В начале 90-х в управлении персоналом все сложно и просто одновременно. В то время действенной являлась только материальная мотивация. Поэтому работники поколения Х (рожденные примерно в 1965-1985 годы) не “ведутся” на нематериальные вознаграждения и не верят в их действенность. Когда они получают от руководителя благодарственное письмо, то, подмигивая, спрашивают про «довесок».
Работники, относящиеся к поколению Y (рожденные в 1985-2000 годы) ценят в работе комфорт, свободу и творчество. Казалось бы, в этом случае НМ должна срабатывать. Но нет! Комфорт и свобода требуют денег. Комфортная одежда, путешествия, хорошая техника — всё это без денег не купишь. Справедливости ради следует отметить, что персонал поколения Y «заточены» на потребление меньше, чем люди X. И опять но: потребления у поколения Y меньше в количественном плане, но не в качественном. Качество — это очень затратно, поэтому монетарная мотивация опять же превалирует над немонетарной.
Работники поколения Z (рожденные в начале 21 века) — это молодые люди, готовые познавать и одновременно менять мир. Они готовы к постоянному улучшению, которое можно осуществить с помощью цифровых технологий. И да — это лучше получается, если достаточно финансов.
Уже есть еще одно поколение — поколение А, которое еще не вышло на рынок труда, но уже создает проблемы своим родителям. Дети, рожденные после 2003-2005 годов, уже знают или считают, что знают, что им нужно, а что нет. “Зачем учить математику, если он будет поваром?”, — это вопрос второклассника, заданный маме, которая пыталась выучить с сыном уроки. HR-специалистам уже нужно задумываться, как скорректировать систему мотивации (немонетарной в том числе) через 10-12 лет, когда замечательное поколение А начнет ходить на собеседования.
И что же? К чему мы пришли? К тому, что монетарная мотивация нужна всем и в первую очередь. С помощью “монет” можно и нужно реализовывать себя в современном мире. Если у работников есть “монеты”, то все немонетарное гораздо легче реализовывается работодателями и воспринимается работниками.
Так все же существует или нет немонетарная мотивация? Да, существует, но при создании в организации системы мотивации и, как ее части немонетарной мотивации, специалистам по управлению персоналом рекомендуется прежде ответить себе на следующие вопросы:
- Чем занимается ваша организация и к какой отрасли она относится? Немонетарная мотивация (благодарственное письмо генерального директора) в “нефтянке” без материального вознаграждения не мотивирует работников, а скорее наоборот.
- Готова ли компания тратиться на немонетарную мотивацию, которая как немонетарная “в чистом виде” быстро перестает действовать без соответствующего “подкрепления”? Бумага для Благодарственного письма стОт денег.
- Как немонетарная мотивация закреплена в локально-нормативных актах Компании? Без этой составляющей, к сожалению, все очень быстро претерпевает негативную трансформацию или вовсе перестает действовать.
- Работники каких возрастов (поколений) трудятся в компании и что для каждого из них успешно работает в качестве немонетарной мотивации? Ниже автор делится примерами.
- Соблюдается ли в вашей компании принцип пирамиды Маслоу? Если у человека не удовлетворены физиологические потребности, потребности в безопасности и потребности в принадлежности, то о продвижении “вверх” по пирамиде не может быть и речи. Если у работника заработная плата ненамного выше прожиточного минимума, то слова руководителя о том, как хорошо он работает, будут звучать как издевательство.
Специфика НМ заключается в том, что в любой организации она эффективна как дополнение к материальной мотивации и выстраивается с учетом особенностей каждого работника (желательно) или подразделения (обязательно). Хочется надеяться, что на все выше поставленные вопросы в вашей компании есть ответы. Поделитесь вашим опытом с нашими читателями! Какие варианты НМ применяются в вашей компании?
Немного подскажу, что обязательно сработает для немонетарной мотивации работников разных поколений:
- поколения Х: карьерный рост, вовлеченность в корпоративную жизнь, наставничество, возможность передать свой опыт, участие в различных Комиссиях и Советах;
- поколения Y: возможность получать быстрый результат (работа в проектных командах), возможность работать удаленно или по гибкому графику, экологичность рабочего места (если оно в офисе);
- поколения Z: возможность проходить различные стажировки, участие в волонтерских и социальных корпоративных программах, возможность быть уникальными.
В завершении, возвращаясь к заголовку статьи, хочется сказать, что монетарная мотивация все-таки существует — но нужно правильно ее создавать и применять.
В статье изложено личное мнение автора, основанное на профессиональном опыте. Мнение автора читатели могут принимать, не принимать, дополнять, спорить …. это все пополняет НR-копилку 🙂
Автор: Ирина Андреева, специалист в области HR
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться