Владимир Наумов, педагогический дизайнер, тренер-консультант WebSoft
12 мая 2008 г.
eLearning призывает тьюторов
Должность тьютора у нас в корпоративном обучении является еще очень экзотической. Однако, следуя пословице, готовить сани целесообразно летом. Не вызывает сомнений, что в перспективе, скорее всего в долго-, чем кратко- и среднесрочной, в штатах учебных подразделений компаний тьюторы окажутся весьма многочисленной группой специалистов. В пользу такого прогноза говорят следующие тенденции:
- Рост числа и стратегического влияния корпоративных университетов и учебных центров (см.: http://www.trainings.ru/library/reviews/?id=10324).
- Увеличение количества электронных курсов, их объединение в единые блоки и, как следствие, увеличение сложности и продолжительности подготовки каждого из сотрудников.
- Необходимость адаптации коробочных и заказных, т. е. созданных вне пределов компаний-потребителей, учебных курсов к нуждам конкретной компании и изменениям в ней.
- Увеличение удельного веса смешанного (электронно-очного) обучения как наиболее эффективного по сравнению с чисто очным или сугубо электронным.
- Развитие технологий blended E-learning (смешанное электронное on- и off-line обучение), благодаря которому часть учебного материала может быть реализована в виде электронных учебных курсов, а часть в виде занятий в виртуальном классе (http://www.trainings.ru/library/reviews/?id=10320)
- Необходимость модерирования образовательных форумов, управления общением в блогах, wiki и иных сервисах Web 2.0 в образовательных целях.
Все расширяющееся воплощение в практику перечисленных выше (а также и упущенных здесь) тенденций потребуют от рынка соответствующих специалистов, в том числе тьюторов.
Тьютор, знай свое место
В чем состоит основное отличие классического преподавателя от тьютора? Преподаватель в первую очередь транслирует информацию и опыт обучающимся, т. е. осуществляет процесс преподавания. Тьютор — обеспечивает процесс учения, т. е. деятельность самих обучаемых, «играет на их стороне». Преподаватель делает акцент на содержательной стороне учебного процесса, а тьютор концентрирует внимание на практических аспектах деятельности обучаемых, способствует усвоению полученной информации и навыков и, в идеале, стимулирует их применение. Смысл тьюторинга в координации, обеспечении, поддержке и мониторинге учения и самообучения сотрудников.
В процессе eLearning тьютору доступны лишь две позиции:
- ведущую роль в обучении играет контент, а тьютор выступает лишь посредником между ним и обучаемым(и). Здесь человеку поручаются обычно «кураторские» задачи: доведение норм деятельности, контроль посещаемости и скорости прохождения курса, своевременности выполнения контроля, представление интересов обучаемых в учебном центре и пр. Такому тьютору не обязательно быть специалистом в изучаемой предметной области: он обеспечивает процесс усвоения знаний, но не обязательно сам учит овладению ими;
- ведущая роль в обучении отводится тьютору, а вспомогательная — контенту. В этих обстоятельствах тьютор, как правило, является предметным экспертом и занимается, прежде всего, закреплением и применением учащимися передаваемых знаний, оказывает индивидуальную помощь, корректирует непродуктивную работу, организует и руководит групповым взаимодействием, дает обратную связь, осуществляет текущий и курирует итоговый контроль и пр. И все это — параллельно с контентом. Иными словами, делает частично или полностью примерно то же, что и школьный учитель, тренер или наставник, кроме трансляции содержания образования на всю аудиторию.
1-я позиция, в сравнении со 2-й, подразумевает использование значительно меньшего арсенала обучающих методов и приемов, а также требует меньшего разнообразия средств доставки и способов коммуникации, поскольку его непосредственное участие в работе со знаниями или навыками минимально или незначительно. Однако при этом образовательные функции тьютора в 1-й и 2-й позициях одни и те же.
Важнейшие функции тьютора
Доминирующей функцией тьюторинга является обеспечение процессов учения и самообучения, то есть освоения учащимися требуемых знаний и практических действий. Почему доминирующей? Да потому, что преобладание иных функций над этой сделает тьютора уже носителем иной роли и даже другой профессии.
Так, приоритет организационной и координационной деятельности над функцией обеспечения усвоения знаний способно превратить тьютора в методиста-распорядителя. Приоритет коммуникативной деятельности — в фасилитатора, игротехника или тренера, а не педагога. К сожалению, подобные метаморфозы тьюторской позиции в другие, пусть и родственные, диагностируются с трудом и чреваты «необъяснимым» снижением эффективности обучения.
Что же составляет содержание основных функций тьютора?
- Функция обеспечения усвоения знаний.Педагогическая поддержка тьютором обеспечивает понимание учебного материала и овладения им, т. е. приобретение новых знаний; Через демонстрацию оптимальных способов работы с контентом тьютор стимулирует выработку новых навыков и моделей поведения. Кроме того, тьютор подталкивает обучаемых к рефлексии, к осознанию ими факта приобретения новых знаний и связанных с этим личностных изменений без чего полноценное обучение невозможно.
- Организационная функция.Координация взаимодействия обучаемого с учебным центром, введение норм учебной деятельности, организация взаимодействия обучаемых с тьютором и друг с другом, организация взаимного обучения, управление последовательностью и временем обучения.
- Коммуникативная функция. Осуществление общения обучающихся с тьютором и между собой; управление групповой динамикой, распределение групповых позиций и ролей; постановка задач для индивидуальной и групповой работы, вовлечение в коммуникативные обмены каждого из обучаемых.
- Мотивационная функция. Выявление индивидуальных мотивов и потребностей обучаемых; помощь в осознании личностных перспектив, связанных с обучением; обеспечение психологического комфорта при освоении материала и в ходе коммуникации; позитивное подкрепление результативных действий.
- Мониторинг и контроль. Выявление индивидуальных затруднений и ограничений учащихся, помощь в их преодолении; пошаговый мониторинг деятельности обучающихся, фиксация динамики изменений в ходе обучения; предоставление обратной связи на разных этапах обучения с целью коррекции и профилактики отклонений. Контроль и оценка знаний и умений в конце обучения.
Хватит ли функций?
Теоретически подкованный читатель (далее — ТПЧ), ознакомившись с куцым списком из пяти тьюторских функций, может воскликнуть: «Почему так мало?! А где воспитательная, проектировочная, рефлексивная, консультационно-коучерская, развивающая, наконец?». Однако обилие функций отнюдь не гарантирует, что от этого выиграет практика обучения. На мой взгляд, достаточно и одной — обеспечения усвоения знаний. Именно она является целеобразующей и посвящена выполнению главной задачи тьютора — добиться успешного учения сотрудников. Все остальные функции являются «средственными», то есть относятся к доминирующей функции так, как средство относиться к цели. Приемлю все, дорогой ТПЧ, что содействует адекватному достижению заветной цели. А сколько для этого на тьютора «навешивать» функциональных обязанностей — это уже другой разговор. Главное, чтобы эти обязанности работать не мешали.
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться