Любая компания, решившая заказать проведение обучающей игры или приобрести игры в отдел обучения, для дальнейшего использования, непременно сталкивается с главным вопросом: как понять, какую игру выбрать? Особенно, если провайдеры предлагают сразу несколько разных игр разных форматов под один и тот же запрос, и изначально не слишком понятно, чем же они различаются. Так как же тогда понять, что предлагаемая игра закроет потребности обучения и решит актуальные бизнес-задачи? Обсудили с Анастасией Высоцкой, геймификатором GamEducation.
Безусловно, первый шаг — это как можно более чётко сформулировать цели и результаты, которые ожидаются от игры. Иногда также имеет смысл верхнеуровнево познакомиться со сценарием игры, однако именно понимание результата даст дополнительные аргументы «за» или «против» конкретной игры. На данном этапе порой имеет смысл запросить отзывы компаний, которые ранее уже воспользовались данной игрой (если они имеются), и сравнить их с имеющимися у вас требованиями и ожиданиями (естественно, с поправкой на различия в нюансах запросов и бизнес-реалиях разных компаний).
Дополнительно упрощает выбор знание того, какие форматы обучающих игр в принципе представлены на рынке и на что направлен каждый из них. Ведь в этом случае вы сразу понимаете, среди какого сегмента игр стоит искать наиболее актуальную для вас (и порой это приносит значительную экономию времени, так как вы не тратите его на рассмотрение изначально неподходящих игры), и дополнительно повышаете шансы на успешный поиск. Ведь обучающая игра выстроена в соответствие с целями и задачами, на которые ориентировался её разработчик. И эти цели и задачи могут как полностью либо частично «закрывать» ваш запрос, так и расходиться или иногда даже противоречить ему (и особенно неприятно это будет выяснить, когда решение уже принято).
Поэтому давайте рассмотрим форматы обучающих через призму основных игровых фокусов и результаты, на получение которых может быть направлен конкретный игровой формат.
Если обобщить отдельные результаты и ожидания от обучающих игр, их можно разделить на 2 основные оси-направления:
– в качестве основного результата обучающие игры могут предполагать формирование умений и навыкой, которые участники приобретают в игре (как более активный процесс) либо исследование и осознание участников своих паттернов и моделей поведения (как более рефлексивный процесс),
– также в рамках игры может удерживаться фокус исключительно на получении участниками игрового опыта и его активное проживание либо на приобретение конкретных знаний (как в дополнение к получению опыта, так и отдельно).
Обучающие игры, прежде всего направленны на непосредственное обучение новым умениям и навыкам, условно называются навыковыми играми. По сути они являются геймифицированной формой полноценного тренинга или его части.
В качестве навыковых обучающих игры могут выступать небольшие карточные, настольные и иные игры, которые можно точечно использовать в рамках тренинга или полевой отработки. Обычно их продолжительность – до 1,5-2 часов, а основной упор в них идёт на отработку одного конкретного умения или навыка. Например, это может быть игра на отработку возражений в продажах.
Такие точечные навыковые игры эффективны, если:
участники уже знакомы с общими принципами и базовой методологией (в продолжении примера – моделью продаж или принципами предоставления обратной связи),
участникам предстоит освоить именно конкретный точечный инструмент.
Если для освоения предлагается целый набор навыков или умений, тогда обучающая игра может предполагать настольный формат и длиться от нескольких часов до 1 тренинг-дня. Благодаря своей глубине она даже может заменять полноценное обучение по выбранной теме. В этом случае в игре может быть представлено несколько различных игровых отработок на различные подтемы. Так в рамках нашей игры «Боги обратной связи», участники учатся не просто предоставлять друг другу обратную связь с использованием моделей, но и исследуют факторы, создающие помехи в восприятии обратной связи, а также осваивают техники принятия обратной связи разных форматов и техники работы с эмоциями во время предоставления обратной связи. Благодаря такому комплексному подходу участники действительно изменяют своё отношение к обратной связи и начинают пользоваться ей как инструментом более регулярно и качественно.
Что должно быть в подобных играх, чтобы они давали результат:
– конкретные практические модели, алгоритмы, инструменты, которые участники смогут принять после окончания игры,
– большое количество индивидуальной практики (по нашему опыту, навыковые игры командного формата дают не такой хороший эффект),
– большое количество обратной связи ведущего и группы на игровые выборы / действия игроков с рекомендациями по изменению моделей поведения.
Обучающие игры могут быть направлены на решение конкретных бизнес-задач – для этого используются деловые игры.
Нужно сказать, что это – в принципе наиболее привычный компаниям и повсеместно используемый в обучении игровой формат, который направлен на решение конкретных бизнес. Они могут встречаться и как точечные игры, когда ведущий выдаёт участникам описание ролей и разбираемый кейс, а также присутствовать в формате настольных или напольных игр (в этом случае деловые игры могут предполагать дополнительный игровой реквизит и легенду или сюжет). Но без чего точно не могут обойтись деловые игры, так это без конкретной игровой цели и разбираемой ситуации, решенин которой должны найти участники. Также деловая игра нередко предполагает различные роли, из которых участники и проходят игру, и дополнительные ограничения, с которыми предстоит столкнуться.
Деловая игра хорошо проявляется ведущие паттерны и модели поведения участников, помогает им прожить и получить важный игровой опыт, совместными усилиями найти решение конкретной бизнес-ситуации, которую они в дальнейшем перенесут в рабочую жизнь.
В отличие от навыковых игр, которые, чаще всего, узкоспециализированы и выстроены вокруг одного навыка, деловые игры, как правило, направлены сразу на несколько навыков. Наиболее актуальные запросы здесь — организация работы команды, лидерство, системное мышление, коммуникации, принятие решений и пр. Например, игра «Покорители рынка» погружает участников в атмосферу завоеванию рынка с нуля и вынуждены применять системное мышление для анализа происходящего на рынке (где ситуация меняется каждый раунд), прогнозирования собственной стратегии и стратегий команд-конкурентов и принятия наиболее эффективных игровых решений. В дальнейшем в обязательном порядке подробно разбираются действия участников и ход игры в целом, отмечаются успешные модели поведения и проводятся аналогии действий и решений участников с рабочими вызовами и ситуациями. Это помогает участникам понять, чем они руководствуются при принятии решений в условиях неопределенности и насколько им удается фокусироваться на стратегическом, а не тактическом мышлении.
Что должно быть в подобных играх, чтобы они давали результат:
– актуальная для участников бизнес-ситуация или кейс, для которого предстоит найти решение,
– качественно продуманная легенда игры,
– качественно прописанные игровые роли и проработанный игровой сценарий,
– обязательная рефлексия после окончания игры и «заземление» результатов игры на бизнес-реальность участников.
Нередко обучающие игры моделируют бизнес-процессы и даже отдельные виды бизнесов – для того, чтобы участники могли в безопасной обстановке проверить свои навыки или отследить и оценить текущие модели поведения. Такие игры проводятся в формате бизнес-симуляций либо симуляционных тренажеров.
Особенно хорошо такие игры себя показывают в сложных областях – например, при обучении техники пожарной безопасности на предприятии – или в случае оценки навыков участников. Нужно понимать, что симуляции тоже бывают различных видов: симуляционные тренажеры помогают участникам освоить нужную последовательность действий без вреда и риска для компании (то есть быстрее обучиться верной модели поведения), а вот бизнес-симуляции, как правило, направлены на применение участниками различных стратегий и подходов в сложных или кризисных ситуациях. При этом бизнес-симуляция может содержать игровую легенду или метафору, не связанную с текущим бизнесом: если она грамотно спроектирована, участникам может быть даже легче проявляться необходимые навыки и качества.
Что должно быть в подобных играх, чтобы они давали результат:
– продуманные игровые стратегии и модели поведения, которые предлагаются участникам заранее или должны быть придуманы ими самостоятельно,
– большая вариативность игрового сценария, зависящая напрямую от действий или бездействия участников, и его продуманность,
– игровые ограничения и события, заставляющие участников адаптировать стратегию поведения и демонстрировать нужные навыки.
Не стоит забывать и про такой частый запрос как командообразование, нетворкинг и укрепление командного духа – для этого используют всевозможные командные или командообразующие игры.
Несмотря на то, что почти в каждую вторую обучающую игру на рынке, по заверениям её разработчиков, заложено в качестве цели командообразование участников, на практике это не совсем так. Очень важно, чтобы в играх, направленных на нетворкинг и поднятие командного духа, участников действительно объединяли командные задания. А также чтобы в них предлагалась общая ответственность за результат – чтобы каждый участник имел возможность внести вклад в достижение общекомандной цели. Поэтому достаточно спорным форматом являются игры, предполагающие командную конкуренцию. Безусловно, в этом случае командообразование также присутствует — но, как правило, оно происходит внутри конкретной команды. Поэтому данные игры могут не подойти, если вам нужно усилить командный дух всей группы в целом.
Для командообразующей игры «Командос» мы намеренно выбрали формат «игроки против игры», благодаря чему участники проходят игровые задания и испытания действительно все вместе, предварительно определив игровую цель, к которой они будут стремиться, и затем определяя пути её достижения. Дополнительно в игре присутствуют мини-сессии игровой рефлексии и обратной связи внутри команды после каждого раунда, помогающие участникам обсудить наиболее важные моменты совместной работы, опробовать новые правила более эффективного взаимодействия и получить успешный командный опыт.
При этом игры на командообразование и нетворкинг могут принимать абсолютно разные формы. Это могут быть и облегченные игровые тимбилдинги, в рамках корпоративных мероприятий и просто так, и всевозможные онлайн-квесты, буквально на 1,5-2 часа после окончания рабочего дня, командные квизы и викторины и т.д. И, конечно же, это могут быть деловые игры с заходом в командную фасилитацию и рефлексию, необходимую для того, чтобы участники могли обсудить нюансы взаимодействия в рамках игры, договориться о новых принципах коммуникации и порой даже разработать план развития команды, который они принесут в реальность после окончания игры.
Что должно быть в подобных играх, чтобы они давали результат:
– всевозможные задания на достаточно свободное взаимодействие участников в рамках игры,
– облеченный формат заданий с фокусом на командообразование.
Порой компаниям требуются игры на разработку конкретного решения с элементами мозгового штурма – и тогда на помощь приходят игры креативного или коучингового формата.
Всё чаще подобные игры становятся востребованы в рамках продуктового подхода – когда нужно с нуля создать концепцию или идею для дальнейшей проработки и тестирования. В рамках данных игр не используются игровые метафоры или легенды – вместо них используется реальная технология или процесс, который участникам предстоит пройти для разработки собственного игрового проекта. И на каждом этапе процесса участники формулируют гипотезы или идеи и получают мгновенную обратную связь от группы. Если же в игру изначально не заложена качественная методология, такая игра грозится превратится в банальную сессию вопрос-ответ, которые будут скучны и неинтересны участникам.
Подобные игры можно использовать не только как самостоятельные форматы, но также можно сочетать их с навыковыми играми или с классическим обучением для усиления эффекта. Благодаря расширяющим восприятие вопросам и участию в развитии чужих идей и концепций, участники получают возможность более широко взглянуть на свои собственные разработки и идеи и привнести в них наиболее удачные ходы из чужих проектов, «переопылиться» опытом и экспертизой в различных областях.
Кто-то не воспринимает данные игры всерьёз из-за отсутствия чётких навыковых и обучающих инструментов в рамках игры, однако при грамотном применении коучинговые и креативные игры могут давать потрясающий эффект.
Что должно быть в подобных играх, чтобы они давали результат:
– зашитая в игру технология мозгового штурма, предполагающая отсутствие критики идей и возможность их доработки группой,
– качественные вопросы на поиск идей или ответов на запрос участников,
– вспомогательные техники генерации идей или инструменты на заданную тему, от которых участники могут оттолкнуться и придумать на их базе нечто новое.
Для решения личных запросов на развитие и для работы с собственными убеждениями лучше всего подходят трансформационные игры.
Они ещё не так популярны, как все вышеперечисленные форматы игры, однако уже понемногу начинают использоваться в бизнес-среде. Сейчас, по большей части, отдельные трансформационные игры проводят для решения именно личных запросов участников. И благодаря метафоричному подходу такие игры позволяют посмотреть на сложившуюся ситуацию с другой стороны и получить необходимые ответы иррациональным способом.
Отличительной особенностью формата также является то, что на трансформационных играх нередко поднимаются различные психологические вопросы. Поэтому особые требования здесь будут предъявляться к работе ведущего и к созданию экологичной и бережной атмосферы, что позволит участникам лучше раскрыться и погрузиться в игру.
Что должно быть в подобных играх, чтобы они давали результат:
– прежде всего, отсутствие эзотерики и баланс метафоричных инструментов и методологии, лежащей в основе трансформационной игры,
– качественная работа ведущего, так как именно от него будут очень сильно зависеть результаты участников,
– наличие актуальных запросов участников, которые действительно могут быть решены в рамках конкретной трансформационной игры.
Что интересно, большинство из обучающих запросов попадают чётко в один из игровых форматов – чаще всего, ими выступают навыковые, деловые игры или бизнес-симуляции.
Однако иногда решение запроса может лежать на стыке форматов: это бывает, если запрос сложный, комплексный и касается сразу нескольких аспектов (например, работы с навыками и изменения убеждений). В этом случае имеет смысл попробовать частично объединить игровые форматы, например, сделав навыковую игру с небольшими элементами трансформационной игры, или создать новый, уникальный игровой формат – в виде комплексной обучающей игры.
И, кто знает, возможно, в будущем нас ждёт другая классификация игровых форматов, которые будут работать с регулярно меняющимися запросами бизнеса на совершенно другом качественном уровне.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. В том числе с использованием сервиса Яндекс.Метрика. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, измените настройки браузера.
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться