Поиск по тегам

Поиск по компаниям

С юмором по корпоративной жизни

03 апреля 2012, 16:07 | Мнения, Управление эффективностью, HR-менеджмент,
С юмором по корпоративной жизни

Trainings.ru Редакция

Инна Карачевцева

3 апреля 2012 г.

«Если ваша компания лишена юмора,

она лишена человечности.

Ведь в ее стенах подавляется одно

из самых естественных человеческих проявлений».

David J. Abramis, Профессор Калифорнийского университета

«При выборе партнера ничто не имеет такого первостепенного значения, как его чувство юмора», — уверен Виллибальд Рух, исследователь юмора, профессор психологии Университета Цюриха.

Не думаю, что это утверждение абсолютно верно для выбора работодателя. Но то, что юмор в корпоративной культуре работает на привлечение, удержание и вовлечение персонала, не вызывает сомнений. И, к счастью, большинство компаний с этим согласны.

Вот, что рассказали нам участники недавнего опроса на Trainings.ru:

Что написано пером…

Оказывается, почти каждая пятая компания официально отразила ценность юмора в своей корпоративной культуре. Например, в правилах группы компаний «Food Service Capital» записано, что на «любом совещании любой его участник может, если посчитает это уместным, рассказать анекдот, просто пошутить».

Производитель мороженого и молочных десертов «Меноркина Калисе Груп Инк.» так раскрывает одну из своих корпоративных ценностей: «Наш бизнес — дело серьёзное. Но это не означает, что нужно забывать об оптимизме и чувстве юмора. Мы приветствуем оптимизм и чувство юмора, считаем их необходимыми и даже обязательными в повседневной жизни компании».

В компаниях «ЛайтСофт»и «Wood Mackenzie» чувство юмора — одно из требований к соискателям.

А вот выдержка из кодекса «Открытых Технологий»: «Мы приветствуем юмор в общении между людьми. Независимо от своего возраста, мы молоды, сильны и успешны — и поэтому относимся к миру и к самим себе с легкой иронией. Юмор и ирония (в частности, самоирония) — это признаки ума, а нам хочется, чтобы в команде работали развитые, интеллектуальные люди».

Юмор как менеджерский навык

Насколько важен юмор в работе менеджера?

61% участников исследования[i]Юрия Ситникова, тренера компании Feedback, отметили высокое значение юмора для рабочего процесса в целом и для руководителя в частности. Именно юмор занял 3е место в списке самых значимых для подчиненных качеств руководителя, обогнав такие классические характеристики как принятие решений и постановка задач.

Юрий видит в юморе эффективный для менеджера инструмент управления эмоциональным фоном коллектива. Результаты проведенного исследования позволили ему сделать вывод о том, что юмор помогает руководителю стать лидером для своих подчиненных. «Плюсом данного явления является то, что коллектив не просто выполняет должностные инструкции, но готов „идти“ за руководителем, – поясняет Юрий Ситников. — Деятельность сотрудников уже регулируется не только формальной системой поощрений и наказаний, но и внутренним стремлением работников следовать за лидером, быть похожими на него. Благодаря этому повышается уровень доверия к руководителю, возрастает мотивация, удовлетворенность трудом».

Автор «Тренинга остроумия», директор академических программ Стокгольмской Школы Экономики Елена Сидоренко так раскрывает значение юмора для менеджера: «… менеджер „заражает“ людей тем состоянием, в котором сам находится.(…) Хочешь заразить драйвом — сам будь в драйве. Уверенностью хочешь заразить — сам излучай уверенность. Но как ввести себя в нужное состояние? Один из способов и состоит в комическом преобразовании ситуаций, в юмористическом отношении к себе, в способности превратить неприятную ситуацию в повод для шутки или юмористического рассказа».

В свете всего вышесказанного абсолютно логичным выглядит предложение Пола МакГи (Paul McGhee), президента компании «The Laughter Remedy» и исследователя юмора, рассматривать юмор как один из менеджерских навыков. Пол Макги приводит целый список добрых дел юмора в компании:

· улучшение коммуникации,

· укрепление связей между сотрудниками,

· повышение боевого духа и мотивации,

· устранение барьеров во взаимодействии менеджеров и их подчиненных,

· создание атмосферы доверия и психологического комфорта,

· стимулирование творчества в решении проблем.

Так или иначе все перечисленное входит в круг задач эффективного руководителя. Так почему бы не решать их с помощью юмора?

Ресторанная сеть McGuffey’s Restaurants выбрала именно такой вариант. Помимо прочего ее менеджеры оцениваются и по тому, насколько весело сотрудникам с ними работать. Этот критерий отвечает за 20% от суммы их прибавки к зарплате по результатам ежегодной оценки. Некоторое время назад в Hewlett Packard начали официально оценивать умение своих руководителей повышать энтузиазм сотрудников через использование юмора.

Одним из ярких примеров существования юмора как менеджерского навыка и вообще стиля жизни компании является американский интернет-гигант по продаже обуви и одежды Zappos. Zappos известен всему миру своей удивительной корпоративной культурой и особым отношением к клиентам. Одна из ценностей компании звучит как «Создавать атмосферу веселья и небольшого сумасшествия». Ей полностью соответствует практика «экспресс-свиданий», которую Тони Шей, СЕО Zappos, придумал для отбора стажеров. В газетах размещаются объявления, кандидатов в назначенный час ждут накрытые столы с напитками и закусками. Звучит танцевальная музыка. Люди должны представиться группе и поделиться смешными случаями из жизни. Старый кухонный таймер отсчитывает пять минут, по сигналу ведущего все кричат хором: «Меняемся» и кандидаты должны перемещаться к следующему интервьюеру. О том, насколько сотрудники дорожат работой в компании, говорит тот факт, что меньше 1% стажеров принимают щедрое предложение: взять 2000 долларов уйти из компании по окончанию испытательного срока.

Нельзя с уверенностью сказать возведен ли юмор в ранг менеджерского навыка в корпорацияхSun и Lego, но то, что он там процветает — это точно. В хрестоматию корпоративного юмора вошли шутки их сотрудников. Первые (Sun) отогнали «Феррари» одного из основателей компании на остров посредине пруда перед офисом, а мост разобрали.

А работники тематического парка Legoland подменили внедорожник своего генерального директора на его копию, сделанную из кирпичиков Lego. Причем владелец заподозрил неладное, только приблизившись вплотную к авто.

Если юмору в компании не место…

Польза юмора для компании кажется очевидной. И все же почти 21% участников опроса Trainings.ru заявили о том, что в их компаниях ему нет места. Можно предположить, что такие компании считают, что:

— юмор отвлекает сотрудников от работы,

— юмор нарушает субординацию,

— юмор создает имидж несерьезной компании, что недопустимо в бизнесе.

Юрий Ситников обращает внимание на то, что еще одним поводом откреститься от юмора является ассоциирование его исключительно с подтруниванием, сарказмом, насмешками. Такие проявления действительно бывают крайне неприятны. Зачастую они привносят в коллектив напряжение, конфликт, ухудшают эмоциональный фон. Однако, Юрий уверен, что это повод не отвергать юмор вовсе, а учиться использовать его во благо.

Что можно посоветовать 21% чрезмерно серьезных компаний? Читайте нашу статью и попробуйте делать свой серьезный бизнес с юмором!

[i] Исследование проведено в 2009 году в рамках дипломной работы «Юмор как механизм взаимодействия лидера с последователями», кафедра социальной психологии факультета психологии СпбГУ.

При републикации материала ссылка на HRbazaar.ru обязательна


Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar