Поиск по тегам

Поиск по компаниям

Прошлое, настоящее и будущее e-learning в России

27 марта 2008, 18:18 | Интервью, L&D, HR-сервисы,

Анна Побережская, Trainings.ru
27 марта 2008 г.

У дистанционного обучения в России уже есть свое прошлое. И, определенно, очень перспективное будущее. Анна Побережская, Trainings.ru, взяла интервью у директора по маркетингу компании ГиперМетод IBS, Дмитрия Кречмана.

Дмитрий Кречман

Справка: Дмитрий Кречман, к. т. н., директор по маркетингу Компании ГиперМетод с момента ее основания.

В 1988 году закончил ЛЭТИ (ныне С. Петербургский Государственный Электротехнический Университет), по специальности «Прикладная математика».
Инициатор разработки ключевых продуктов компании ГиперМетод. Автор более чем 60 научных публикаций и соавтор двух книг.

Прошлое

Trainings.ru: Поделитесь вашим видением, какие этапы в России прошел e-learning за последние годы на фоне эволюции технологий дистанционного обучения (ДО) в мире? Ушел ли из сознания россиян стереотип, что e-learning — это что-то экзотическое?

Дмитрий Кречман (Д. К.): ДО в России появилось сравнительно недавно: в конце 80-х началось его развитие в образовательном секторе, полноценнные же системы дистанционного обучение стали появляться около десяти лет назад. Развитие шло достаточно быстрыми темпами. Сначала дистанционное обучение использовалось в основном в ВУЗах и других учебных заведениях. В корпоративном секторе еще несколько лет назад e-Learningприменяли только филиалы западных компаний или совместные предприятия. Причем применяли системы дистанционного обучения (СДО) западных разработчиков, что требовало немалых затрат на русификацию, адаптацию под конкретные условия и вызавало много других трудностей при внедрении, т. к. внедрение — это всегда очень тесное взаимодействие между заказчиком и разработчиком.

Для большинства же компаний и учебных заведений e-Learning представлялся чем-то весьма экзотическим и не всегда нужным. Тем не менее, с течением времени e-learning стал представлять все больший интерес для компаний и корпораций. Во-первых, постепенно менялась кадровая политика компаний, теперь квалификации персонала стали уделять все большее внимание — так во многих крупных компаниях появлялись свои учебные центры и корпоративные университеты. Во-вторых, обучение персонала традиционными методами всегда более затратно и с точки зрения времени, и с точки зрения финансовых инвестиций. В-третьих, на российском рынке появилось несколько компаний-разработчиков СДО, с опытом внедерения электронного обучения в ВУЗах. Возникла ситуация, при которой компании искали пути снижения затрат на обучение и аттестацию персонала, а e-Learning становился более доступным, благодаря появлению отечественных разработчиков.

Подтверждением тому является опыт работы нашей компании с заказчиками. E-Learning уже не представляется им чем-то экзотичным. Внедряют e-learning организации разных типов — среди них розничные сети, международные комплексы, производственные предприятия, государственные структыры, банки, корпоративные учебные центры, аптеки, и даже военно-промышленный комплекс.

Trainings.ru: Насколько быстро устаревают разработки ДО (LMS и собственно курсов)? Основные причины этого?

Д. К.: Сегодня разработки ДО устаревают достаточно быстро, и этому есть ряд причин.

Одна из них — достаточно жесткая конкуренция среди разработчиков. Как известно, здоровая конкуренция способствует постоянному совершенствованию уже существующих продуктов и выпуску новых. Еще один фактор, способствующий устареванию разработок e-Learning, — внедрение новых методик HR-службами компаний: аттестация персонала, отработка навыков и умений, ассессмент при подборе и аттестации персонала, разработка моделей компетенций, проведение опросов 360 град. Сегодня все это может быть реализовано с помощью e-Learning.

В области электронного контента новинки появляются чаще. Еще совсем недавно электронный курс, как правило, состоял из текстовой теоретической части и теста с различными типами вопросов. Сегодня в курс могут быть включены, например, электронный тренажер для отработки навыков, ситуационная игра с разбором конкретной ситуации или on-line тренинг.

Trainings.ru: Расскажите кратко, что такое электронный тренажер? Если он помогает отработать навыки, что чем, в таком случае, он отличается от он-лайн тренинга?

Д. К.: Электронный тренажер, как правило, имитирует работу оборудования, либо программного обеспечения, что позволяет обучаемому развить навыки работы на этом оборудовании или ПО. Обучение возможно как через интернет, так и в режиме off-line.

Электронный on-line тренинг, как это следует из названия, подразумевает обучение в режиме on-line, а также возможность взаимодействия с другими участниками обучения.

Trainings.ru: Насколько западные СДО конкурируют с российскими разработками? Всем ли нашлось место на рынке?

Д. К.: Сейчас большинство российских компаний отдают предпочтение отечественным разработчикам СДО, уже зарекомендовавшим себя на этом рынке. Каждое внедрение e-learning по своей сути уникально. Каждый раз должны быть разработаны индивидуальное решение и программу внедрения в зависимости от ситуации в компании. Поэтому очень важна возможность тесного контакта между разработчиком и заказчиком. Только тогда при внедрении будут учтены все особенности организации и эффективность от внедрения e-Learning будет максимальной.

С западными разработчиками столь тесное сотрудничество весьма затруднительно и порой не всегда возможно. Таким образом, при использовании западных систем внедрение целиком проводится силами заказчика, и результат не всегда может быть успешным.

Trainings.ru: Опишите опыт, этапы развития и самые интересные разработки вашей компании. Какое место на рынке e-learning занимает компания ГиперМетод?

Д. К.: Компанию ГипреМетод (с начала марта мы работаем под маркой ГиперМетод IBS) можно назвать одной из старейших на рынке ДО в России. Компания была основана в 1991 году. В 1991 году первый программный продукт Компании — «HyperMethod 1.0 for DOS» — удостоен специальной премии на конкурсе “Borland Contest’91«. Разработкой систем для дистанционного обучения компания стала заниматься с 1999 года. а уже в 2000 году вышел в свет первый продукт — «Distance Learning Studio» разработанный по заказу фонда Дж. Сороса (Институт Открытое Общество).

В 2004 году на рынок была выведена линейка продуктов для ДО — eLearning 3000, куда входят сейчас следующие продукты: eLearning Server — система управления учебным процессом, eAuthor — конструктор электронных курсов, iNstructor — средство управления обучением в компьютерных классах, eLearning SIS — информационный портал организации, eLearning CMS — система управления учебным контентом, Assessment Tools — модуль аттестации и развития персонала.

Один из самых интересных проектов — это, безусловно, Учебный Центр ВМФ РФ, созданный по заказу СПМБМ «МАЛАХИТ». В учебном центре проходит обучение личного состава атоных подводных лодок РФ: лекционные занятия, самостоятельная подготовка, практические и зачетные занятия, и даже тренировки. Созданный учебный центр был признан лучшим внедрением e-Learning в учебных центрах в 2006 году.

Также следует отметить дистанционный учебный центр компании Panasonic, где проводится обучение и аттестация знаний и умений сотрудников филиалов компании из различных регионов без отрыва от производства. До внедрения дистанционного обучения персонал два раза в год собирали на 2-х недельныетренинги, что конечно было значительно дороже для компнаии.

Иным способом была решена проблема аттестации территориально разрозненнго персонала в компании Adidas: рабочие места для тестирования сотрудников компании установлены во всех розничных подразделениях компании на всей территории России. По завершении теста мгновенно создается подробный отчет, доступный соответствующим службам, который содержит необходимую информацию о тестируемом, оценку за каждый вопрос и общий результат, что позволяет точнее идентифицировать «пробелы» в знаниях аттестуемых. В этом случае электронное обучение было внедрено для решения проблемы субъективизма при оценке сотрудников, а также для снижения временных и финансовых затрат на тестирование персонала.

Еще один интересный пример — Международный автомобильный холдинг Атлант-М. Сейчас обучение и аттестацию проходят здесь до 1000 человек в месяц. Благодаря интеграции с системами управления кадрами происходит ежедневная автоматическая синхронизация списка. При обучении используются тренинги и эмуляции работы, применяются адаптивные методики тестирования.

Настоящее

Trainings.ru: Насколько перспективным, на ваш взгляд, является рынок дистанционного бизнес-обучения в России? Каковы его перспективы развития?

Д. К.: Рынок корпоративного ДО в России можно считать весьма перспективным. Достаточно велика емкость этого рынка. На сегодняшний день технологии ДО могут быть применены практически в любой отрасли, для обучения, развития и аттестации персонала на разных специальностях: розничный персонал, менеджеры, инженеры, медицинский персонал, и т. д. Со временем все большее количество организаций будет прибегать к использованию e-Learning.

Trainings.ru: Часто компании покупают СДО потому, что у всех вокруг уже есть. Насколько адекватные задачи ставятся для ДО? Что конкретно нужно делать заказчику, чтобы система работала и была эффективной?

Д. К.: Успех внедрения закладывается на самой ранней стадии — необходимо провести анализ сложившейся в компании ситуации, четко обозначить проблемы, решить которые планируется при внедрении дистанционного обучения.

Возможно, на данном этапе развития можно будет ограничиться электронными курсами на дисках, а возможно необходим полноценнный центр ДО с возможностью проведения видеоконференций, всевозможных опросов и он-лайн тренингов.

Кроме того, чтобы внедрение прошло успешно необходимо учесть еще множество факторов: структуру, тип и сферу деятельности самой компании и того подразделения, где планируется ввести E-learning, предполагаемое количество обучаемых и их территориальную разрозненность, уже существующее в компании ПО по управлению персоналом и необходимость интеграции с ним, готовность персонала перейти на новые формы обучения и т. д.

Очень важный этап — выбор разработчика СДО. При выборе поставщика следует обратить внимание на такие факторы, как опыт, надежность, время присутствия на рынке, наличие в списке клиентов аналогичных организаций. Немаловажный фактор — гибкость решений, а также разнообразие ПО у одного разработчика.

Trainings.ru: Каков, на ваш взгляд, сейчас оборот мирового рынка e-learning? Каковы темпы развития этой отрасли в России?

Д. К.: По данным Global Industry Analysts оборот мирового рынка e-Learning в 2007 году составил около 40 млрд. долл., в 2006 году — около 33 млрд.: т. е. в мире по-прежнему наблюдается рост рынка. В России оборот, безусловно, меньше чем в США или странах западной Европы, зато выше темпы роста рынка (30—50% по разным источникам).

Будущее

Trainings.ru: Что нужно сделать, чтобы e-learning в России наконец-то получил заслуженное признание?

Д. К.: Одна из причин, по которой внедрение e-Learning в России не получает пока должного признание — отсутствие качественного готового контента. На рынке e-Learning сейчас ощущается острая нехватка такового. Наличие электронных курсов, тестов, тренингов высокого качества могло бы значительно увеличить число пользователей e-Learning.

Какие требования к ДО выдвигает современное общество? (возможности коммуникаций и общения, удешевление, малые затраты времени, универсальность, индивидуальность и т. п.). Чего не хватает отечественным разработчикам ДО?

Требования к ДО предъявляются все более разнообразные. Среди них:

— поддержка видеоконференций,

— возможность индивидуальных настроек для каждого пользователя,

— поддержка структуры организации,

— использование модели компетенций,

— проведение опросов 360 град.,

— интеграция с другим ПО, используемым на предприятии,

— учет загрузки аудиторий,

— поддержка платного обучения и т. д.

При этом важной остается простота использования системы, удобный и понятный интерфейс и стоимость.

Trainings.ru: Опишите мировые тенденции в современных технологиях электронного обучения?

Д. К.: По данным исследований, проведенных международной аналитической компанией IDC и консалтинговой фирмой Gartner, сегодня на мировом рынке e-Learning можно выделить такие тенденции:

— востребованность комплексный решений,

— разработка единых стандартов на СДО и электронный контент,

— развитие Rapid e-Learning (быстрая разработка решений e-Learning)

— снижение стоимости на СДО.

Все большее применение будут находить технологии e-Learning 2.0 (электронное обучение, основанное на технологии web 2.0, когда Контент создают сами пользователи) и m-Learning (обучение с помощью мобильных средств связи; определения понятий подробнее сморите в словаре>>>, Прим. ред.). Думаю, эти тенденции актуальны и для Российского рынка.

Trainings.ru: Поколение e-learning 2.0 заменит предыдущие поколения ДО? Или оно решает не все вопросы обучения?

Д. К.: Пока стандартные технологии e-Learning развиты, безусловно, лучше. E-Learning 2.0 — достаточно новая для российского рынка технология, не нашедшая пока широкого применения. Заменит ли E-Learning 2.0 предыдущее поколение e-Learning? — возможно, но вряд ли в ближайшем будущем, так как большинство решений все же разработано с использованием стандартных технологий. К тому же, на данном этапе e-Learning 2.0 мало востребовано заказчиками.

Trainings.ru: Давайте пофантазируем: каким ваша компания видит дистанционное обучение Будущего (идеальное ДО)? Какое место ГиперМетод планирует занять в этом Будущем?

Д. К.: Идеальное ДО… Наверно это ДО, которое не только полностью сможет заменить очное обучение по любым направлениям и специальностям, но и превзойдет его. Скорее всего это будет некое комплексное решение, позволяющее выполнить любые задачи по управлению, развитию, обучению и аттестации персонала. Внедрение такого ДО должно проходить быстро и просто. Сбои в работе системы будут исключены, интерфейс удобен, надежность и безопасность максимальна, при этом по стоимости такая система будет доступна любой организации… Кроме того, такую систему можно будет легко интегрировать с другим ПО на предприятии, она будет легко расширяема и поддерживать все фнкции по управлению персоналом. Ну и конечно разработчиком этой СДО будет ГиперМетод.

При републикации материала ссылка на hrbazaar.ru/ обязательна.


Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar