Хотя лекцию как форму обучения нынче пинают все, кому не лень, вещание одного оратора в массовой аудитории, молча внимающей ему, рано сбрасывать со счетов. Там, где слушателей более 15—20 человек, едва ли возможно проведение полноценного on-line диалога между преподающим и его слушатели. Максимум, что может здесь сделать лектор авторитетно и качественно — дать монологический ответ на часть вопросов «из зала». Вступать с вопрошающими в сколько-нибудь продолжительную дискуссию в таких обстоятельствах едва ли уместно.
Когда ту или иную информацию нужно довести до аудитории, насчитывающей более 20 человек, лекция, похоже, по-прежнему незаменима. Если же эта форма обучения вызывает устойчивое отторжение или на деле нецелесообразна, разбейте большую аудиторию на несколько групп (идеальное количество участников 7—12 человек) и проводите интерактивные мероприятия.
Не будучи приверженцем монологической лекционной формы обучения, тем не менее считаю, что ее нужно применять там и тогда, где и когда это уместно. В частности, изредка весьма полезно и эффективно проведение образовательных онлайновых лекций топ-менеджерами компаний, наиболее успешными специалистами или привлеченными гуру. Эффективны он-лайн лекции и как элемент системы адаптации новых сотрудников, особенно если топ-менеджер знакомит новобранцев с компанией, нормами и ценностями корпоративной культуры, перспективами развития бизнеса и карьерного роста.
Лекция — не лучшая образовательная форма для выработки практических умений и навыков, формирования компетенций. Однако там, где людей достаточно информировать, не требуя взамен практических действий, а тем более — компетенций, лекция представляется отнюдь не исчерпавшей себя формой обучения.
«Неполноценность» вебинаров, или Человек человеку допинг
Теоретически, именно вебинар в качестве формы проведения учебных мероприятий в среде виртуального класса должен пользоваться наибольшей популярностью, поскольку обеспечивает:
- непосредственное общение между участниками в голосовом, текстовом и, часто, в видео чате, возможность высказаться и тут же получить обратную связь от любого из участников;
- возможность тестирования и анкетирования;
- разнообразие формы подачи материала (текст, графика, аудио, видео), вплоть до совместного рисования участниками на белой доске (whiteboard) или работы с продуктом;
- минимум временных затрат, связанных с отрывом от работы;
- отсутствие командировочных расходов, связанных с обучением и др.
Способны ли вебинары обеспечить полноценное обучение?
E-learning, в том числе и в среде виртуальных классов, зачастую «упрекают» в отсутствии эмоциональной составляющей, в более слабой степени вовлеченности участников, нежели имеет место при живом контакте в рамках очного общения. Уж не миф ли это? Неужто при общении по телефону, в Scype или «аське» с нашими переживаниями происходят некие принципиальные метаморфозы, душа оскудевает и чувства при(о)тупляются?
По имеющимся у меня сведениям, пока отсутствуют сколько-нибудь обоснованные данные, подтверждающие, что общение посредством телекоммуникаций (того же телефона или авторского теле- или радиорепортажа) менее искренно и полноценно, чем очное. Нет научных доказательств, что телекоммуникации сами по себе обесценивают роскошь человеческого общения. Дело здесь, думается, в следующем: коммуницируя, собеседники действуют друг на друга подобно допингу, стимулируя общенческую и познавательную активность друг друга.
Чем менее самодостаточен человек, тем больше он нуждается в подобном «допинге» или опеке со стороны наставника, тем больше у него претензий к отсутствию непосредственно воспринимаемого преподавателя или тренера. Не потому ли ДО на Западе более успешно, чем у нас, что в тамошней культурной традиции больше поощряется индивидуализм и критическое отношение к себе, нежели эмоциональный комфорт от причастности группе.
Если озвученное выше предположение верно, становится очевидным, что на нашей почве наиболее востребованными окажутся вебинары, ориентированные на специфическую «коллективистскую» целевую аудиторию. Здесь потребуется групповые формы работы с тренинговым «акцентом», то есть, по сути — управляемое образовательное сопровождение групповой динамики в компании и ее подразделениях. Для удовлетворения «коллективистских» потребностей, а также потребности «быть ведомым», нужды в опеке окажутся уместными следующие формы вебинара:
- трансляция знаний, умений и навыков в формах дискуссионного или кооперативного обучения
- коллективное принятие решений, мозговые штурмы, мастерские будущего и т. п.
- командообразование и обучение проектных команд
- дистанционный коучинг и консультирование,
- посттренинговое сопровождение
Подобные формы работы, безусловно ценны и полезны. Однако они отнюдь не обеспечивают формирования принципиально важных качеств, востребованных бизнесом: методичности и исполнительности персонала, личной ответственности за порученный участок работы.
Да здравствует исполнительский педантизм!
С пеленок (теперь уже с памперсов) из наших людей лепят скорее творцов, чем исполнителей. Методичность, скрупулезное следование инструкциям и правилам, пунктуальность и исполнительская дисциплина еще не вошли в нашу плоть и кровь, не стали такими же ценностями, как скажем, в немецкой, японской или американской культурах. Нам ближе обломовская мечтательность, нежели германский педантизм Штольца.
На нескольких виртуальных занятиях и очных тренингах автор этих строк проводил опросы среди участников. Им предлагалось ответить на вопрос: «На что, на Ваш взгляд, в первую очередь должно быть ориентировано содержание вебинаров:
- на формирование и развитие творческих способностей персонала
- на освоение правил и процедур производственной деятельности
- на командообразование, создание благоприятного психологического климата в компании»?
Из 30 опрошенных только трое выбрали 2-й вариант, подавляющее же большинство — 1-й.
Конечно, статистическая выборка здесь отнюдь не убедительна. Однако в опросах участвовали действующие сотрудники, определяющие или существенно влияющие на политику ДО почти в 3-х десятках компаний. Неужто там так туго с творчеством и благополучно с организационными процессами? Не наоборот ли? Похоже, актуальность обучения производственным процедурам там попросту не замечается и, выражаясь психологическим языком, вытесняется, во избежание неприятных переживаний, из области сознания.
В отечественном бизнес-образовании, на мой взгляд, именно обучение процедурному знанию — способам и порядку манипулирования объектами и межличностному взаимодействию — должно предшествовать развитию способностей.
Прежде чем творить, следует создать почву для реализации инноваций, досконально изучив свое дело. Вебинары — краткосрочные (от 30 до 90—120 минут) учебные мероприятия — вполне могут решать эту задачу точечно и адресно. В противном случае обучение может стать беспредметным, хотя и очень приятным с эмоциональной точки зрения малообременительным занятием.
Об авторе: Владимир Наумов, педагогический дизайнер, тренер-консультант, компания Websoft. Основные направления деятельности: педагогический дизайн, разработка и внедрение методик обучения и программного обеспечения e-learning, разработка и проведение тренингов.
Задать вопрос автору статьи
Связаться с автором напрямую:
VNaumov@websoft.ru
Тел.: + 375 29 619 20 99
При републикации материала ссылка на hrbazaar.ru/ обязательна.
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться