Тема предстоящего ПиРа «Как быть?». Чем был продиктован выбор такой формулировки?
В «Как Быть?» есть двойной смысл. С одной стороны, обращённый к человеку: как быть, как жить, как быть собой, как быть успешным. С другой стороны, есть предельно прагматичный: как быть в конкретной ситуации. Например, как быть, когда у тебя новый сотрудник, когда ты запускаешь корпоративный университет и так далее. То есть нам хотелось нырнуть в глубину, при этом сохранив пласт эмпирического.
Одной из тем прошлого ПиРа была корпоративная антропология. Скажите, за тот год, который прошёл с прошлого мероприятия, что-то трансформировалось в вашем восприятии этой темы?
Тема прошлого ПиРа была «Настоящее будущее», но, вы правы, у нас одна из тем секций (треков) действительно звучала так и была представлена Тренинг-Бутиком. Нам удалось выпустить книгу «Корпоративное племя: чему антрополог может научить топ-менеджера», она получила резонанс на российском рынке. Также мы провели ряд проектных семинаров и пилотных проектов по корпоративной антропологии, обучающие мероприятия. Тема развивается и нас радует то, что она уже начинает использоваться как методология и как понятие.
В целом, каждая тема ПиРа имеет какой-то акцент: практики развития, осмысленный бизнес и так далее. Ключевая тема выводит нас за горизонт, задает более широкую повестку. Каждую тему ПиРа мы стараемся выбрать так, чтобы в ней был вектор развития, чтобы за этим вектором развития было понятно, куда и как в современном мире движутся люди, организации, команды.
Если вернуться к теме корпоративной антропологии, то не видите ли вы в ней расхождения с общими тенденциями, ведущими скорее вглубь количественной методологии? Это характерно не только для сферы управления персоналом.
Конечно, лучше, когда эти две методологии идут рядом. Например, Тренинг Бутик — организация, которая использует и количественные методы изучения корпоративной культуры (например, модель Дэниэла Дэннисона). В то же время я являюсь адептом именно качественных методов исследования. Как человек с опытом социологических исследований, который много занимается исследованием организаций, я понимаю, что феноменология не ловится количественными методами. Умение совмещать количественные и качественные методы являются нашим ключом к тому, чтобы подходить к организации и культуре комплексно.
Я сторонник синтеза количественных и качественных методов.
Что нового будет на ПиРе?
Во-первых, тема «Как быть» и экзистенциальная линия первого дня (в выступлениях Дмитрия Леонтьева, Бориса Братуся, Леонида Кроля и многих других).
Во-вторых, мы акцентируем тему социального и человеческого капитала (про это второй день, выступления Александра Аузана, Петра Щедровицкого, Тимофея Нестика).
И мы никогда так не говорили о благотворительности — как об образе жизни каждого из нас и наших компаний (в третий день).
И в целом, для меня — это про мудрость в HR. В своё время целый ряд глубоких мыслителей в сфере, да и вообще в бизнесе говорили о том, что мы приблизились к эпохе постиндустриальной, но мы не приблизились к эпохе мудрости (например, Рикардо Сэмлер). Мне нравится, что понятие мудрости при всей трудности определения начинает прорастать в бизнесе и в HR-сообществе
Но будет и целый ряд бизнесовых тем, которые раньше в таком виде не звучали. Например, первая отдельная секция сторителлеров, линейка школ подготовки бизнес-тренеров…
Знаете, важная роль ПиРа — в интеграции сообщества. Чтобы люди, которые работают на рынке, собирались и обсуждали те или иные аспекты. И понятно, что это происходит в присутствии клиентов, но в ряде случаев даже простой разговор профессионалов между собой оказывается более значимым.
ПиР — это сообщество сообществ.
Вы довольно много рассказали о мудрости, скажите, что вы вкладываете в это понятие?
Одно из проявлений мудрости — возможность видеть одну и ту же вещь сразу во многих аспектах одновременно. Например, является ли организация механизмом? Да, конечно. Можно ли сказать, что организация – это просто хорошие швейцарские часы? Нет, не только. Является ли хорошая организация организмом? Да, конечно. Но только ли живой организм? Нет. Является ли хорошая организация кибернетической системой? Ну и так далее. Условно говоря, организационная реальность — это одновременно и механизм, и организм, и политическая система, и кибернетическая модель. Понимание, что ты можешь удерживать что-то одновременно в своём сознании даёт тебе более богатую картину, но делает менее реактивным.
Мудрость — это умение находиться, как сказал бы Альберт Швейцер, в благоговении перед жизнью и удерживать разные пласты этой реальности одновременно.
Вы назвали следующие направления ПиРа 2018: социальный капитал, мудрость, благотворительность. Эти темы можно охарактеризовать как вечные, не имеющие чёткого ответа. Где вы берёте вдохновение и смелость для того, чтобы их в своём бизнесе так воплощать?
Когда ты соприкасаешься по-настоящему с людьми, то понимаешь, что мы точно богаче конкретных бизнес-схем, KPI, которые мы используем в своей работе. Мне кажется, что подлинный контакт с людьми и с собой всегда выводит на эти сюжеты. В своей работе я вижу, как менеджмент, умея говорить про эффективность, понимает, насколько разговор об эффективности проще, чем умение видеть людей в организации, чем умение замечать их потухшие глаза, даже если они предельно эффективны.
Глубокая эффективность коренится не просто в устранении потерь или любой оптимизации, а в полном вовлечении людей в то, что делает организация. Когда ты соприкасаешься с этими сюжетами, понимаешь, что надо говорить про глубокое. Разговоров про измеримое очень много. Большинство наших разговоров в бизнесе, которые мы ведём на бегу, на производственных совещаниях — это разговоры по типу проблема-решение.
Важно иметь места для размышлений, про глубокое надо думать и говорить. И вы знаете, тема смыслов на нашем рынке лет 5-6 назад казалась безумной. Сегодня каждая вторая лидирующая компания об это размышляет. Может быть это желание вызывать к жизни такие неочевидные, но важные пласты реальности, которые скрыты от глаз, но они оказываются предельно влияющими на то, что мы делаем.
Какие у вас есть ожидания от ПиРа этого года?
Я искренне считаю, что для человека крайне важны те дни в жизни, которые были прожиты в полную силу, в полном внутреннем накале, по-настоящему. Первое, как бы это не выглядело воздушно и небизнесово, это полностью ярко и глубоко прожитые дни. Второе — то количество инсайтов, которые люди унесут с собой, часть из которых мы обсудим на HR&Trainings EXPO 2018.
Из критериев более объективных — сотрудничества, которые возникают между людьми. Например, после прошлого ПиРа сложилось много совместных проектов.
И последнее — мы готовимся презентовать книжку, которая как раз сделана участниками ПиРов, хотим превратить выпуск книги спикеров ПиРа в традицию.
Большое спасибо за интервью!
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться