Результатом аналитической работы явились 6 групп/кластеров компетенций, составляющих основу модели компетенций для бизнес-тренера. Наполнение данных групп «+» и «-» индикаторами (индикаторами эффективного и неэффективного поведения) позволило определить наличие компетенции у конкретного бизнес-тренера при проведении интервью, наблюдении за его поведением в процессе тренинга или при проведении Центра оценки.
Набор компетенций:
- Структурированность
- Вариативность
- Управление групповой динамикой
- Убедительность в общении
- Профессиональная осведомленность
- Цивилизованность
Конечно, разработанные компетенции бизнес-тренера требуют доработки — расширение круга респондентов, увеличение их количества. Однако уже сейчас выделенные шесть компетенций, представленные все вместе в полном объеме у бизнес-тренера, отличают его как профессионала в своей области. Наполнение компетенций отличается однородностью содержания каждой компетенции и наличием поведенческой парадигмы.
Что бы можно было дополнить/изменить по результатам проделанной работы?
На мой взгляд, сопряжение использования методов Прямых атрибутов и метода Критических инцидентов позволило бы оптимизировать процесс интервьюирования и увеличить количество наработанных поведенческих индикаторов. Последний метод подходит для анализа широкого спектра задач и позволяет разграничить эффективные и неэффективные поведенческие действия. Но следует заметить, что использование только этой методики ограничивает спектр ее использования: не все интервьируемые легко и быстро вспоминают и описывают достаточное количество инцидентов. Респондентам гораздо легче работать с компетенциями, которые прописаны и наглядны. Поэтому при использовании методов анализа работы бизнес-тренера можно было бы использовать либо совместно два метода, либо отдельно взятый метод Прямых атрибутов.
Разные роли респондентов, участвующих в выборке в роли экспертов, выразили вариативные точки зрения и подходы к выделению эффективности работы бизнес-тренера и ее оценки. Это подтвердило валидность и значимость результатов. При дальнейшем использовании модели компетенций целесообразно не только увеличивать количество опрашиваемых респондентов, но и соблюдать «баланс вариативности», т. е. привлекать РАЗНЫХ экспертов в обучении: и консультантов, и внутренних тренеров, и внешних.
Итоги проведенного исследования
Сопоставляя результаты полученных кластеров, являющихся основой для разработки модели компетенций бизнес-тренера, с наблюдениями за поведением бизнес-тренера, мы думали о его роли, предназначении, специфики его работы и личностных характеристиках.
В результате мы пришли к выводу, что одна из главных ролей бизнес-тренера является роль учителя-фасилитатора. Человека, который не просто учит, показывает положительный опыт использования технологии, инструмента, практик и т. д., а который ведет диалог со взрослой аудиторией, имеющей свой профессиональный опыт, навыки, багаж знаний, свою мотивацию. Поэтому основной целью любого тренинга является саморазвитие или развитие через оценку каждого участника, включая и бизнес-тренера.
Проделанная работа показала, насколько важно не «зацикливаться» и не фиксироваться на эмоциональной устойчивости, на решении/избегании конфликтов с аудиторией, а использовать данные поведенческие проявления для развития и управления группой как ресурсом. Поэтому по итогам разработки модели компетенций бизнес-тренера мы пришли к выводу, что не так важно учитывать индивидуально-типологический портрет бизнес-тренера (преобладание интровертированности или демонстративности). Гораздо важнее управлять вниманием аудитории и вызывать у нее уважение набором профессиональных знаний, вариативностью мышления, структурированностью содержания, убедительностью предоставляемых тезисов и, наконец, рядом качеств, которые мы определили как ЦИВИЛИЗОВАННОСТЬ.
Как можно использовать модель и кому?
Исследовательская работа подвела нас ко многим выводам: имея модель компетенций с управляющим механизмом работы с «КАК», мы всегда будем управлять процессом. Мы будем знать, КАК оценивать, выступая в роли специалиста по оценке персонала, например, а оцениваемый — бизнес-тренер — будет знать, КАК демонстрировать свои качества и умения, посредством рабочего поведения.
Разрабатываемая модель призвана помочь практикующим тренерам оценить свой уровень профессионализма и определить основные направления профессионального развития и самосовершенствования. Ее разработка будет полезна менеджерам по обучению и развитию, менеджерам по отбору персонала, которые смогут использовать данную модель при выборе поставщиков тренинговых услуг или в управлении эффективностью процесса обучения и развития в организации.
Результаты проделанной работы объективно предоставят ответ на вопрос, КАК я стал (-а) бизнес-тренером или не стал им…
Компетенции бизнес-тренера. Взгляд 1.
При републикации материала ссылка на hrbazaar.ru/ обязательна
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться