Поиск по тегам

Поиск по компаниям

Обучение как архитектура: зачем компаниям свои бизнес-педагоги

Обучение как архитектура  зачем компаниям свои бизнес педагоги

В компаниях растет запрос на обучение, которое не просто вдохновляет, а меняет действия. Всё чаще бизнес ожидает от тренеров и HR-экспертов не харизмы, а методической точности, системности и внятного результата.

О том, как этому можно научиться — рассказывает Наталья Жадько, профессор, бизнес-тренер и руководитель магистратуры “Бизнес-педагогика” в МГПУ. В этом материале — 17 лет опыта, собранного в одной программе. И ключевые ориентиры для тех, кто отвечает за обучение взрослых в организациях: HRD, T&D и внутренних тренеров.

Зачем бизнесу педагогика

“Новое — это не улучшенное старое. Это вообще другая деятельность”, — говорит Наталья Жадько. И с этого начинается разворот в понимании профессии. Бизнес-педагогика — это не только корпоративное обучение. Это подход, в центре которого — не форма, а результат. Здесь не учат “держать флипчарт” или “разогревать группу”. Здесь учат проектировать обучение, способное менять деятельность.

Инсайт от эксперта
Люди, впервые попав в магистратуру, часто ожидают привычного обучения. Получают — интенсивную работу мышцей, которую давно не тренировали: мыслительной.

Именно поэтому формат магистратуры оказался так точен. Он требует глубины, времени и готовности к трансформации. “Люди приходят с ожиданием инсайтов— а получают необходимость думать, писать, проектировать. Не все выдерживают. И это нормально”.

Кто идет в магистратуру: женщины, кризис и зрелость

Портрет студента магистратуры по бизнес-педагогике звучит как социологический портрет зрелого кризиса: “Это люди, которые хотят изменить то, что происходит в их профессиональной, а часто — личной жизни”. 80% — женщины. Многие из них уже состоялись в профессии. Кто-то приходит из крупных компаний, кто-то из частных школ, кто-то с рынка открытых тренингов.

Цифра к размышлению
30% студентов не доходят до выпуска. Магистратура — это марафон, а не перезагрузка за выходные.

Инсайт от эксперта
Возрастной диапазон студентов — от только что окончивших бакалавриат до тех, кому за 60. Объединяет их одно — потребность в новой роли и новой деятельности.

“Это не всегда тренеры. Это могут быть методисты, HR, руководители центров. Это всегда — взрослые люди с запросом на переход”.

Обучение как архитектура  зачем компаниям свои бизнес педагоги

Что получают на выходе: другой язык и другие цели

Главный дефицит, с которым приходят — отсутствие понимания, как учить деятельности. “Они умеют развлекать, пересказывать, использовать визуалки. Но часто не умеют учить действовать по-новому, иначе.То, чего ждут заказчики. Речь идёт о совсем другом уровне проектирования содержания”.

Выпускники магистратуры учатся говорить глагольно — в прямом смысле: не “повысить осознанность”, а “сделать шаг, изменить поведение, построить систему”. Они учатся упаковывать любой контент в структуру, которую поймёт и одобрит заказчик. И, наконец, они учатся разговаривать с этим самым заказчиком на одном языке.

Инсайт от эксперта
Наличие методического языка и проектной логики — то, что отличает выпускника магистратуры от “пересказчика”. Это конкурентное преимущество на переговорах с бизнесом.

Тренды? Или все как всегда

На вопрос о трендах последних лет Жадько отвечает категорично: “Ничего не меняется. Меняется форма, не суть. Человек не меняется. И заказчик всё так же хочет видеть результат ДО старта обучения”.

Да, есть технологические сдвиги. ChatGPT, гайды, авто-презентации. Но, если у человека нет экспертности, никакой генератор не поможет. “Желание быть экспертом — по-настоящему — не исчезает. Просто теперь это видно сильнее: кто эксперт, а кто им прикидывается”.

Инсайт от эксперта
Главный сдвиг последних лет — рост спроса на обучение рабочих специальностей. Там нужны не шоу, а инструкции, понятные и повторяемые.

HR: от рекрутера к создателю образовательной экосистемы

Может ли HR сам стать бизнес-педагогом? Да, но не каждый готов меняться. “HR с сильной позицией в компании может быть отличным образовательным архитектором. Проблема в том, что психологическое образование дает мягкий взгляд на человека. А наш педагогический подход — это про систему, не про настроение”.

Жадько подчёркивает, что всё чаще HR приходят с запросом: как построить корпоративный университет? Как не просто отправлять сотрудников на курсы, а создать внутренний центр компетенций? И в этом смысле бизнес-педагогика — не просто “про тренеров”. Это про архитекторов изменений.

Инсайт от эксперта

Создание учебного центра — это выход из тонких HR-практик в жесткую стратегическую зону. Переход не всегда комфортный, но необходимый.

Преподаватель как практик: теория, подтверждённая полем

“Я не вузовский преподаватель, который читал про это в книжке. Я тренирую, консультирую, проектирую программы каждый день”, — подчёркивает Жадько. И именно это делает программу живой.

Магистратура работает с 2013 года. Больше 150 выпускников. Многие из них — уже не просто тренеры, а руководители направлений, эксперты, основатели учебных центров. “Они не всегда понимают новый подход сразу. Иногда осознание приходит в момент защиты диссертации, иногда через два года. Но оно приходит — и это значит, что мы работаем не зря”.

Обучение как архитектура  зачем компаниям свои бизнес педагоги

Финал: профессия, которую надо придумать

Бизнес-педагогика сегодня — профессия на стыке. Она ещё не признана формально, но уже остро нужна рынку. Она требует системности, смелости, интеллектуального тонуса.

“Понимаете, тренер, который просто развлекает — он тоже нужен. Но бизнес-педагог — это про другое. Это тот, кто создаёт систему обучения, даёт предсказуемый результат и разговаривает с бизнесом на его языке. И если проект магистратуры закончится — я всё равно продолжу в других форматах. Потому что я знаю, что делаю.”

Ближайший набор — до 1 августа. Для тех, кто готов перейти из роли исполнителя в роль архитектора.

Отлично (1 отзыв)
  1. 18 июля 2025, 14:59 Светлана Иванова


Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar