Поиск по тегам

Поиск по компаниям

800 слов про педагогический дизайн

31 октября 2008, 13:58 | Аналитика, HR-сервисы,
800 слов про педагогический дизайн

Елена Тихомирова, генеральный директор компании Центр eLearning, специально для Trainings.ru
31 октября 2008 г.

Кто такой педагогический дизайн и зачем мне этот зверь нужен?

Технологии нас покорили — теперь они есть во всех или практически во всех областях нашей жизни. Естественно, что где-то это к лучшему, где-то не совсем. Мы все еще обсуждаем их полезность, однако очевидно, что они пришли к нам надолго. Не рассуждая долго на эту тему, сразу отмечу, что правильное применение технологий в обучении называется e-learning или электронное обучение. Именно правильное, своевременное, уместное. Важно понимать, что прохождение тестов в электронном виде, не делает обучение электронным. И более того, бездумный перевод традиционного, проверенного годами, учебного процесса в электронный вид, неизменно приводит к потере качества.

И еще мы часто слишком много внимания уделяем технологиям, иногда наивно полагая, что электронное обучение напрямую зависит от богатства выбранных инструментов. Конечно, это имеет значение, но это не главное. Важна стабильность технологий, важна простота и гибкость их использования, но некачественное содержание ничем скрыть нельзя.

Мы очень часто говорим о преимуществах e-learning — гибкости, доступности, эффективности восприятия — но при разработке учебных курсов и программ уделяем много внимания графике, оформлению, анимации. А ведь для того, что бы обучение через сеть было рабочим, необходимо не просто правильно разместить текст и картинку на экране. Нужно создать последовательность, которая проведет слушателя через все шаги изучения и тренировки новых знаний, умений, навыков. И в этой последовательности все должно быть подчинено цели, которую мы ставим перед данным курсом или программой. Если нужно отработать навыки — значит меньше слов и больше практики, если нужно менять отношение к чему-то — значит нужно правильно сформировать эмоциональную атмосферу.

Важно, что какой бы ни была цель курса, ее достижение невозможно простым размещением информации на слайды. Необходимо использование технологий педагогического дизайна (instructional design) или дизайна педагогических систем (instructional systems design). Именно эти методики позволяют сделать четкую последовательность изучения материалов, прохождения практических заданий, проверки знаний и других учебных событий.

Определение

Самое простое определение педагогического дизайна — системный подход к построению учебного процесса. Главное, что он позволяет выстроить единую систему из целей обучения, учебного материала и инструментов, доступных для передачи знаний. В основе педагогического дизайна — важность содержания курса, стиля и последовательности изложения материала, а также способов его представления. Эти методики уделяют лишь немного внимания технологиям, говоря нам о том, что необходимо анализировать потребность в обучении и цели, и уже основываясь на этих данных подбирать способы доставки. Важно, что педагогический дизайн не включает в себя описание возможностей анимаций, графики и прочих дополнений к основному материалу, он рассматривает именно содержательную часть обучения, сочетания теории и практики, моменты привлечения внимания, формирования мотивации и желание продолжать обучение.

Впервые педагогический дизайн появился во времена Второй Мировой Войны, а спустя несколько лет стал по-настоящему популярен, найдя свое место в корпоративном обучении и в учебных заведениях, его начали активно использовать при создании учебников, а затем и при разработке онлайн обучения. В основу педагогического дизайна легли исследования в области познания, образовательной психологии и подходов к разрешению проблем.

Нужно выделить две важнейшие концепции педагогического дизайна: тщательная проработка материала в соответствии с целями обучения и выстраивание системы постоянного анализа результатов обучения, оценки и усовершенствования, как процесса передачи знаний, так и для учебного материала.

Однако, не смотря на некоторую видимую, на первый взгляд сложность ряда методик и концепций, основной целью педагогического дизайна является выстраивание последовательности учебного материала и мероприятий для эффективного достижения целей обучения. Advantages of Systematic Approach to E-learning

Что дает педагогический дизайн e-learning?

Опыт разработки e-learning курсов и программ показал, что применение педагогического дизайна при разработке дает ряд весьма ощутимых преимуществ:

  • Слушатели получают возможность получить полное представление о предстоящем учебном процессе и о действиях, которые необходимо выполнить для достижения результата
  • Появляется возможность оценить качество e-learning
  • Делает процесс обучения максимально прозрачным
  • Помогает слушателям последовательно продвигаться по курсу обучения без лишних вопросов
  • Указывает разработчикам на места в материале, где интерактивные компоненты наиболее уместны и эффективны
  • Устанавливает связи между педагогикой и технологиями, позволяя одному выгодно дополнять другое
  • Дает необходимые инструменты для правильного смешивания методов и инструментов доставки

Наверно, самое главное в педагогическом дизайне — понимание, что все знания можно отнести к одному из 8 определенных доменов. Так, самым простым доменом будут знания фактов (Это — книга, это — ручка), далее будут концепции (предметы с такими-то признаками — книги), потом процедуры, процессы, решение проблем, а самым сложным будет изменение отношения к чему-либо и мотивирование.

Усложнение идет по мере того, как человеку требуется не просто запомнить что-то, но и применить. Причем сначала применить в знакомой ситуации, затем в похожей, а затем в совершенно незнакомой. Только потом уже использовать несколько различных методов (возможно частями) в совершенно новых условиях. В зависимости от того, чему нам предстоит научить, педагогический дизайн предлагает нам определенную последовательность представления материала, использование теории и практики, обращения к предыдущему опыту человека и его жизненным ситуациям, а также подсказывает, когда стоит использовать примеры, стоит или не стоит их разбирать.

В классических работах по педагогическому дизайну про новые технологии не сказано ни слова. Однако, следуя представленным там концепциям легко понять, когда и где нужны анимированные компоненты, когда нужна практика и/или тесты. Есть и специальные работы по применению педагогического дизайна для мультимедийного обучения.

Напоследок стоит отметить, что педагогический дизайн позволяет максимально эффективно передавать человеку знания именно за счет анализа потребности в обучении и поставленных перед курсом или программой целей. Далее он предлагает нам правильно поставить цели обучения для слушателей, так чтобы они были понятны, очевидны, а главное интересны человеку. А когда становится понятно, кого и зачем мы учим, и какой результат хотим получить в конце, то средства доставки подобрать проще простого.

При републикации материала ссылка на HRbazaar обязательна


Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar