В Свердловской области предприниматель Гузель Санжапова развивает производство меда и варенья. Она обеспечивает работой почти всю деревню Малый Турыш — сбором свежих ягод занимаются пенсионеры с внуками, а другие жители делают из них десерты. Помимо зарплат Гузель дает деревне развитие: пробурила скважину питьевой воды, построила детскую площадку, беседку, организовала сортировку твердых бытовых отходов.
В производстве других социальных корпоративных подарков также задействованы пенсионеры, жители глубинок, люди с ограниченными возможностями здоровья, которых обычные работодатели опасаются нанимать. Они требуют больше внимания и контроля в сравнении с другими сотрудниками, но у них заметно ниже производительность труда. В итоге социальная миссия, по мнению руководителей крупных предприятий, может привести к убыточности, к чему они не готовы.
«В случае с социальными подарками есть два пути. Первый — это благотворительность вместо сувениров. Второй — это материальный подарок с социальной составляющей. Во втором случае польза двойная: сотрудники получают приятные сувениры, которые сделаны специально для них, а социальные предприятия — возможность дальнейшего развития», — объясняет Елена Понаскова, директор по персоналу ABBYY. Компания была постоянным клиентом BuySocial в 2017-2022 годах, пока не сократила свою деятельность в России.
Заказывая у инклюзивных мастерских корпоративные подарки, бизнес удваивает свое позитивное влияние на общество. Во-первых, сохраняет экологию. Социальные мастерские заботятся об окружающей среде, поэтому стараются не оставлять отходов и даже перерабатывать невостребованные товары. Во-вторых, благодаря заказу партии подарков работу получают те, кто в ней нуждается. Ко всему прочему, такие социальные подарки создают с идеей и неповторимым дизайном. Среди них, в том числе изделия ручной работы, поэтому они точно произведут впечатление на получателей и не останутся невостребованными.
Какими бывают социальные корпоративные подарки?
1. Предметы интерьера — свечи, ароматические лампы, подставки для книг, елочные игрушки. Так, мастерская «Артель Блаженных» производит безопасные изделия из дерева. Команда проекта обучает труду и сопровождает людей с инвалидностью. Кроме того, мастерская бережно относится к природным ресурсам, поэтому ее производство максимально безотходное и экологичное.
2. Сладости. Выше уже рассказывали про варенье и мед из деревни Малый Туртыш. Дополнением к ним может стать натуральный пряник по традиционному рецепту с уникальной северной росписью из Санкт-Петербурга. Их делают в «Мастерской вкуса» Ирины Синюковой, а 10% дохода отправляют на лечение людей с онкологическими заболеваниями.
3. Посуда и столовые приборы. Мастера проекта Glass Knight выдувают из переработанного стекла стаканы и шоты неповторимой формы. Тираж изделий сильно ограничен, на каждое наносится уникальный рисунок. Каждый стакан получается почти коллекционным экспонатом.
4. Текстиль. Объединение «Бабушкин чулан» вяжет носки, варежки, шарфы, пледы. Пожилым женщинам в сельскую местность привозят шерсть, а когда изделия готовы, то их выкупают. Так бабушки получают творческую работу и прибавку к пенсии.
5. Уходовые средства. Например, мыло ручной работы и соли для ванн производят в центре «Турмалин». Здесь трудятся подростки и взрослые с серьезными ментальными особенностями здоровья.
6. Канцелярия: блокноты, ручки, календари, ежедневники — предметы, которые под рукой у каждого. Если выпускать их из переработанного материала, то польза увеличивается вдвое. Этим и занимается компания ProEcoPen. Она дает вторую жизнь ненужной упаковке, улучшая экологическую обстановку в стране.
7. Мерч. Здесь могут быть худи и футболки с логотипом, шоперы, рюкзаки из переработанного пластика, глиняные значки в брендовых цветах. Последние, например, могут сделать в инклюзивной мастерской «Круг», где трудятся люди с нарушениями зрения, слуха, психическими особенностями.
8. Подарочные наборы. Можно собрать в один бокс товары разных производителей. Состав и объем будет зависеть от бюджета. Другой вариант, выбрать концепцию, например, помощь одиноким пенсионерам, детям или забота об экологии. Тогда подарочную коробку заполнят изделия социальных предприятий, работающих в этом направлении.
Продукция этих и других социальных производителей представлена на платформе BuySocial, которая объединила 80 подобных организаций по всей России. Они прошли экспертизу, подтвердив качество изделий и наличие социальной и экологической составляющей. Менеджеры BuySocial помогают клиентам сориентироваться в обширном каталоге продукции, подобрать подарки, отвечающие запросу компании, а затем берут на себя весь процесс от разработки концепции и согласования со всеми производителями до доставки готовой партии красиво упакованных и брендированных подарков в офис.
В рамках своей стратегии корпоративный социальной ответственности возможностями платформы BuySocial пользуется Росбанк. Несколько лет подряд банк заказывает подарки для партнеров и семей сотрудников «со смыслом», поддерживая социальные и культурные инициативы.
«Мы в Росбанке в течение шести лет поддерживаем развитие социальных предпринимателей, проводя акселерационную программу, поскольку для нас важно вносить вклад в более инклюзивную и справедливую экономику. Логичным продолжением для нас стало сотрудничество с BuySocial, у которого мы приобретаем подарки, и для внешних партнеров, и для детей сотрудников. Так, на один из Новых годов мы совместно разработали и заказали детям деревянные наборы для сборки скворечников с красками, кормом и декоративной птичкой-елочной игрушкой. Сотрудники были в восторге от такого интересного интерактивного подарка, делились в чатах фотографиями, как вместе с детьми они собирали, раскрашивали скворечники и вешали во дворах и парках, получилась целая онлайн-фотовыставка. К наборам прилагались открытки с рассказом о том, что их изготовили в столярной мастерской при Центре равных возможностей для детей-сирот «Вверх», где учатся старшеклассники с непростой судьбой. Наших коллег очень обрадовало, что подарки для их детей — это еще и поддержка в становлении подростков, которым не повезло в самом начале их жизни», — отмечает Екатерина Плужник, руководитель направления устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности Росбанка.
В 2021 году IT-компания Semrush (сейчас остановила свою деятельность в России) заметила увлеченность сотрудников благотворительностью — тема стала часто и активно обсуждаться в корпоративных чатах. На Новый год команда получила боксы с вещами ручной работы — Magic is what we do. В них были варежки, связанные бабушками в глубинке, набор для приготовления глинтвейна, сделанный жителями маленькой деревни на Урале. Сотрудники не просто получили еще одну яркую коробку, а почувствовали себя участниками важной социальной миссии.
Подобные корпоративные подарки выбрала и компания Rambler&Co. Она поддержала малые производства и порадовала детей своих сотрудников.
«В первый год сотрудничества с BuySocial в качестве детских новогодних подарков мы заказывали варежки на резинке, которые вязали бабушки из Луховиц Московской области. Коллеги остались очень довольны и составом, и мягкостью, и идеей. Все оценили возможность помочь таким образом людям. Многие просили рассказать больше о бабушках, которые вязали варежки с теплом и любовью», — рассказала Анастасия Паршина, менеджер по корпоративным коммуникациям Rambler&Co.
С каждым годом бизнес более осознанно подходит к социальной ответственности. Помимо прямого перечисления денег на благотворительность, например, детским домам или хосписам, компании внедряют практики устойчивого развития в различные направления бизнеса, среди которых в том числе поддержка сотрудников и закупки. Одна из причин в смене поколения руководителей и сотрудников. Им недостаточно просто работать ради прибыли, а важно быть полезными обществу. Социальные корпоративные подарки — один из вариантов ответа на этот запрос. Они не требуют много ресурсов, но четко выполняют свои функции: увеличивают конкурентное преимущество компании среди соискателей и вовлеченность сотрудников, сокращает текучку персонала. Поэтому рынок социально ответственных подарков будет развиваться и расти, по крайней мере до тех пор, пока «у руля» неравнодушное поколение лидеров.
Автор: Любовь Ермолаева, сооснователь и управляющий партнер платформы BuySocial
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться