Базовый сценарий групповой работы включает в себя четыре шага: формулирование темы в виде вопроса, построение моделей в группах с помощью конструктора, объяснение идеи и рассказ истории от групп, в финале – обсуждение ключевых выводов и рефлексия участников.
Как можно использовать LSP когда необходимость в социальном дистанцировании будет отменена?
Предположим, у вас есть тема для командной работы, например, «лидерство», «эффективная команда», «ценности компании» и т.п. И вы хотите провести тренинг или сессию своими силам – вам нужен короткий формат, техники командообразования, нужна новизна подачи (особенно это актуально для компаний с выстроенной системой обучения и развития, где все привыкли к разным тренингам и знают как обычно они проходят с флипчартами и маркерами).
Как работает модель LSP?
Все начинается с элемента неожиданности – коробки с «LEGO» вызовут интерес и сразу привлекут внимание участников. Детский инстинкт не позволит никому оставаться равнодушными, и руки сами потянутся к кубикам. Совместная работа с наборами «LEGO» позволяет уравнять всех участников независимо от роли в компании (спойлер – хотя у сотрудников с детьми может быть “техническая фора” 😊).
Работа с конструированием модели включает креативное мышление, освобождает от шаблонов, мелкая моторика усиливает нестандартное мышление, метафора помогает забыть о необходимости высказывать привычные мысли и рассуждения, а безопасное игровое пространство – соблюдать иерархию.
Вовлеченность участников в процесс значительно повысится, если добавить элемент соревнования. Для этого можно общим голосованием в конце выбрать команду-победителя за лучшую построенную модель «LEGO» и наградить, например, книгой по теме тренинга.
В завершении сессии у вас останутся модели в качестве визуализации идей, и как напоминание про незабываемый опыт, которые сотрудники получат в результате нестандартного формата групповой работы. Эти модели можно разместить в офисе, а фотографии выложить на внутреннем портале. Так останется связь как с самим мероприятием, так и с ключевыми инсайтами, которые появились в процессе командной работы.
Когда и как нужно проводить сессии с «LEGO»?
Конечно, все зависит от задач обучения и развития, ситуации в компании в целом. Для определения подходящего момента необходимо учитывать эмоциональный фон команды и понимать, как работают эмоции.
Обратимся к научному определению эмоций. Это “…особый класс психических процессов, связанных с потребностями и инстинктами, который отражает в форме переживаний значимость для человека явлений. Сопровождает любые проявления человеческой активности и регулирует психическую деятельность” (Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь, 3-е изд., Прайм-Еврознак, С.-Петербург, 2003).
Эмоции отличаются по своей значимости, интенсивности и разновидности. Как видно на «ромашке из эмоций» (R. Plutchik), они связны с друг другом и с тем, что мы называем «настроения» и «чувства».
Для грамотного использования эмоций в помощь нам будет научная концепция «эмоционального интеллекта». Как определяют ее сами создатели, «эмоциональный интеллект» – это когнитивная четко определяемая и измеряемая способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений» (Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R.).
Как мы видим из «Квадрата эмоций» Д. Карузо, разные задачи требуют разных эмоций. Так в эмоции «грусти» лучше заниматься скрупулёзной работой, которая требует сосредоточия и внимательности, для преодоления препятствий необходима энергия, которую нам поможет получить умеренная «спортивная» злость, ну, а для вдохновения – нам нужны положительные эмоции и выключение «внутреннего критика».
Для мотивации и эффективности любой деятельности очень важна эмоция «интерес». Интерес играет существенную роль в интеллектуальном развитии человека, без него невозможно совершенствование навыков и умений. Именно интерес определяет, улучшает и развивает врожденные способности, а также обеспечивает высокую работоспособность. Интерес крайне необходим для активной познавательной деятельности.
В начале тренинга мы запускаем эту эмоцию и вовлекаем участников, предлагая им нестандартный формат взаимодействия и обучения. Не открывайте все карты пока не начнется тренинг – для поддержания интереса очень важен «эффект неожиданности». Проводить сессию лучше в доброжелательной и сближающей атмосфере, создавая безопасное пространство для участников. Это позволит возникнуть эмоциям «радости» и «доверия». А именно они необходимы для креативности и вдохновения, любого «мозгового штурма». Роль этих эмоций – усилить процесс творчества и сопричастности в процессе совместной работы.
Что нужно учесть при планировании сессии по формату LSP?
Какие бы плюсы не несла модель LSP сама по себе, применение ее в неправильный момент без подготовки и предварительной диагностики эмоционального фона команды, может привести к низкой эффективности и сопротивлению со стороны участников, которое будет трудно преодолеть.
Перед подготовкой тренинга изучите сам метод, определитесь с задачами сессии, оцените факторы, которые влияют на участников, пообщайтесь с коллегами по возможности, узнайте – что волнует их в данный момент, используйте пульс-опросы удовлетворенности. Нужно быть «внутренним» экспертом, чтобы понимать мотивы и эмоциональное состояние тех, кто будет на тренинге. В этом случае максимальная польза от него обеспечена, как и отложенный эффект взаимодействия и совместного “строительства”.
Как уже поняли опытные HR и T&D специалисты, а также внимательные читатели, активности с использованием «LEGO» могут использоваться как отдельным сюжетом, так и быть интегрированы в другой тренинг или фасилитационную сессию.
Каковы преимущества модели?
Они заключается в ее простоте и ясности за счет «эффекта узнавания» – конструктор есть в каждом доме или, по меньшей мере, знают о нем все. Работа с кубиками позволяет каждому почувствовать себя строителем – а часто ли нам приходится конструировать что-либо руками совместно с единомышленниками, и что может быть увлекательнее пережить такой опыт на рабочем месте?
А самое главное – модель актуализирует мышление, помогает увидеть возможности в будущем, связывает в сознании участников идею создания успеха с своими действиями, что, согласитесь, в ситуации нарастающей неопределенности помогает обрести устойчивость и уверенность в собственных силах.
И в заключении…
Новая реальность заставляет всех отказаться от привычных форм существования дома и на работе и становиться «agile». Т.е. использовать подход, при котором на каждом этапе деятельности можно вносить изменения и дорабатывать продукт под задачу с учетом требований момента.
Мир становится быстрым и нестабильным, а мы вслед за ним – гибкими и творческими. Добавляйте в свой арсенал новые форматы работы с сотрудниками (например, LSP) и используйте силу эмоций в зависимости от задач. Это позволит вам оставаться в строю и успешно справляться с любыми вызовами.
Автор: Екатерина Хромушина, страт. HR бизнес-партнер Continental Tires RUS, проф. тьютор развития эмоционального интеллекта (EACEIP) и коуч (ICU)
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться