Поиск по тегам

Поиск по компаниям

Двадцатилетний «юбилей» тренингов — основание задуматься о будущем, которое мы уже сегодня творим

21 октября 2009, 12:45 | Репортаж, HR-сервисы,
Двадцатилетний  юбилей  тренингов   основание задуматься о будущем  которое мы уже сегодня творим

Михаил Смирнов, директор департамента организационного консультирования консалтинговой группы «Город мастеров» (Санкт-Петербург)
21 октября 2009 г.

Наша история участия в становлении тренингового движения началась в 1986 году. Тогда молодые еще кандидаты психологических наук Виктор и Ольга АллахвердовыВладимир Викторов и Михаил Смирнов организовали при Ленинградском Интерьерном театре Психологическую коллегию «Леонардо». Так назывался в 70-е годы наш студенческий клуб на факультете психологии ЛГУ, с которым все мы были тесно связаны. Годом позже коллегия стала самостоятельным предприятием.

Мы занимались не только подготовкой и проведением тренингов, но все же они были основой нашей работы. В то знаменательное время «перестройки и гласности» квалифицированных тренеров было мало, а интерес к пятидневному групповому действу про «социально-психологические компетенции» оказался очень большим. Поэтому самым очевидным в развитии тренингового движения в его первые годы было географическое распространение. Мы ездили по России, Украине, Белоруссии, тренировали инженеров, руководителей, педагогов, железнодорожников, энергетиков… и тренировались сами — накапливали и шлифовали методический опыт. Это было менее очевидным, но более важным направлением нашего развития — подбирать, выдумывать, пробовать упражнения и приемы, лучше других отвечающих на возникающие запросы. Литературы практически не было. Книга Юрия Николаевича Емельянова уступала возможности личного общения с ним и с другими корифеями тренинга. Это была славная пора методических экспериментов и романтических надежд на эффективное влияние гуманистического импульса тренингов на самые разные сферы деятельности людей.

Мы работали с группами кандидатов в депутаты той самой первой демократической волны, и в тренингах с ними впервые использовали в ролевых играх профессиональных актеров. Чрезвычайно любопытный был опыт, мощность эффектов оказалась потрясающей. Период повальной приватизации призвал нас к формированию руководящих команд, к развитию конфликтологического направления тренингов, к разработке и освоению технологий модерации и медиации. Продуктивные метафоры, интерпретации сказок, конструктивные драматизации, модификации известных упражнений и новые методические средства создавались для решения конкретных задач каждого тренинга. Стандартных программ, по сути, не было — каждый тренинг был оригинальным произведением с некоторым общим смысловым и методическим стержнем, но с изрядной долей импровизаций. Ведущий тренер полностью отвечал за результат — никаких оправданий и пряток «за швабру правильной методики».

Сейчас, оглядываясь на события тех первых 5—7 лет нашей работы, я понимаю, насколько важно было то, что мы избежали искушения принять на себя в тренингах роль этакого гуру — всезнающего и всемогущего властителя групповых процессов, дум и душ участников тренинга. Эйфория финала, слова признательности тренеру способны вскружить голову, если в ней нет трезвого понимания своей подлинной роли. Разговор о ролевых моделях тренеров весьма полезен сегодня, когда «вести тренинги» считают себя готовыми сотни и сотни молодых людей, а «подвиги гуруизма» столь заманчивы и опасности «огурачивания» кажутся несущественными.

Следующие 5—7 лет заставили всех нас сделать свой выбор — заниматься всем на достойном профессиональном уровне уже было нельзя. Специализация коснулась как форматов работы, так и сферы их применения. Виктор Михайлович Аллахвердов сконцентрировался на преподавании и теоретической психологии, Ольга Викторовна Аллахвердова — на подготовке конфликтологов в центре разрешения конфликтов, ею же и созданном, Владимир Измайлович Викторов продолжил карьеру тренера в применении к организационному консультированию, а я в том же организационном консультировании все более стал заниматься сценарными сессиями. Вместе с Александром Юрьевичем Громовым мы подготовили и провели десятки сессий, в каждой из которых оригинальный сценарий включал в себя и ранее освоенные элементы из тренингов, и совершенно новые методические инструменты.

Последние 7—10 лет тренинги заполонили все. Нет недостатка в готовых провести тренинг «про-что-угодно» в любом уголке страны. Кажущаяся легкость тренерского ремесла, низкие входные барьеры для тренингового бизнеса действуют убийственно. Тренинг стал массовым рыночным продуктом со всеми вытекающими последствиями. Масса подделок и халтуры, стремление «переплюнуть конкурента» эдаким хлестким названием, за которым чаще всего ничего ни нового, ни полезного нет — фантик яркий, но пустой.

Я бы даже смеялся, если бы не было так грустно.

Как преимущество тренинга часто отмечается его «кастомизация» — приспособление к нуждам клиента. Но ведь иначе и быть не может, иначе это и не тренинг вовсе, а что-то другое, например, законсервированная лекция. Тренингом, однако, стали называть едва ли не всякое действие с группой любого размера — и семинары, и лекции, и сессии, и просто болтовню ни о чем с презентацией на медиапроекторе. Известно, что неразборчивость в наименовании продукта ведет к некорректности в формировании ожиданий у клиентов и… к разрушению цивилизованного рынка. Но почему нельзя маргарин называть маслом, если семинар с монологом ведущего и парой упражнений, дающий в результате осведомленность и может быть начальные умения чего-нибудь, можно выдавать за тренинг с «формированием прочных навыков»? Кого и зачем обманывают те, кто готов провести «управленческий тренинг» и дня за два оттренировать на высшем уровне позитивного автоматизма все навыки руководителя?

Развитие в сторону шарлатанства, ширящаяся готовность «скачать тему» и тут же начать собственные гастроли — тревожные для меня тенденции в тренинговом движении последних лет. К сожалению, по моему мнению, противовесы этой глупости и жадности растут медленнее. Я имею в виду, во-первых, методическое развитие тренингов, подчеркну не тематическое, а методическое, — набор приемов практически все тот же из середины 80-х прошлого века. Конкуренция сдерживает обмен идеями и методами, да и интерес к творчеству методов выражен у меньшинства тренеров, большинство все же рубит капусту крепко скроенным проверенным одним и тем же методическим тесаком. Во-вторых, не сложилось сообщество тренеров и консультантов как «гаранта» сохранения профессионального достоинства и среды культивирования мастерства. Профессиональные тусовки не в счет — это тоже не масло, а маргарин.

Двадцатилетний «юбилей» тренингов — повод не только для того, чтобы оглянуться в прошлое и похвастаться достижениями, но и основание задуматься о будущем, которое мы уже сегодня творим. Не правда ли, коллеги?

Перейти на страницу проекта «20 лет тренинговому рынку»

При републикации материала ссылка на hrbazaar.ru/ обязательна


Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar