Поиск по тегам

Поиск по компаниям

Почему SMART-цели такие скучные? Олимпийские уроки постановки смелых целей

31 мая 2012, 15:37 | Инструменты, L&D, HR-сервисы,
Почему SMART цели такие скучные  Олимпийские уроки постановки смелых целей

Джон Блейки (John Blakey)

Источник: HR Magazine

31 мая 2012 г.

Всем, кто имеет отношение к HR, знакома аббревиатура SMART. Мы можем спорить о расшифровке каждой буквы, но все согласны в том, что цели должны быть конкретными, измеримыми и хорошо спланированными.

Как топ-менеджер, предприниматель, а с некоторых пор еще и коуч я убежден, что SMART-цели работают. Однако, все больше людей из тех, с кем доводится общаться, считают, что такой подход к постановке целей становится скучным. Они видят необходимость в новой идее, которая бы позволила выйти за рамки SMART.

Возможно, все дело в «R» — реалистичная (realistic)? Что может быть захватывающего в реалистичных целях? Способны ли они вытащить нас из кровати в раннее дождливое утро понедельника? Во времена напряженной экономики цели не могут позволить себе быть просто SMART. Этого недостаточно. Такие цели подразумевают последовательные, инструментальные, рациональные действия — не совсем то, что нужно для достижения успеха в неопределенной, постоянно меняющейся бизнес-среде.

Часто в общении с клиентами я обращаюсь к опыту олимпийских чемпионов, стараюсь вдохновить менеджеров через истории их успеха. Говорят ли олимпийцы о SMART-целях? Ничего подобного! Их умы и сердца занимают совершенно сумасшедшие, пугающие своей смелостью цели вроде «Я хочу выиграть золото в Лондоне-2012!».

Данную цель реалистичной никак не назовешь, особенно если брать в расчет короткий век атлета. Однако именно такие безумные цели мотивируют спортсменов на достижение максимального результата.

Что отличает мир Олимпийских игр от мира бизнеса? На мой взгляд, есть несколько факторов, которые приземляют наши амбиции в бизнесе:

Страх неудачи

Атлеты воспринимают неудачу как неизбежную спутницу спортивной карьеры. Она ни в коем случае не разрушает их самооценку, а, напротив, подстегивает двигаться вперед, развиваться. В бизнесе неудача приравнивается к чему-то позорному, поэтому ее вероятность всячески снижается за счет уменьшения амбициозности целей и избегания обязательств.

Отсутствие сонастройки между целями организации, команды, руководителя и сотрудника

В спорте финишная черта четко обозначена, с ней все согласны, и она остается всегда там, где ее нарисовали. В бизнесе так бывает не всегда. Разница между победителем и проигравшим может быть субъективной, а ее интерпретация может определяться политическими нюансами.

Привязка целей к политикам по вознаграждению, бонусным схемам и продвижению

В большинстве случаев цели в бизнесе ставятся в процессе аттестации (оценки деятельности) сотрудника. На аттестацию также «завязаны» решения по карьерному продвижению и материальному вознаграждению. В таком контексте разумнее изначально нацеливаться на «бронзу», а не на «золото». «Бронзу», а, соответственно, и повышение и премию получить реальнее.

Возможно, канун Олимпийских игр в Лондоне — самое время подумать о выходе за пределы понятия SMART в постановке целей. Пусть цели вдохновляют, волнуют (и даже немного пугают), воодушевляют и мотивируют нас отважно отправиться навстречу приключениям.

А что, если вместо «Моя цель, как Генерального директора этой фармацевтической компании, заключается в том, чтобы увеличить стоимость наших акций на 20% в ближайшие 3 года» будет «… избавить мир от малярии к 2015 году». Чтобы совершить такой поворот в сознании, мы должны по-новому взглянуть на процесс постановки целей, переосмыслить его.

В очередной раз обсуждая с сотрудниками их личные и командные цели, поэкспериментируйте и задайте им вопросы по такой простой схеме:

1. Мечтать

— Какое достижение в работе будет для тебя равнозначно выигрышу «золота» на Олимпиаде?

— Если бы ты знал, что абсолютно все в этом мире достижимо, чего бы ты хотел достичь?

— А что, если бы твоя смелость в мыслях и делах не имела границ?

2. Делиться

— С кем бы, из тех кому по-настоящему доверяешь, ты решился поделиться своей амбициозной целью?

— С кем бы ты не отважился ею поделиться? По какой причине?

3. Начать

— Какой маленький шаг ты мог бы сделать к достижению этой смелой цели уже на следующей неделе?

— Чем я мог бы тебе помочь в осуществлении этого шага?

Если мы освободимся от оков аббревиатуры SMART, возможно, мы сможем вдохнуть новую жизнь в ставший скучным процесс постановки целей. Как сказал Гете, «Что бы ты ни делал, о чём бы ни мечтал — ты можешь, начни это! Отвага таит в себе гений, силу и волшебство. Начни это!».

Перевод редакции Trainings.ru

При републикации материала ссылка на hrbazaar.ru обязательна


Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar