Эта картина ближайшего будущего, а где-то уже настоящего. Так кто такой этот специалист по самообучению: какие задачи он решает, какими качествами обладает и как им стать?
«Самообучающие» задачи
Выделим три глобальные задачи нового характера для области корпоративного обучения (самообучения) в условиях самообучающейся организации.
Первой и основной задачей специалиста по самообучению является передача ответственности за обучение самим сотрудникам и развитие в них так называемой «проворности в обучении». Многие организации именно так называют «умение учиться» в качестве корпоративной компетенции.
Майкл Ломбардо и Роберт Эхингер впервые предложили термины «learning agility» (пер. на русс. «проворность в обучении») и «learning-agile people» (в пер. на русс. «проворные в обучении люди») в своей книге «Машина лидерства». По их мнению «проворные в обучении люди» обладают похожими чертами, а именно:
· критически мыслят и глубоко анализируют проблемы, создавая новые причинно-следственные связи;
· хорошо осознают себя, знают и эффективно используют свои сильные стороны, понимают как компенсировать слабые черты;
· не боятся экспериментов и чувствуют себя комфортно во времена перемен;
· достигают результаты через создание команд и свой личный драйв.
Не эти ли люди являются сегодня лидерами наших организаций, не этих ли людей мы записываем в кадровый резерв как «HiPo» («high potential» = «с высоким потенциалом»), не эти ли люди достигают максимального успеха в жизни и в карьере? Специалист по самообучению должен способствовать развитию компетенции «умение учиться» на уровне всей организации, приближая все больше и больше людей к этой самой «проворности в обучении».
Эта задача, наверное, самая сложная, поскольку в организациях мы имеем дело со сформированными личностями, которые с детства имеют установки, определяющие их стратегии научения и отношение к обучению. Однако следующие две задачи помогут в каком-то смысле справиться и с этой.
Второй задачей является создание «пространства для самообучения».
Давно уже ученые, занимающиеся психологией развития человека, пришли к выводу, что условия, в которых находится индивид или группа индивидов, играют решающую роль в становлении их как личностей. Человек, как биологический вид, рождается с большим репертуаром возможностей. Выбор же конкретного пути из многочисленных направлений зависит именно от среды обитания. В контексте организации средой мы можем называть физическое пространство для работы и культуру людей, которые это пространство заполняют.
Ключевой функцией привычного нам специалиста по обучению и развитию персонала является разработка и проведение тренингов для сотрудников, то есть другими словами — формальное обучение.
Есть такое мнение, что в формальное обучение (например, тренинги, конференции, e-learning) инвестируется до 80% бюджета на корпоративное развитие, тогда как в 80% случаев эффективным является именно неформальное обучение (например, разговоры в коридоре, общение в социальных сетях, решение реальных рабочих задач) (Рис. № 4). Напрашивается вывод, что нынешние системы обучения и развития персонала контролируют только 20%, а то и меньше(!), всего происходящего в компании обучения. Очевидно, что бизнесу выгоднее работать именно с неформальным обучением.
А делать это можно через создание условий для комфортного неформального обучения людей — правильного физического пространства и, главное, «самообучающей» культуры! Первое сделать проще, чем второе. Второе, если сделать, несмотря на долгосрочность цели и трудности в измерении результата, фактически и есть основа самообучающейся организации. Здесь будет работать все, что работает в области развития корпоративной культуры. И, на мой взгляд, самое главное — коммуникации, коммуникации, коммуникации.
И наконец, третья глобальная задача — предоставление качественных ресурсов для самообучения.
Тренинги, карьерный коучинг, e-learning, мероприятия, библиотека, корпоративная блогосфера, консультации по созданию Индивидуальных Планов Развития — все это можно предоставлять сотрудникам в качестве ресурсов для самообучения. Только при условии, что люди сами об этом просят, сами записываются на тренинги, сами составляют планы развития. Другими словами ведущая роль в обучении — у сотрудников! Специалист по самообучению в организации оказывает лишь поддержку.
Еще в адаптационный период нового сотрудника ориентируют в богатстве выбора всех ресурсов и, конечно, «учат его учиться в нашей компании». А дальше сам, так как «у нас выживают только те, кто непрерывно учится».
«Самообучающие» требования
Новая роль специалистов в области корпоративного обучения (самообучения) потребует иной уровень профессиональных компетенций.
Определяющими, на мой взгляд, являются эти шесть:
· умение учиться (специалисты по самообучению должны быть ролевой моделью для остальных сотрудников);
· гуманистический подход к работе (сотрудники — люди, причем индивидуальности, а не «человеческие ресурсы»);
· системное знание о том как учится человек в течении жизни (психология научения);
· умение вдохновлять людей на поиск себя в организации и на постоянное самосовершенствование (для этого владение ораторским мастерством, техниками коучинга, тренинга, наставничества явно не помешают);
· техническая «подкованность» (умение использовать новые технологии в обучении, создавать технологически инновационные ресурсы для обучения);
· творческое мышление (работа с «живыми» людьми, поиск индивидуального подхода, а также создание «пространства для самообучения» потребует нестандартности мышления).
«Самообучающий» путь в профессию
Специалист по самообучению — это профессия не будущего, а уже настоящего. Компании, использующие «механистическую» модель организационного обучения («люди — ресурсы и их надо развивать»), уже проигрывают в ходе естественного отбора современного мира бизнеса, не выдерживая конкуренции с более «проворными в обучении» организациями («люди — люди, способные учится сами»).
Как говорит Джим Коллинз, автор замечательной книги «От хорошего к великому», «сначала кто, а потом что». Так что чем быстрее в организациях появятся реальные профессионалы в области самообучающихся организаций, тем быстрее сотрудники возьмут на себя ответственность за свое постоянное развитие.
Итак, начните с себя!
Во-первых, учитесь учиться. Попробуйте осознать как вы учитесь, для чего, какие возможности используете для реализации своих познавательных потребностей, как поступаете, когда не получается овладеть желаемым знанием или умением сразу?
Во-вторых, подумайте о том, какие условия (физическое пространство, действия руководства, пример коллег, ценности компании) внутри организации могли бы быть для вас поддержкой в вашем стремлении учиться самостоятельно и постоянно повышать эффективность своей работы.
В-третьих, какие качественно новые ресурсы (аудиторные занятия, новые технологии в обучении, инновационные методики и т. д.) могли бы пригодиться вам для реализации вашего индивидуального плана развития.
***
А теперь вернемся к началу статьи и вспомним счастливых людей, «самообучающихся» за чашкой кофе, лежа в гамаке, сидя на полу… А что, если они и вправду эффективнее тех, кто ежедневно с очень серьезными лицами «работает»? А что, если прав немецкий писатель-сатирик-ученый-физик эпохи Просвещения К. Г. Лихтенберг, который сказал: «Как много ненужного чтения могли бы мы избегнуть при самостоятельном мышлении!»? А что, если рискнуть, реконструировав всю систему организационного обучения и развития, и стать специалистом по… самообучению?
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться