Иммерсивные технологии активно используются компаниями по всему миру для рекрутмента, адаптации сотрудников и повышения эффективности труда. Как правило, к технологичным решениям сегодня обращаются HR-отделы лидеров рынка, которые могут себе позволить поэкспериментировать с технологичными решениями.
Тенденция эта, правда, постепенно меняется от экспериментального подхода к целенаправленному: крупный и средний бизнес начинают смотреть на технологии не как на красивую игрушку, а как на полезный инструмент, который позволяет утвердиться среди конкурентов, мотивировать сотрудников, повысить привлекательность работодателя, сэкономить бюджет компании, время сотрудников и выделить действительно стоящих кандидатов на фоне остальных. Совместно с разработчиком VR/AR-решений для бизнеса и образования и компанией Modum Lab мы расскажем о том, как использовать технологии в сфере HR.
Рекрутмент
Процесс поиска и набора персонала, как правило, занимают у сотрудников компаний большое количество времени и сил: проведение собеседований в несколько этапов, личные беседы, тестирование, составление и анализ тестовых заданий. VR-технология позволяет объединить несколько этапов в один и отобрать из тысяч кандидатов десятки действительно подходящих именно вам. Конечно, технология полностью не отменит необходимость в очном общении, но при должном использовании и креативном подходе позволит существенно сузить круг соискателей, протестировав их в интересной и увлекательной форме. Так, VR/AR-симуляции позволяют даже вне вашего офиса провести тестирование и оценку специальных компетенций кандидата, а также произвести первичную практику на знание регламентов, коммуникации, алгоритма выполнения поставленной профессиональной задачи.
Важное преимущество VR заключается в том, что при помощи технологии рекрутер может не только проинтервьюировать кандидата, но и протестировать его в жизненных ситуациях, с которыми он столкнется на будущей работе. При этом не так важно, будет связана она с общением с клиентами или же со взаимодействием с оборудованием. Кроме того, новые технологии помогают избежать формального отношения в оценке кандидатов и снизить человеческий фактор, уменьшив возможную необъективность рекрутера на собеседовании.
Важный навык, которым должны владеть люди, работающие в сфере обслуживания — это хорошо развитая эмпатия. Но именно это качество тяжело проверить и отследить: кандидат может показаться вам вежливым, но не быть таковым в реальной жизни. Различные тесты и игры на проверку метакомпетенций также не всегда объективно отражают реальность. В таком случае проверить эмпатический отклик можно, лишь примерив на кандидата чужую роль, поставив его в определённую сложную ситуацию или вовсе на место другого человека. В полной мере добиться такого эффекта сегодня позволяет только один инструмент — виртуальная реальность.
Например, для развития эмпатии и проверки навыков сопереживания компания Сбербанк ставит своих сотрудников на место людей из социально незащищенных слоёв населения.
В процессе симуляции работающие с клиентами сотрудники компании могут осознать сложности, с которыми сталкиваются такие люди на пути к решению простых задач — например, при оплате квитанции ЖКХ. Таким образом, потенциальные сотрудники компаний имеют возможность проявить себя в сложной и неожиданной для них ситуации, а также учатся лучше понимать потребности нуждающихся в особом подходе людей.
Широкое распространение сегодня получили и VR/AR-игры для набора линейного персонала и проверки их практических навыков. Например, в компания Jaguar в коллаборации с музыкантами Gorillaz и разработчиками виртуальной реальности создала увлекательные игры, в которых соискатели демонстрировали свои рабочие навыки. Таким образом Jaguar нанял более тысячи инженеров и специалистов по электронике, заранее протестировав их навыки в виртуальной реальности.
Такой же формат можно применить и в корпоративном обучении для развития метакомпетенций. Многие компании от своих сотрудников требуют не только выполнения непосредственных рабочих обязанностей, но и креативности, развитых аналитических способностей, умения работать в команде и быстро решать конфликты. Все эти способности кандидата могут быть отработаны в рамках неординарных сценариев в виртуальной реальности.
Таким образом, с помощью VR-технологий компании смогут сократить количество командировок, затрат на них и проводить интерактивные собеседования из любой точки мира, при этом повысить качество первичной оценки и частично автоматизировать процесс.
Технологии виртуальной и дополненной реальности сегодня позволяют снизить расходы компании на введение новых сотрудников в должность, их обучение или повышение квалификации. При этом у компании снижается необходимость отвлекать опытных сотрудников, отпадают риски поломки оборудования из-за неопытности новичка, его травмирование. VR-обучение активно внедряется в компании, помогая улучшить результаты на рабочем месте, без каких-либо серьезных усилий со стороны HR-тренера, а также автоматизирует процесс обучения новых сотрудников.
Например, российская компания BIOCAD при помощи VR-тренажеров успешно обучает новичков регламенту работы с дорогостоящим или опасным оборудованием без риска поломки. Технология позволяет смоделировать реальные сценарии всевозможных ситуаций и процессов. При этом создаётся точная копия места и дополнительного инвентаря, и в VR-очках сотрудник может проработать ситуацию, не выезжая к удаленным объектам и не взаимодействуя с опасным оборудованием напрямую.
Таким образом, удаётся создать единый источник цифровых знаний, которые неопытные сотрудники компании могут использовать любое количество раз без каких-либо рисков для производств и персонала. Кроме того, VR – это всегда захватывающее и запоминающееся впечатление для людей за счёт возможности попрактиковаться, а процесс усвоения новой информации в этом формате происходит гораздо быстрее, чем при стандартных методах обучения.
Широко известный пример: гигант Walmart закупила сразу 17 тысяч VR-очков для кассиров, консультантов и работников складов, чтобы обеспечить им достойный уровень внутрикорпоративного обучения. Walmart уже использует VR для обучения по трем основным направлениям: новые технологии, умственные навыки, а также эмпатия и обслуживание клиентов. Руководство торговой сети признает, что технология дорогая, но полностью оправдывает себя — об этом говорят результаты прошлого образовательного эксперимента, ведь Walmart не впервые внедряет VR. Еще в рамках обучения сотрудников взаимодействию с почтоматами также были использованы VR-гарнитуры. Тогда новый подход полностью себя оправдал и даже позволил сэкономить на тренингах. Руководители отметили, что после прохождения VR-обучения их сотрудники запомнили до 70% новой информации вместо обычных 5-10%. Условия полного погружения в ситуацию позволяют персоналу лучше запоминать, учиться и отрабатывать знания на практике, исключая риски.
Исключительно теоретические знания быстро забываются, а вот реальный опыт усваивается гораздо эффективнее. Но как можно дать возможность сотруднику попрактиковаться, если речь идёт о реальных клиентах? А разве может руководитель потренироваться управлять отделом или отработать возражения? Ответ —да, если речь идёт о тренировке в виртуальной реальности. Сегодня технология развилась настолько, что в виртуальной среде человек может взаимодействовать с персонажами-ботами, которые, словно реальные клиенты или подчинённые, могут спорить, участвовать в живом разговоре, задавать каверзные вопросы и отвечать осмысленно.
Мы создали симуляцию «Обратная связь сотруднику», в рамках которой руководитель получает ценные навыки общения с подчинёнными и учится решать конфликтные ситуации. В создании таких симуляций участвуют опытные методисты, психологи, преподаватели.
Повысьте привлекательность своей компании
Компаниям всегда интересны новинки, которые могут быть полезны не только в вопросах мотивации сотрудников, их обучения и развития, но и, конечно, в росте привлекательности компании как работодателя. Поэтому следующие примеры внедрения VR/AR подходят не только для HR-отделов, но и для отделов маркетинга и рекламы.
Сегодня виртуальная реальность может стать отличным инструментом для возможности продемонстрировать человеку особенности вашей компании, её преимущества, а также дать полноценное представление кандидату о коллективе, руководстве, его прямых обязанностях, офисе или ином рабочем месте. Технология позволяет рассказать о скрытых процессах в компании, провести полноценные экскурсии без необходимости приводить людей на реальное производство или в офис. При этом впечатления от просмотра такой экскурсии вполне сравнимы с опытом, который человек получает при реальном посещении компании. Так, G-Energy Academy проводит экскурсию в формате видео-360, демонстрируя желающим обычно скрытые от посторонних технологические процессы.
Интересное знакомство с компанией для кандидатов проводит и компания BIOCAD:
Подобным образом всемирно известная компания Deutsche Bahn всего лишь за несколько месяцев привлекла несколько тысяч новых сотрудников, используя виртуальную реальность на ярмарках вакансий.
VR для HR: перспективы
Если компания хочет быть действительно цифровой, инновационной, то она должна обеспечивать правильный опыт, как для кандидатов, так и для уже работающих сотрудников. И тут на помощь приходят самые разные технические решения, среди которых одним из самых интересных и перспективных сегодня по праву можно считать VR. Особенно актуальным это утверждение становится, если компания активно работает с поколением миллениалов.
Виртуальная реальность предлагает сотрудникам HR новый и захватывающий способ обеспечить захватывающих опыт для кандидатов и сотрудников через самые разные процессы — найм, адаптацию, обучение, организацию работы.
Самое замечательное, что сегодня эта технология не требует значительных временных затрат, а становится доступнее и дешевле. Все, что вам действительно нужно, – творческая команда профессиональных VR-специалистов, которые смогут ответить вашим самым высоким требованиям. Самое главное – это проанализировать бизнес-процессы компании перед внедрением технологий в них, а также правильно поставить задачи перед командой VR-разработчика. Именно поэтому при выборе подрядчика для маркетингового проекта важно работать с командами, разбирающимися не только в технической части, но и в прикладной области. И тогда VR может стать одним из тех решений, которые помогут вашей компании быть инновационной и создадут ей соответствующую репутацию на рынке труда.
Соавтор: команда Modum Lab
При использовании материалов ссылка на hrbazaar.ru обязательна.
Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных в целях функционирования сайта. Нажимая кнопку «Согласен»,
Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться