Поиск по тегам

Поиск по компаниям

Аналогии в электронном обучении

02 сентября 2009, 14:19 | Мнения, L&D, HR-сервисы,
Аналогии в электронном обучении

Елена Шкиря, главный редактор бизнес-курсов компании Competentum, специально дляTrainings.ru
2 сентября 2009 г.

Все новое, что появляется в мире, всегда можно сравнить с чем-то, что уже существует. Рассматривая настоящее электронного обучения с помощью аналогий, можно в какой-то мере спрогнозировать его будущее.

Итак, аналогия первая, или с чего все начиналось

Когда-то давно, в период, когда еще не было письменности, передача знаний и накопленного опыта происходила при непосредственном общении старшего и младшего поколения. Молодых людей обучали, например, какому-либо ремеслу на практике. Более опытный человек передавал знания напрямую своему ученику. Тот, в свою очередь, постигнув все секреты ремесла, становился учителем для другого новичка. Сейчас этот процесс называют наставничеством, и он является одним из важных составляющих обучения молодых специалистов, особенно на производстве.

Следующий этап в процессе организации обучения начинается с момента появления письменности. Теперь у человечества есть возможность сохранять весь объем накопленных знаний для последующих поколений в виде книг. Однако грамотой владели лишь единицы, само создание рукописного произведения было процессом трудоемким и дорогим. Но, в скором времени, человек изобретает книгопечатание, после этого процесс набирает обороты.

Грамотность уже не является уделом избранных, технологии книгопечатания развиваются, книги становятся все более и более доступными. Они составляют основу процесса обучения. Появляется возможность получать знания не только непосредственно от учителя, но и при самостоятельной работе с книгами.

В настоящее время изучение того или иного предмета с помощью печатной книги — дело обычное, уже едва ли кто-то задумывается над тем, что когда-то это было новшеством, доступным узкому кругу людей.

Сейчас заявление о том, что знания можно получить только при непосредственном общении учителя и ученика, а книга не может исполнять обучающую роль, по меньшей мере, звучит нелепо.

Для чего, спросите вы, был сделан этот экскурс в историю? Все очень просто — мы хотели показать, что переход к обучению с помощью электронных курсов — это закономерный и неизбежный процесс.

Электронные курсы — это новый современный способ передачи знаний. Сейчас, как когда-то давно на заре книгопечатания, для многих компьютерные курсы кажутся чем-то непонятным. Высказываются мысли о том, что нельзя чему-то научиться подобным образом. Говорят, что электронный учебник не может заменить книгу и прямое общение учителя и ученика. Все это верно. Но ведь никто и не говорит о том, что нужно полностью заменить все предыдущие методы обучения. В настоящее время появился и развивается новый, удобный способ получения знаний. И, поверьте, пройдет совсем немного времени, и электронное обучение станет делом привычным, и не будет возникать вопросов о его целесообразности.

Аналогия вторая, или для чего нужен электронный курс

Человек — существо неугомонное в своем стремлении создавать новое. Появление компьютеров заставило нас полностью пересмотреть свой образ жизни. Великий и могучий Интернет становится кладезем всяческой нужной и ненужной информации. Теперь мы с помощью компьютера учимся, зарабатываем деньги, развлекаемся, совершаем покупки, знакомимся, общаемся и делаем многое другое.

Прошли спокойные и размеренные времена, когда течение времени полностью соответствовало неспешной жизни наших предков.

У писателя Рея Бредбери в повести «451 градус по Фаренгейту» есть удивительное по своей точности описание будущего. Он говорит о времени, когда темп человеческой жизни стремительно ускоряется. Люди все больше и больше применяют достижения технологического прогресса. Его герои разговаривают по мобильному телефону, сообщая родным и друзьям каждую минуту о месте своего пребывания, слушают музыку через наушники-ракушки, получают информацию в максимально краткой форме. На дорогах появляются огромные щиты с рекламой, чтобы люди, несясь на большой скорости по автостраде, успевали их прочитать. Он писал об этом в 1953 году. То, что в то время было фантастикой, сейчас уже обыденность.

Теперь время летит в бешеном темпе, информации все больше, времени на ее усвоение — все меньше.

Нам уже некогда неспешно перелистывать толстые тяжелые тома. Нам нужно получать информацию быстро, для чего она должна быть организована предельно наглядно и в сжатой форме.

Нам необходимо иметь возможность учиться в удобное для нас время, не подстраиваясь под график преподавателя, не тратя времени на дорогу к месту обучения.

Для решения всех этих проблем и предназначен электронный курс. Не нужно носить с собой сумку, набитую тяжелыми книжками, не нужно писать объемные тесты, а потом ждать, пока учитель проверит твои знания. Можно просто изучить раздел электронного учебника, отработать навыки путем использования электронных практикумов, а потом, проверив свои знания в итоговом тестировании, сразу увидеть результат прохождения экзаменационного теста.

Кстати, компьютерные практикумы и ролевые игры — это очень удобный способ закрепить полученные знания. Представьте себе ситуацию, когда необходимо запомнить, как провести деловую встречу, как правильно рассадить гостей за столом переговоров с учетом положения и должности. Попробуйте организовать подобный практикум в реальности. Для этого вам понадобится, как минимум, несколько человек, которые будут играть нужные роли, помещение, предназначенное для встречи важных гостей, и преподаватель, который будет контролировать правильность рассадки и комментировать неверные действия. Однако все эти манипуляции вы можете производить сидя за своим компьютером, используя, например, практикум из курса «Деловой этикет».

Перед вами на экране монитора аудитория для проведения деловых встреч, а рядом перечень гостей, которых необходимо рассадить за столом переговоров. Вы можете расставить таблички с именами членов делегации на столе в соответствии с правилами делового этикета. Если что-то будет сделано неверно, то комментарий поможет понять, как исправить допущенную ошибку. Можно тренироваться подобным образом столько времени, сколько необходимо вам для того, чтобы хорошенько все запомнить. Все люди разные, некоторым бывает достаточно сложно участвовать в очных ролевых играх. В электронных практикумах можно допускать ошибки, не боясь, что они вызовут неодобрение или поставят вас в неловкое положение. Тренируйтесь столько, сколько необходимо, чтобы потом с блеском применить свои знания в реальной ситуации.

То же самое относится и к тестированию. Согласитесь, что для каждого человека сдача экзаменов — это сильнейший стресс. Поэтому, прежде чем идти на подобные испытания к преподавателю, лучше потренироваться самостоятельно, проверить свои знания путем электронного тестирования, вернуться к тем вопросам, ответы на которые вызвали затруднение. Уверенность в своих силах и знаниях поможет показать отличные результаты при очной сдаче экзамена.

Имеет свои преимущества использование электронных курсов преподавателями или тренерами в процессе обучения или очных тренингов. Несомненно, что умение преподносить слушателям или студентам информацию в наглядной и доступной форме определяет степень квалификации преподавателя. Очень удобно использовать интерактивные схемы и графики (а это один из важных способов организации теоретических знаний в электронных курсах) в процессе объяснения нового материала.

Применение электронного курса в очном обучении делает процесс усвоения знаний более увлекательным, потому что каждый студент или слушатель активно вовлечен в него. Работа с интерактивным практикумом, несомненно, будет интересна любому, даже слабо мотивированному к обучению студенту.

Для экономии времени и трудозатрат при проведении экзамена можно применять электронное тестирование, которое даст возможность быстро и объективно оценить знания.

На самом деле, электронный курс дает возможность сделать обучение не только интересным, но и более эффективным. И надо сказать, что вовлечение в процесс разработки и создания электронных учебников преподавателей и тренеров повышает качество курсов. Подобный опыт разработки сценариев электронных учебников, который практикует наша компания, дает наилучшие результаты. Опыт преподавателя соединенный с инновационными технологиями передачи знаний — это максимальный эффект от обучения.

Аналогия последняя, или будущее электронного обучения

Помните те времена, когда появились первые сотовые телефоны? Наличие мобильного телефона было показателем престижности и социального статуса его обладателя.

Прошло совсем немного времени, и вот уже пенсионеры с упоением обсуждают друг с другом по «сотовому» дачные урожаи, а школьники вовсю используют мобильники на уроках, для того чтобы выйти в Интернет и найти ответы на вопросы контрольной работы. Сотовый телефон стал привычной и необходимой вещью.

То же самое происходит и с электронными курсами. Применение в корпоративном обучении компьютерных курсов, установление собственной системы дистанционного обучения, формирование библиотеки электронных курсов являются показателями прогрессивности, стабильности и успешности компании. К сожалению, нужно признать, что далеко еще не все руководители оценили эффективность и экономичность организации обучения с помощью инновационных технологий.

И, все-таки, электронные курсы становятся неотъемлемой частью нашей жизни.

Уже сейчас мы используем электронные тренажеры для обучения вождению автомобиля, виртуальные лаборатории для проведения химических и физических опытов. Электронный курс дает безграничные возможности для моделирования различных ситуаций, с помощью которых можно отработать любые навыки без привлечения дополнительных средств, не опасаясь ущерба, который могут повлечь за собой неправильные действия.

Думается, что не за горами то время, когда электронный курс станет для каждого человека одним из самых удобных и доступных способов образования.

Неоценимую помощь в работе кадровым службам и отделам по работе с персоналом могут оказать электронные курсы компании Competentum, входящие в пакет «Управление кадрами». Пакет содержит 10 курсов по ключевым аспектам работы с персоналом:

  • Эффективное собеседование
    · Структурированное интервью
    · Мотивация персонала
    · Управление конфликтами
    · Управление талантами
    · Управление слухами
    · Управление конфликтами в организации
    · Клонирование лучших сотрудников
    · Типология личности MBTI
    · Развитие персонала

Как решить проблемы опозданий, нарушения субординации, плохой исполнительской дисциплины, апатии, недоброжелательности и агрессии?
Как выявлять неискренность и проверять информацию о кандидате в ходе структурированного интервью?
Как управлять работой «сложных» людей, предотвращать конфликты и саботаж?
Как правильно составлять профили компетенций и как реализовать программу развития ключевых компетенций сотрудников?
Как сделать нормой результаты работы, которые до этого показывали только сотрудники — «рекордсмены»?
Как предотвратить появление нежелательных слухов внутри компании и оперативно противодействовать вредным и опасным слухам?

Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в электронных курсах пакета «Управление кадрами» компании Competentum. При покупке всего пакета предоставляется 20% скидка или два курса из серии «Секреты управления» в подарок.
Приобрести пакет «Управление кадрами» или отдельные курсы можно в компании Competentum или в интернет-магазине Allsoft.ru.

При републикации материала ссылка на hrbazaar.ru/ обязательна


Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar