Поиск по тегам

Поиск по компаниям

Стандартные методы обучения не работают. Как увлечь персонал и сделать обучение эффективнее

Стандартные методы обучения не работают  Как увлечь персонал и сделать обучение эффективнее

Сегодня представители практически всех отраслей экономики не понаслышке знают о нехватке квалифицированных кадров. При этом современный бизнес нуждается в работниках, которые обладают не только всеми необходимыми hard skills, но и такими важными личными качествами, как мотивированность, ответственность и осознанность. Кандидаты, изначально имеющие весь арсенал подобных качеств, оказываются наиболее эффективными с экономической точки зрения. Однако найти и привлечь такого человека очень непросто. В среднем, на закрытие одной вакансии уходит от трех до пяти месяцев. Оптимальным решением проблемы кадрового голода стали сохранение и удержание кадров, активная работа над формированием кадрового резерва, переобучение и повышение квалификации собственных сотрудников посредством программ корпоративного обучения.

Компания EcoStandard group делится с HRbazaar опытом разработки обучающих курсов под конкретный запрос.


Немного цифр

Обучение работников помогает развитию бизнеса и персонала, повышает его эффективность и лояльность сотрудников. Согласно опросу IBM Smarter Workforce, сотрудники, которые считают, что они не развиваются в компании, покидают ее в 12 раз чаще, чем те, что видят свои карьерные перспективы. Более того, отсутствие возможностей дополнительного обучения приводит к тому, что до 50% сотрудников покидают компанию в течение первых 4-18 месяцев работы. 

Стандартные методы обучения не работают  Как увлечь персонал и сделать обучение эффективнее

По исследованиям Копенгагенской школы бизнеса за 2021 год, профессиональное развитие внутри компании имеет наибольшую ценность для 68% сотрудников. Исследование 2500 предприятий, проведенное ATD, утверждает, что компании, уделяющие приоритетное внимание развитию персонала, получают в 2 раза больше выручки на 1 сотрудника, в сравнении с теми, что не инвестируют в обучение своего персонала.

Отсюда следует, что грамотно организованное корпоративное обучение позволяет не только повысить эффективность компании в части получения прибыли и ускорить достижение стратегических целей, но и способствует формированию здоровой и творческой атмосферы в деловом коллективе. В организациях, сумевших создать мотивированный и вовлеченный в процесс коллектив, реже случаются и разного рода нештатные ситуации, вызванные дисциплинарными нарушениями. 

Желая добиться максимального эффекта от обучающих мероприятий работодатель зачастую не ограничивается лишь своими силами и привлекает лицензированные учебные центры для повышения квалификации своих работников, проведения их аттестации и переаттестации. Программы тщательно продуманы и полностью соответствуют законодательству. Организация проводит все требуемые мероприятия в срок. Однако на деле выясняется, что сотрудники не применяют полученные знания и умения в своей работе. Приобретенные навыки оказываются либо бесполезны, либо недостаточно отработаны: работник делает все «по-старому».


Почему стандартные методы обучения не работают

Работодатель организовал обучение так необходимых для него специалистов: инвестировал время и средства, оплатил программы и нанял преподавателей. В большинстве случаев обучение проходит в рабочее время с отрывом от производственных процессов, но и с этим работодатель готов мириться ради будущей выгоды. И вот обучение пройдено, но ожидаемый эффект так и не наступает. Что же пошло не так? Причин может быть несколько.

  • Много информации, сложная подача. Попытки сэкономить и в рамках одного обучения «объять необъятное» приводят к тому, что слушатели не вникают в процесс и не выносят ничего полезного для себя, кроме сертификата о прохождении некоего курса.
  • Низкая адаптивность обучающих программ. Проверенный и отлично зарекомендовавший себя курс для представителей одной отрасли может оказаться практически бесполезным для работников другой отрасли. 


Оптимальным решением становится разработка обучающих курсов под запрос заказчика

Подобный подход позволяет учесть такие важные факторы, как, например, уровень подготовки аудитории, конкретный функционал и обнаруженные пробелы в знаниях. Очень важно объяснить слушателям цели и конкретные задачи прохождения того или иного обучения. Рассказать о его прикладной пользе и дальнейших возможностях, которые работник получит, пройдя его. Новые знания должны становиться полезным дополнением к уже имеющимся. 

При создании или адаптации курса нужно, чтобы он учитывал не только профессиональную специфику, но и соответствовал особенностям взрослой аудитории. Для того, чтобы убедить состоявшегося специалиста изучить и начать применять новые знания, необходимо отводить ведущую роль самим обучающимся. 

Стандартные методы обучения не работают  Как увлечь персонал и сделать обучение эффективнее

Различные форматы можно комбинировать между собой и подбирать наиболее эффективные пути достижения желаемого результата.

Разнообразие форматов подачи информации позволяет поддерживать постоянный интерес обучающихся, активно вовлекает их в процесс получения знаний и реального освоения навыков на практике.

Стандартные методы обучения не работают  Как увлечь персонал и сделать обучение эффективнее


Что важно учитывать для разработки программ обучения под заказ

При разработке и организации обучения во главе угла всегда должна стоять задача, которую хочет решить заказчик. Поэтому начинать всегда следует с беседы с заказчиком и четко прояснить и зафиксировать все детали и нюансы запроса. В случае, если дискуссия с клиентом привела к выводу, что стандартные программы не полностью отвечают его требованиям, значит необходима другая программа или же иной формат. В некоторых случаях требуется сперва обучить самих руководителей и только после этого браться за обучение линейных сотрудников.


Составляющие эффективного обучения

  • интересный и качественный контент 
  • мотивация для прохождения курса
  • прикладной характер получаемых знаний 
  • харизма и личные качества преподавателя 

Да, стоит  уделить время и тщательному подбору персоны самого обучающего — внешний вид, риторика и манера держаться — успех всего мероприятия зависит и от нее. Педагог должен в первую очередь выглядеть и изъясняться уместно.

Напомним, что формат процесса обучения должен быть легким для восприятия, интересным и вовлекающим. Отличные результаты показывают интерактивные обучения и онлайн форматы. Это могут быть видео-уроки, вебинары или, например, специально разработанные 3D-туры с индикацией разного рода опасностей и рекомендациями по их ликвидации. На сегодняшний день обучение требует разработки интересного и качественного контента, способного заинтересовать и вовлечь обучающихся.

Кейс: оценка производственных рисков для металлургической компании

Оценка рисков — это выявление опасностей, возникающих в ходе работы сотрудника, и определение тяжести их последствий. Оценивается, например, вероятность падения при выполнении работ на высоте во время мойки окон многоэтажного здания или повреждения глаз металлическим опилками при сварке. От того, какие риски будут выявлены, и будут зависеть принятые меры для создания безопасности на конкретных рабочих местах: подбор средств индивидуальной защиты, корректировка условий труда, формирование необходимых программ обучения.

Грамотно проведенная оценка рисков дает сотрудникам возможность предусмотреть возникновение опасностей и предупредить их, а в случае все же возникновения разработать меры по защите жизни и здоровья. То есть стимулировать выполнять работу не «на автомате», а осознавая все возможные риски для жизни и здоровья. Это позволяет защитить себя в нештатной ситуации, сберечь здоровье и даже сохранить работнику жизнь. Нестандартный подход к обучению был выбран из-за специфики производства и важности задачи поставленной задачи — сохранить жизни.

Компания EcoStandard group получила запрос от металлургической компании. Обучали специалистов по охране труда заказчика проведению оценки рисков на нескольких производственных площадках заказчика в очном формате с выездом преподавателей на места. 

Подготовительная работа экспертов при разработке программы для данного обучения включала подробный анализ стандартов и процессов работы заказчика, обсуждения видения процесса обучения и желаемых его результатов с ответственными лицами компании. В разработке программы участвовали не только эксперты по оценке рисков, но и методисты образовательных курсов, благодаря чему программа была приведена в соответствие с запросом аудитории. Преподаватели приезжали на площадки и часть дня посвящали знакомству с конкретным производством, чтобы отразить все тонкости во время практики.

В рамках теоретической вводной части эксперты EcoStandard group рассказывали о процедуре и методах оценки рисков на примерах производства заказчика. Практическая часть проводилась с выходом в цеха. Ведь слушая лекции или решая задачи, глядя в монитор, невозможно действительно освоить новый навык — необходима его физическая отработка. Обучающиеся своими глазами должны увидеть существующие риски и лично проделать все необходимые манипуляции по их устранению. Слушатели делились на группы,  изучали риски на рабочих местах конкретного производства. В завершении, уже в аудитории участники проводили оценку рисков по методам, принятым в компании клиента, и защищали свои результаты.

Перед началом каждого потока обучения проводилось входное тестирование, решение кейсов и проверки знаний участники об оценке рисков. Далее в программу вносились небольшие корректировки в зависимости от полученных результатов.

Такой подход к разработке программы под запрос заказчика позволил сделать обучение практико-применимым, актуальным для слушателей и помог бизнесу решить его конкретные проблемы — сделать труд работников максимально безопасным.


Простой алгоритм, как сделать эффективный курс

Стандартные методы обучения не работают  Как увлечь персонал и сделать обучение эффективнее

Наконец, все пожелания заказчика учтены, программа разработана и слушатели приступили к освоению нового и такого нужного материала. Как только обучение было завершено, работодатель ждет результата — повышения эффективности труда, и не на первые дни, а на многие месяцы вперед. Как же обеспечить долгоиграющий эффект от пройденных курсов?

Крайне важно обеспечить так называемый «посттренинг» — поддержку и мониторинг по завершению программы обучения. Отслеживание того, как используются изученные навыки, в том числе, помогает и мотивировать работников их применять. Для этого целесообразно ввести различные чек-листы и инструкции, систему финансовых и нефинансовых вознаграждений. 

«Например, в охране труда одним из обязательных курсов является обучение оказанию первой помощи. Отличный результат приносят внеплановые проверки знаний с отработкой навыков оказания первой помощи и порядка действий работников в нештатных ситуациях. Как один из вариантов такой проверки, можно проводить инсценировки тех или иных неблагоприятных событий на предприятии. Как сказал классик, «обучение – это не зрительский спорт». Контроль применения полученных на обучении знаний позволяет в плановом порядке выявлять слабые места и оказать работнику помощь в отработке требуемых навыков в случае, если что-то не удалось освоить сразу», – заключает Алена Федоренко, руководитель Учебного центра по разработке программ EcoStandard group.

То есть следует показать обучающимся, что вся информация, предлагаемая им в процессе обучения, имеет практическое применение в их работе, а ее освоение и применение будет поощряться и даже вознаграждаться руководством.


Кейс: оформление наряда-допуска к выполнению работ повышенной опасности

Это прекрасный пример случая, когда стандартные методы обучения не в силах принести требуемые результаты заказчику. Оформление наряда-допуска (НД) — это одно из главных мероприятий для безопасного производства работ с повышенной опасностью (например, для выполнения работ на высоте или огневых работ). Этот документ содержит информацию о тех мерах безопасности, которые должны быть приняты во время выполнения работ.

В данном случае, компания-заказчик — представитель нефтегазовой отрасли — переходила на оформление цифрового наряда-допуска взамен бумажного. Таким образом, запрос поступил на разработку курса, который не просто обучит слушателей заполнять НД в цифровом формате на специализированной платформе, но и мотивирует их подходить к этому процессу максимально осознанно.

Для данного обучения была разработана смешанная программа обучения по стандартам заказчика. В ней были учтены все нюансы его производственного процесса. Теоретическая часть — интерактивный онлайн-курс с видео роликами, отрисованными в привычном корпоративном формате клиента. Отработка практической же части проходила в формате специально разработанного очного тренинга. Таким образом, обучение стало легким для восприятия и запоминания.

По завершению очного тренинга заказчик получил всю методологию. То есть наши специалисты обучили внутренних тренеров компании в дальнейшем проводить этот курс самостоятельно. Руководители компании-заказчика также получили чек-листы с вопросами, которые позволят проверять готовность работников применять полученные навыки. Подобного рода постпрограммный мониторинг дает возможность оценивать эффективность проводимого обучения.


Стандартные методы обучения не работают  Как увлечь персонал и сделать обучение эффективнее

Алена Федоренко, руководитель Учебного центра по разработке программ EcoStandard group


Для размещения отзывов необходимо

Словарь

Адаптация персонала

Адаптация персонала — комплекс усилий и мероприятий, направл...

Аренда системы дистанционного обучения

Аренда системы дистанционного обучения — передача провайдеро...

Асинхронное обучение

Асинхронное обучение – это обучение, в котором контакт...

Каскадное обучение

Каскадное обучение  — обучение персонала, проходящее в неско...

Коллаборативное (совместное) обучение

Коллаборативное (совместное) обучение (англ. – collabo...

Латентное обучение

Латентное обучение (Latent training) — вид случайного обучен...

Лояльность персонала

Лояльность персонала – благожелательное отношение к ко...

Обучение

Обучение (Learning; Teaching; Training) — целенаправленный и...

Оценка персонала

Оценка персонала – вся совокупность мер, направленных ...

СКО (Система корпоративного обучения)

Система корпоративного обучения (СКО)  — T&D программы к...

Стереотипы обучения

Стереотипы обучения — внутриличностные устойчивые парадигмы ...

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar