В 2003 году руководство Института приняло решение сфокусироваться на управленческом и организационном консалтинге. Моим осознанным желанием было заниматься обучением и развитием персонала, и в 2004 году я пришла в Центр обучения компании «Видео Интернешнл». Сейчас это компания НСК — идеологический и функциональный преемник крупнейших медиаселлерских структур России. Я прошла путь от специалиста по обучению и развитию до руководителя Корпоративного университета. На выбор этой новой профессии повлиял опыт прохождения тренингов личностного роста и трансформации людей. Мне стало интересно заниматься этим в бизнес-контексте — создавать возможности для развития, принося пользу компании и бизнесу.
— Вы стояли практически у истоков формирования рынка HR и T&D. Как он поменялся за эти годы?
— Возьмем классическую модель развития отрасли или компании: детство, отрочество, зрелость и т.д. Если мы посмотрим на выставки через призму этой модели, то первые были совершенно «детскими» с точки зрения участников и их поведения. Что мы только не придумывали — и в костюмы наряжались, и аниматоров привлекали, не говоря уже про подарки и украшение стендов.
— Наталья Толстая в нашем материале вспоминала первые годы HR EXPO и рассказывала, как сама собирала кленовые листья для украшения зала.
— Я тоже помню, как наш первый стенд мы обклеивали какими-то картинками из журналов и другими рукотворными вещами, поскольку тогда ещё не было выставочной атрибутики. Это был разгул фантазии в представлении и привлечении внимания: было непонятно, ты пришёл на HR-выставку или на какой-то перформанс. Это был период, когда все соревновались в том, кто заявит о себе ярче. При это использовали приемы не всегда связанные с бизнес-контекстом. Это было забавно, и нужно было этот период пережить. Затем процессы структурировалась, развивались, бизнес формулировал новые запросы, рынок развивался и формировал адекватные запросам предложения. Сейчас рынок HR — это представление интеллектуального содержания и способы его реализации и доставки бизнесу в лице сотрудников, новые технологии, профессиональные сообщество консультантов, тренеров и сотрудников HR-компаний.
— Какие долгоиграющие тренды существуют в сфере T&D на сегодняшний день?
— Развитие и обучение содержательно переходят на другой уровень. Мы больше говорим о смыслах, осознанности, собственном потенциале. Возьмем управленческие программы — одних навыков и инструментов недостаточно. Нужно менять мировоззрение и отношение, помогать раздвигать горизонты и переосмысливать опыт. Важно рассматривать свой опыт в разрезе “личные ценности–смыслы–цели”. Касательно личной эффективности — всегда будет цениться качественный и глубокий человеческий контакт во всех его проявлениях. Важны более тонкие настройки, которые помогают развивать социальный интеллект и управлять эмоциями. Мы становимся более чуткими к невербалике: как ты говоришь, какой посыл энергии несешь. Сервисность, клиентоориентированность и коммуникативная компетентность — это три глобальных пути в развитии конкурентных преимуществ компании и каждого сотрудника. Тема дизайна мышления невероятно популярна для понимания бизнеса партнеров. Я убеждена, что сервисность очень влияет на личный бренд в том числе. Ещё одним трендом можно назвать коллаборацию поставщиков разных услуг и HR. Например, в проекте может быть контент одного провайдера, способ его реализации другого и реализация HR.
— Достаточно ли, на ваш взгляд, HR-провайдеров и существующих решений на рынке?
— Рынок развивается в соответствии с запросами бизнеса. Какие бизнес задачи ставит, такие решения и продукты в ответ создаются.
— А какие запросы у бизнеса к провайдерам?
— В разных индустриях они отличаются. Какие-то индустрии стремительно диджитализируются, оцифровываются и становятся ориентированными на навыки, связанные с обслуживанием технологических платформ. Какие-то фокусируются на человеческом контакте, персональной идентификации и личной эффективности. Я за разнообразие, хотя мне ближе второе.
— Достаточно редкая ситуация, когда люди не ставят диджитал в центр.
— Нужно признать, что мы начали пользоваться другими инструментами и технологиями. Это уже не тренд, а данность. Технологии оптимизируют процессы, заметно сокращают время, повышают скорость, помогают гибко действовать. Масштаб и расстояния перестают быть проблемой. Но с развитием технологий возрастает ценность человеческих знаний, умений и кругозора. Для того чтобы быть успешными и гармоничными, важно и то, и другое.
— Какие яркие и уникальные проекты вы реализовали за последние годы?
— Бизнес ставит задачи, мы реализуем. Когда было необходимо развивать управленцев, мы проводили Кадровые активы. Потом стала актуальной задача преемничества, и мы создавали проекты по развитию и поддержанию преемников. Наша компания — лидер в медиаиндустрии, поэтому нам всегда важно работать с лидерами в обучении, которые не только передадут знания и опыт, но и привнесут в нашу реальность новые смыслы, поделятся своими мировоззрениями и широтой своих взглядов.
Например, участники до сих пор вспоминают опыт Кадрового актива во время яхтенной гонки на Финском заливе. Когда мы вышли в открытое море, то попали в сумасшедший шторм. Было невероятно тяжело физически управлять суднами, морская болезнь коснулась каждого. Но экипажи достигли своей цели, и вспоминают тот опыт до сих пор. Ещё один интересный проект назывался «ВИтамины»: это были 10 мини-тренингов, направленные на коммуникативное развитие сотрудников. В основном, в нем участвовали новые сотрудники. Проект давал им веер поддерживающих компетенций и стратегий в области коммуникаций. «ВИтамины» со временем стали частью бренда Корпоративного университета. Сейчас у нас стартовал новый проект “ПЕРЕЗАГРУЗКА!”. В течение нескольких месяцев сотрудники будут участвовать в создании новой концепции и стратегии развития продаж единого фронт-офиса с помощью опытных экспертов в рамках корпоративных мероприятий. Начали мы его с зарядки и флешмоба на свежем воздухе, так как важно на старте запустить энергию на преобразования и смотивировать участников. В планах фасилитационная работа, фокус группы и тренинговые сессии.
Я всегда отвечаю на вопросы про уникальность: «Мы как все. Ежедневно совершаем подвиг, поэтому подвигом его уже не считаешь». С одной стороны, мы не уникальны в области обучения и развития, с другой стороны, каждый проект уникален своими участниками и исполнителями. Главное — это всегда находить экспертизу и тренеров, которые не просто привнесут контекстную ценность, но и переведут сознание людей на новый уровень. Всё про смыслы, как ни крути.
— Вы помните своё первое HR EXPO?
— Благодаря объединяющему пространству тренингов личностного роста мы познакомились с Натальей Толстой. У неё уже работало кадровое агентство «Амплуа», и она поделилась идеей создания портала тренинговых услуг. Мы тогда её поддержали. Наша команда Института организационного консультирования в 2000-м году была участником первой выставки. В ней было немного экспонентов, «первые ласточки». Сейчас было бы интересно их вспомнить и посмотреть, кто из них представлен на рынке. С тех пор я частый участник EXPO — в начале в качестве экспонента и посетителя, а потом уже как спикер и член жюри премии Trainings. Было непростое становление. Наташа была в поиске форматов, идей, ездила на международные выставки за опытом CIPD, ATD. Мне посчастливилось это наблюдать.
— Что для вас EXPO и какие есть ожидания от предстоящего мероприятия?
— Мы ждем это событие и ходим нашей командой Корпоративного университета. Лично для меня ценность HR EXPO заключается в том, что мы ежегодно собираемся под одной крышей и пребываем в концентрате интеллектуального и человеческого капитала, связанного с управлением, обучением и развитием персонала. У меня нет времени часто посещать множество профильных мероприятий. В этом смысле HR EXPO — отличная возможность за 2-3 дня получить информацию о новых продуктах и компаниях, освежить контакты, обсудить новые форматы сотрудничества, посетить конференционную часть. Я иду на мероприятие как на встречу со старыми друзьями и коллегами по рынку. Мы кратко подводим итоги и обсуждаем, что произошло за год. Мне жаль, когда компании отказываются от участия, ссылаясь на то, что они не получают скорой отдачи. На мой взгляд, выставочная деятельность — это брендовая история, и я считаю, что EXPO — прекрасная площадка продвинуть и укрепить свой бренд. С коллегами мы всегда составляем список своих актуальных запросов и потребностей, которые держим в фокусе. Но при этом мы оставляем в нём место для открытий новых идей и имен. После каждой выставки у нас появляются новые партнёры. В прошлом году им стала компания Presium, с которой у нас будет сейчас уже четвертый совместный проект. Поэтому я призываю всех ведущих игроков рынка стать активными участниками предстоящего HR EXPO 2019!
При использовании материалов ссылка на hrbazaar.ru обязательна.
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться