Поиск по тегам

Поиск по компаниям

Что намешано в смешанном обучении?

04 августа 2008, 15:02 | Аналитика, L&D, HR-сервисы,
Что намешано в смешанном обучении

Елена Локтева, начальник учебного центра ГК Армтек, Владимир Наумов, педагогический дизайнер, Websoft
4 августа 2008 г.

На ниве корпоративного обучения очные и дистанционные его формы могут произрастать одновременно. Сосуществование же на одной гряде двух разных культур не всегда полезно для обеих или одной из них. Обычно либо обе угнетают друг друга, либо одна паразитирует над другой.

Тезис 1. Факт одновременного существования ДО и очного образования персонала не ведет автоматически к возникновению полноценного смешанного обучения.

Принцип смешивания форм обучения

Тезис 2. Комбинирование очных и удаленных форм обучения и их распределение во времени в рамках конкретных учебных программ позволяет усовершенствовать процессы обучения и развития персонала, прежде всего:

  • Оптимизировать использование финансовых, временных и людских ресурсов
  • Использовать образовательные преимущества каждого из способов обучения исходя из их образовательных возможностей и достоинств.

ДО и традиционное обучение способны и должны дополнять, усиливать, поддерживать и пролонгировать образовательные эффекты друг друга (например, компьютерное тестирование по итогам отдельных лекций и лекционного курса или онлайновое консультирование по использованию нового оборудования, изученного в ходе лабораторного практикума)

  • Гибко сочетать отрыв сотрудников на обучение с текущими производственными задачами
  • Обеспечивать постообразовательные эффекты и применение изученного на практике за счет справочно-информационных систем, отложенного тестирования, коучинга, кураторства, менторинга и пр.

К примеру, нам нужно обучить вполне опытных специалистов по реализации новому продукту (свежий тип кредитования, пылесос, лечебный крем, оборудование для бензоколонки — да что угодно) с целью его прямых продаж клиентам. Стоит ли здесь для изучения новинки во всех регионах организовывать курс лекций, семинар или тренинг? Возможно, сотрудникам целесообразнее изучить новинку самостоятельно на основе электронного курса, а завершить обучение не только компьютерным тестом или коллоквиумом, но и путем проведения очной ролевой игры по ее продаже, скажем, клиентам разного типа, работе с претензией клиента к качеству продукта и т. п. Да еще вдогонку и посттрениговое сопровождение запустить.

Казалось бы, что проще?! Ан, нет, дудки! В учебном центре компании «КручеTech» это немыслимо, т. к. e-learning’цы и очные тренеры относятся друг к другу прохладно, а ДО и очное обучение отделены, как школа от церкви при большевиках.

Иногда разрыв очного и дистанционного обучения заложен в сами Положения об учебном центре компании! Фактов нездоровой конкуренции между e-learning’цами и «очными тренерами» нам встречались, если их суммировать, десятками.

Наши предложения

Для создания системы смешанного обучения (ССО) в компании возможны примерно такие действия:

  1. Опишите элементы инфраструктуры очной и дистанционной «частей» учебного процесса (помещения, оборудование, техника)
  2. Определите, какие специалисты что умеют и какие средства обучения (курсы, тренинги, эмулятроры и пр.) наличествуют
  3. Соотнесите потребности компании в обучении с этой инфраструктурой и возможностями преподающих специалистов. Учитывайте фактор времени
  4. Если ресурсов недостает, а внешние провайдеры обучения не привлекают для удовлетворения потребностей компании в обучении, повернитесь лицом к возможностям ДО.
  5. Определите: где, в чем, каким образом и при каких условиях возможности ДО смогут уменьшить дефицит в удовлетворении этих потребностей
  6. Составьте список возможных форм организации дистанционного и очного обучения, а также их комбинаций, реализация которого реальна в вашей компании уже сейчас (лекции, материалы для самостоятельного изучения, самостоятельная работа, семинары, виртуальные сессии, удаленные и очные консультации), в кратко- и среднесрочной перспективе
  7. Опираясь на имеющиеся ресурсы и руководствуясь критериями а) эффективности применения каждой из форм для усвоения материала, б) практической выгоды и минимизации усилий (без ущерба качеству обучения) скомбинируйте материалы и формы обучения: электронные с очными, очные — с электронными.

Стоит ли проводить 8-часовой очный семинар в 10 городах, если можно провести 6 полутарочасовых лекций с ответами на вопросы аудитории по этой же теме, транслируя их сразу на 10 городов. После лекций же организовать тестирование на портале?

  1. Приступайте к работе в соответствии с потребностями компании на основе имеющихся ресурсов учебного подразделения

Например, так: для предметной области N., провести установочную онлайновую сессию; изучение теории передать в электронный курс; ему же «поручить» тренаж и формальный контроль. Разрешение индивидуальных проблем учащихся вменить консультанту. Отработку практических навыков вынести на очный тренинг, групповые обсуждения — в блог или на форум и т. п. Итоговое тестирование провести на портале.

Данный пример (впрочем, он взять из практики работы в одном из корпоративных учебных центров), равно как и перечень шагов по организации и осуществлению ССО не претендует на универсальность. Из чего вытекает

Тезис-резюме

При наличии в компании обоих способов обучения — очного и дистанционного — творческое комбинирование их возможностей на основе имеющихся ресурсов дает куда большие эффекты — образовательные, производственные и экономические, — чем их использование параллельно, порознь или в условиях бессмысленной конкуренции.

При републикации материала ссылка на hrbazaar.ru/ обязательна


Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar