Поиск по тегам

Поиск по компаниям

О бизнес-симуляции в обучении на примере опыта ОАО «РЖД»

12 марта 2012, 16:17 | Кейсы, L&D, HR-сервисы,
О бизнес симуляции в обучении на примере опыта ОАО  РЖД

12 марта 2012 г.

По данным исследования MTI System, 69% компаний запланировали проведение бизнес-симуляций в 2012 г. Николай Стеблянский, директор Корпоративного университета ОАО «РЖД», и Марина Раджабова, преподаватель-методолог отдела обучения и развития Корпоративного университета ОАО «РЖД» делятся опытом своей компании в использовании бизнес-симуляции в обучении.

Валерий Дудкин, ведущий тренер-консультант MTI System, комментирует кейс ОАО «РЖД» и дает практические советы по работе с бизнес-симуляциями.

 

В июле 2010 года начал работу Корпоративный университет ОАО «РЖД» (подробнее читайте здесь), в рамках которого была запущена 1,5-годовая программа «Корпоративный лидер». Она направлена на развитие и обучение более 1500 топ-менеджеров аппарата управления, филиалов, дочерних зависимых обществ (ДЗО) и кадрового резерва на эти должности.

Для решения задачи формирования культуры ориентации на клиента в третьем семестре программы «Корпоративный лидер» было решено использовать формат бизнес-симуляции. Была выбрана именно бизнес-симуляция, поскольку она позволяет:

· смоделировать реальные бизнес-процессы, максимально приближенные к специфике бизнеса Компании;

· эффективно закрепить и отработать ту систему знаний, умений и навыков, которая была сформирована по итогам проведения обучающих сессий в первых двух семестрах.

Бизнес-симуляция «Управление железнодорожным транспортом: формирование культуры ориентации на клиента» предназначена для развития сотрудников 4-х категорий:

1. начальники департаментов, управлений, филиалов и ДЗО;

2. кадровый резерв на эти должности;

3. заместители начальников департаментов, управлений, филиалов и ДЗО;

4. перспективные молодежные лидеры.

Цель симуляции — сформировать комплексное представление менеджеров о деятельности компании (понимание взаимосвязи различных функций и их влияния на конечный результат) и культуру принятия согласованных управленческих решений.

Бизнес-симуляция для нашей программы была разработана британской компанией «Business Today International» в тесном сотрудничестве с внутренними экспертами и преподавателями Корпоративного университета.

Процесс адаптации под специфику компании занял около 3 месяцев. Он включал в себя тестовое проведение игры для сотрудников с их последующей обратной связью о том, что необходимо изменить и доработать.

Продолжительность бизнес-симуляции составляет 3 дня по 8 астрономических часов. Ее проводят преподаватели Корпоративного университета, сертифицированные компанией-разработчиком.

Бизнес-симуляция представляет собой настольную игру с набором игровых фишек, игровым полем и таблицами для заполнения, в которой моделируется поэтапный бизнес-процесс перевозок грузов. Участники разделяются на три команды. Задача каждой — увеличить финансовые показатели своей компании. Подведение итогов проводится в формате фасилитации и занимает достаточное количество времени для того, чтобы каждый участник смог получить глубокий развивающий эффект.

Все без исключения участники бизнес-симуляции с азартом погружались в игровую ситуацию. Желание привести команду к победе, оставить конкурентов позади – именно такая атмосфера соревнования наполняла все 3 дня.

Нередко игроки оставались после окончания занятий, чтобы спланировать свои будущие действия лучше, чем соперники. Часто второй день симуляции начинался со слов одного или нескольких участников: «а я вот ночью проснулся и думал, думал и понял что нужно делать…». Это говорит о том насколько серьезно была воспринята слушателями сама идея обучения в форме бизнес-симуляции.

В течение всего семестра преподаватели корпоративного университета накапливали опыт проведения бизнес-симуляции и вносили коррективы в игру. В основном, изменения касались упрощения визуальной информации, инструкций, бланков для заполнения, таблиц для подсчета экономических результатов игры.

Обучение в формате бизнес-симуляции применяется в Корпоративном университете РЖД впервые. Первая бизнес-симуляция была проведена в ОАО «РЖД» в конце июня 2011 г. На сегодняшний момент обучение прошли более 1500 руководителей. Сейчас, после окончания семестра, можно с уверенностью говорить, что первый опыт был удачным. Он позволил детально оценить эффективность симуляции в решении поставленных задач.

Бизнес-симуляция предоставляет каждому участнику прекрасную возможность попробовать себя в управленческой роли и оценить свою эффективность в принятии сложных стратегических решений. Она требует от игроков серьезной концентрации внимания, так как им необходимо изучить большое количество правил, запомнить значение игровых фишек, проводить анализ рынка, его тенденций, уделять внимание определению внутренних и внешних проблем Компании, планированию стратегии и тактики решений и т. п. В бизнес-симуляции заложено более 50-ти изменяемых параметров. Для достижения успеха, участнику важно учесть внутренние особенности Компании, выделить ее сильные стороны, возможности и ограничения. Помимо этого, принимая управленческие решения, приходится учитывать интересы и потребности клиентов, а иногда и конкурентов.

Бизнес-симуляция обеспечивает высокий уровень эмоциональной вовлеченности участников. Они целиком погружаются в игровую среду и фокусируются на высокие достижения. Одновременно в процессе игры происходит соотнесение с реальной ситуацией в бизнесе и анализ возможностей для достижения необходимого результата.

Ключевой особенностью бизнес-симуляции является использование собственного опыта и знаний участников. Здесь нет теории. Тренер выполняет поддерживающую функцию, объясняет правила и контролирует соблюдение регламента.

Участники получают в свое распоряжение железнодорожную компанию, погружаются в проблемную ситуацию и пробуют решить ее с помощью имеющихся у них знаний, навыков и ресурсов. Когда они сталкиваются с тем, что существующих возможностей не хватает для решения задачи, они начинают самостоятельно искать новые способы действий, запрашивать дополнительную информацию. В этот момент происходит подлинное обучение и развитие. Участникам дается возможность методом проб и ошибок найти верное решение. Только в отличие от реального бизнеса, в симуляции цена этих ошибок не настолько высока.

Результатом бизнес-симуляции не является победа или поражение команды. Она всегда завершается определенным результатом и приобретенным участниками опытом принятия командных решений. Именно командный результат и изменение отношения к проблеме клиентоориентированности анализируется ведущим по завершении игры.

В дальнейшем мы планируем передать технологию проведения Бизнес-симуляции в филиалы Корпоративного университета ОАО «РЖД» для обучения руководителей номенклатуры начальников железных дорог и регионального единого резерва кадров. Бизнес-симуляция «Управление железнодорожным транспортом: формирование культуры ориентации на клиента» зарекомендоавала себя как полезный инструмент для обучения и развития руководителей, эффект от которого проявится в долгосрочной перспективе. Но представляется интересным использование самого формата бизнес-симуляций для решения других задач в области обучения и развития персонала в рамках Корпоративного университета. Это не только игра «Управление железнодорожным транспортом», но и другие моделирующие игры, разработкой которых будут заниматься ведущие в этой области компании.

Комментарий Валерия Дудкина, Ведущего тренера-консультанта MTI System

Использование бизнес-симуляции в комплексном проекте Корпоративного университета ОАО «РЖД» отражает тенденцию заметного роста интереса к этому формату на российском рынке корпоративного обучения. По данным исследования MTI System в рамках некоммерческого проекта «Research&Analytics» (выборка — 51 организация из 16 отраслей бизнеса), 69% компаний запланировали проведение бизнес-симуляций в 2012 г., в то время как в 2011 г. только 43% компаний использовали этот формат обучения.

На сегодняшний день бизнес-симуляция, как способ создания обучающей игровой среды, является уникальным форматом обучения руководителей разных уровней и сотрудников. Он также хорошо сочетается с привычными тренинговыми формами работы. Например, хорошую результативность показывает микширование (blended learning) привычного тренингового формата с форматом бизнес-симуляции.

Бизнес-симуляция в проекте Корпоративного универститета ОАО «РЖД» использовалась в качестве закрепляющего этапа после проведенных тренинговых программ, что позволило обеспечить условия для применения освоенной системы знаний, умений и навыков в ситуации, максимально приближенной к реальной.

При реализации менее масштабных обучающих проектов возможен подход, при котором бизнес-симуляция используется в качестве стартового этапа, в котором участники «набивают шишки». Затем проводятся обучающие тренинговые программы. А в завершении — итоговый игровой модуль, в котором сотрудники могут применить предложенные инструменты, закрепить полученные навыки и добиться в ходе игры качественно иных результатов по сравнению со стартовым игровым этапом.

Тесное взаимодействие с заказчиком является необходимым и дает возможность компании-разработчику создать математическую модель («движок») игры, достаточно точно описывающую бизнес клиента. В процессе ее создания происходит интеграция важных реальных составляющих бизнеса в модель игры, что обеспечивает максимальное приближение симуляции к бизнесу клиента. Это важный момент, который позволяет в процессе проведения бизнес-симуляции повысить уровень вовлеченности участников, когда они понимают, что играют не в очередной вариант «Монополии» (под видом «симуляций», к сожалению, иногда продают и такие игры), а погружаются в собственную бизнес-среду, сталкиваются со своими типичными бизнес-процессами и задачами и понимают, что оценка их действий в игре будет привязана к тем же показателям, что и в реальной деятельности. В проекте Корпоративного универститета ОАО «РЖД» этой составляющей было уделено особое внимание, что обеспечило максимальное эмоциональное вовлечение и погружение в игровую среду, которые были отмечены в интервью.

· Хотелось бы обратить внимание на еще один важный фактор, который наряду с моделью и правилами позволяет в полной мере воссоздать атмосферу реального бизнеса компании. Этим фактором является уровень визуализации бизнес-симуляции, а именно проработка и оформление игровых полей, фишек, игровых карточек и прочих материальных объектов, используемых при ее проведении. Несомненно, обучающий эффект может быть достигнут и при использовании достаточно условных «артефактов» когда, например, люди изображаются символичными фишками, клиенты с различными потребностями — карточками, а игровое поле – схематически описывает бизнес-процесс. Но как говорится, «дьявол — в деталях», и опыт показывает, что настоящий азарт и включенность участников появляются, когда игровое поле представляет из себя качественную большую цветную карту (если речь идет о настольной симуляции) с грамотно оформленными бизнес-процессами или красочно оформленными территориальными блоками.

Например, при создании бизнес-симуляции, моделирующей, бизнес-процессы на АЗС (авто-заправочной станции) с магазином и кафе разумно сделать следующее:

· сотрудников с разным уровнем квалификации и мотивации изобразить в виде фигурок, а не условных фишек;

· карточки, обозначающие клиентов с разными потребностями оформить в виде легковых автомашин или использовать пластиковые автомобили, а не просто карточки с напечатанным списком потребностей;

· на игровом поле смоделировать полки и разместить различные продукты (в виде маленьких карточек) в соответствии с планограммой вместо условной таблички с выкладкой различных товаров;

· бланки отчетности и прочую игровую документацию максимально приблизить к реальным.

Все это позволит участникам «пощупать» свой бизнес и существенно повысит уровень их вовлеченности в процесс игры.

Подведем итоги. Чтобы бизнес-симуляция привела к ожидаемому результату, она должна максимально отражать реальные особенности бизнеса компании, как в математической модели игры, так и на игровом поле. Помимо этого, чтобы реализовать комплексный обучающий эффект, компания-провайдер должна проанализировать и учесть при создании симуляции содержание предшествующего или планируемого тренингового обучения. Это требует от компании-разработчика, с одной стороны, комплексной экспертизы (знание и тренингового и симуляционного форматов), а, с другой, готовности к тесному взаимодействию с внутренними экспертами компании-клиента.

При републикации материала ссылка на HhBazaar обязательна.


Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar