вообще безупречно».
Иван Осипов, основатель компании Vityaz Group:«Мало кто из команды мог бы представить, что будет держать зубами живую рыбу, стрелять из лука в воде, изо всех сил грести на каноэ к заветной цели. Справились. Прошли. Победили. Самый яркий индикатор эмоции – горящие глаза».
/Совет: игра для игроков! И нужно понимать, что важно именно для них!/
Жизнь после тимбилдинга
Проект «Время героев» один из классных показателей эффекта игры: максимальные эмоции игроков – однозначный успех. А еще это базис для эффективности. Полученные эмоции необходимо грамотно закрепить, пролонгировать и заложить в основу дальнейшей мотивации. Тимбилдинг – это процесс, а не разовое мероприятие. И уровень его эффективности зависит не только от качества проведения самой игры, но и от всей последующей работы.
Игра как смысловое ядро долгосрочной мотивационной программы приобретает для команды образ желаемой награды, к которой по-настоящему хочется стремиться.
«Системный подход в командообразовании предполагает выстраивание многоступенчатого процесса, который объединяет все точки воздействия на персонал в единую последовательность. И тимбилдинг как мероприятие является одной из наиболее важных частей — но не единственной! Иными словами, мы рассматриваем тимбилдинг не как отдельно взятое мероприятие, а как часть постоянного процесса, имеющего множество элементов и стадий, комплексно ориентированных на повышение эффективности работы команды».(Тимбилдинг не работает. Можно ли превратить игру в эффективный бизнес-инструмент? / Иван Осипов. – М.: Альпина ПРО, 2024.)
/Совет: о проведенной игре нельзя просто «забыть»!/
Измеримые эффекты командообразующей игры
И в завершении рассказа еще немного об эффективности. А точнее, о ее измеримости. Да, эффективность от тимбилдинга можно и нужно измерять!
«Для оценки пользы тимбилдинга с последующим переводом ее в деньги нам понадобится определить ряд показателей и способов их замера. Под показателями я понимаю количественные характеристики текущего состояния конкретного параметра. Это числовая индикация, которая помогает отслеживать и анализировать изменение прогресса или регресса параметра, который мы замеряем. Оценка эффективности при помощи показателей осуществляется исключительно в динамике». (Тимбилдинг не работает. Можно ли превратить игру в эффективный бизнес-инструмент? / Иван Осипов. – М.: Альпина ПРО, 2024.)
Эффективность командообразующего мероприятия в большинстве случаев имеет вполне конкретное финансовое выражение и может быть не просто определена постфактум, но и изначально заложена в план.
Наталья Епишева, директор по продажам Askona РФ:«В план я обязательно закладываю прирост 5–7% выручки по России. Формируя план и понимая, что у меня будет сейчас в июне-июле игра, я каждый месяц обязательно закладываю 5–7%».
/Совет: эффективность тимбилдинга следует измерять!/
«Время героев» компании «Аскона» – это отражение четкого и верного алгоритма на пути к конкретной измеримой эффективности. К сожалению, такой выверенный и грамотный подход к работе с тимбилдингом пока встречается довольно редко, но с каждым днем мы приближаемся к безусловной необходимости пересмотра привычной, но устаревшей реальности.
И вишенка на торте: прекрасное видео с эмоциями и комментариями игроков!
Реклама ООО Центр «Витязь» erid 2VtzqvtqiU2 erid 2VtzqwMTp19
Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных в целях функционирования сайта. Нажимая кнопку «Согласен»,
Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться