Поиск по тегам

Поиск по компаниям

Я. дневник

05 февраля 2019, 17:35 | Интервью, L&D, HR-сервисы,
Я  дневник

Олег Шведовский, сооснователь и генеральный директор «Неформально»; автор концепции психотехники в бизнесе рассказал о преодолении отчуждения и страха самоисследования на примере своего клиента.

Я. Дневник.

Приятно делиться успехами. Вдвойне приятно делиться успехами тех, кто достиг их в том числе благодаря твоим усилиям. Я хочу рассказать об одном таком успехе, связанном с прохождением Дневника Я.Неформально одним из моих клиентов, проходящих терапию.

Одной из главных проблем современного обывателя можно считать отчуждение от других людей. Замкнутость в своем собственном мире поддерживается множеством иллюзий. Социальные сети создают иллюзию большого количества друзей, которые на самом деле в большинстве своем остаются разве что хорошими знакомыми. Стереотипы бизнес-среды создают иллюзию принадлежности к целой группе своих, которые на поверку оказываются чужими в любой нестандартной ситуации. Жизненные сценарии, перенятые от родителей, и проецируемые на собственную жизнь, создают иллюзию принадлежности к традициям, к семье, но на деле оказываются мало осознанными автоматизмами, далекими от живого, творческого контакта с памятью рода, фамилии.

Мой клиент, о котором пойдет дальше речь, как раз переживал встречу с этой отчужденностью. К своим 35 годам ему так ни разу не удалось вступить в настоящие отношения, которые он мог бы назвать драгоценными. Он практически не помнит своего детства, а точнее – воспоминания его носят скорее механический, документальный характер. Взаимоотношения в семье носят поверхностный формализованный характер. Его профессиональная деятельность внешне очень насыщенная, изнутри переживается им как пустая трата времени, поскольку не соответствует его представлениям о собственном предназначении.

Клиент обратился с вопросом: «Как наладить коммуникацию с людьми?», и больше рассчитывал на индивидуальный тренинг, чем на терапию. Однако спустя несколько сессий мы согласились, что центральным вопросом, узлом, который связывает его по рукам и ногам, является вопрос: «Кто я на самом деле?». Этот вопрос вставал со всей остротой каждый раз, когда клиент подбирался к необходимости выбора способа взаимодействия с людьми. Постоянно вступая во взаимодействие с другими людьми, он обнаруживает, что существующий набор способов взаимодействия не сближает его с теми, с кем он хотел бы сблизиться, а напротив, оттдаляет их друг от друга.

Мы прорабатывали этот аспект опыта продолжительное время, и основной задачей ставили оживление собственного уникального стиля контакта, однако все время чего-то не хватало. В конце концов, мы пришли к выводу, что находимся в ловушке отчужденности от действительности, из которой невозможно выбраться, оставаясь в рамках обсуждения без реализации. Терапия теряла энергию, поскольку черпать ее из одного источника нашего взаимодействия оказывалось слишком расточительным и для него и для меня.

Я предложил клиенту пройти дневник Я.Неформально. Мой расчет был такой. Если что и может помочь выбраться из зоны отчуждения, в которой привык находиться клиент, то это обновленный контакт с по-настоящему значимыми для него людьми. Дневник Я.Неформально собственно и направляет заполняющего по маршруту от одного значимого человека к другому, при этом предлагая необычную форму взаимодействия. На оживление связей тут работает все: и подарок, который нужно дарить каждой персоне, и специальный сильный вопрос для каждого из 16 значимых других, и игровая форма взаимодействия с дневником и многое другое.

Клиент с радостью ухватился за новый формат самостоятельной работы и начал проходить дневник. Первое задание вызвало сильный эффект прорыва пелены отчуждения. Встретиться с Незнакомцем, сделать ему подарок и спросить его о самом важном! На ближайшей после выполнения задания встрече клиент рассказал, что после работы всегда проходил мимо бомжика, который выглядел довольно необычно – читал книгу, и был боле менее опрятен на вид. Клиента всегда интересовало, какова судьба этого человека, как и где он живет, но подойти и спросить об этом он боялся. Этот страх как причина и следствие отчуждения сковывал спонтанное проявление любопытства и интереса к жизни. С появлением Дневника, как рассказал клиент, у него возникла структура действий и повод для изменений. «Так уж он устроен, что хочется выполнить задание» делится клиент своим опытом. «Я сразу понял, кто будет для меня Незнакомцем, и что именно я хочу у него узнать».

Надо сказать, что проходящие Дневник Я.Неформально регулярно выбирают на роль Незнакомца бездомных, попрошаек или других потерянных людей. Возможно, посредством этого выбора они как бы подчеркивают для самих себя реальный смысл работы с Дневником – преодоление отчужденности, преодоление внутренних барьеров, расширение границ возможностей.

Один этот опыт открыл перед клиентом целый мир другого человека. Другого во всех смыслах. Оказалось, что это новое общение было взаимоподдерживающим и долгожданным. Бомжик с охотой рассказал о своем житии-бытии и принял в подарок теплую одежду. Ответ на главный вопрос потряс клиента своей простотой и инаковостью. Всю сессию мы потратили на осмысление тех последствий, которые имеет для клиента этот новый опыт и это новое знание.

Через 2 встречи клиент рассказал о еще одной значимой для себя встрече с Родителем. Он поделился, что до сих пор считал своего отца холодным и черствым человеком, который думает только о себе. Но когда Дневник подсказал, что следующая встреча должна произойти с кем-то из Родителей, клиент набрался решимости пересмотреть свой взгляд на отца. Приехав к нему с подарком, он с удивлением обнаружил, что отец, точно также как и он сам, боялся первым нарушить сложившуюся нейтральную полосу, на деле являющуюся полосой отчуждения. Разговор не был простым, но не потому, что обсуждались трудные вопросы, а потому, что обоим пришлось прямо на месте учиться общаться по-новому, преодолевая привычные мифы об их отношениях. Закончилась эта встреча с отцом настоящими слезами и объятиями.

Общая динамика терапевтического процесса изменилась – теперь клиент приходя на сессию, был готов идти глубже, преодолевая страх самоисследования. Теперь, с опытом реального преодоления и выхода из зоны привычек, появилась прочная основа для отделения своих собственных процессов и процессов стереотипных, навязанных различными контекстами жизни.

Третье задание Дневника помогло клиенту обрести свежий взгляд на своих коллег. Общение с соратником вылилось в настоящее глубокое со-переживание настоящим трудностям, с которыми сталкивалась коллега. Для клиента было удивительно узнать, что благополучная маска скрывала за собой человеческую драму, о которой мало кто знал. Для клиента это был бесценный опыт смотрения в зеркало отношений, ведь в своей коллеге он узнал самого себя, прячущегося за дежурной улыбкой и играющего роль успешного делового человека.

Включение Дневника Я.Неформально в процесс психотерапии позволило освежить его, поддержать и направить в сторону работы-с-реальностью. Мое ощущение от работы также изменилось. Теперь я мог рассчитывать на самостоятельную работу клиента между сессиями, а также всегда появлялся материал для предметной точной работы с переживанием.

Сама тематика отчужденности и поиска себя постепенно трансформировалась в тему подлинности проживания каждого момента, и внимательности к каждому часу проживаемого клиентом приключения под названием Жизнь.

Итогом этой работы стало появление у Клиента своего собственного символа, отражающего энергию взаимоотношений с миром. Так устроен Дневник, что в завершении работы с ним, проходящий интегрирует весь полученный от общения опыт в мощный образ, отражающий ключевые аспекты уникальности заполняющего Дневник человека. Тотемом, как его называем мы для клиента стали карманные часы. Он специально приобрел такие, которые максимально соответствовали его образу. Этот тотем, с которым он мог взаимодействовать в любой момент, поскольку он решил носить их в кармане, напоминал клиенту о времени его жизни, которое идет, и которое необходимо было тратить на действительно значимые вещи.

Отчуждение от других людей было преодолено посредством реальной практики контакта. Клиент нашел в себе силы для проживания иллюзорности многих страхов и опасений, связанных с взаимодействием с другими людьми и открыл для себя возможность быть более смелым в контакте с внешним миром. На одной из завершающих сессий ответ на вопрос: «Кто я?» клиент сформулировал так. «Я – это не тот, кого видят во мне другие, но я это тот, кто видит и себя и других в общем танце времени».

Компании, в которых внедрена практика оценки сотрудников как при найме, так и в процессе работы, готовы платить более чем в два раза больше тех, кто использует инструменты оценки только при найме кандидатов (707 рублей и 293 рубля). При этом, 46% представителей компаний затруднились ответить на вопрос, поскольку на данный момент не имеют бюджета на оценку персонала. В 2017 году этот показатель составлял 67%.

«В 2018 году мы наблюдаем положительную тенденцию по увеличению интереса к оценке персонала со стороны компаний. Бизнес значительно увеличил бюджеты на HR, что, в частности, позволило специалистам по кадрам составлять объективную картину способностей, компетенций и личностных качеств сотрудников всех уровней и должностей. Оценка персонала решает проблемы не только внутреннего и внешнего найма, но и обучения, развития карьеры, планирования преемственности и удержания сотрудников. Около 70% респондентов считают оценку персонала своей основной работой, это означает, что внутрикорпоративные отношения в России становятся более «прозрачными». Сегодня рынок приходит к пониманию того, что нужно выделять средства на HR Tech (технологии в HR), в частности, на технологические сервисы по оценке персонала, позволяющие минимизировать человеческий фактор», — Валерия Лущикова, руководитель сервиса «Оценка талантов» HeadHunter.

Об «Оценке талантов» HeadHunter

«Оценка талантов» HeadHunter — это сервис для автоматизированной оценки персонала, помогающий нанимать сотрудников на основе реального потенциала человека — его способностей и склонностей к работе. Сервис базируется на разработках от глобального лидера на рынке оценки персонала CEB SHL Talent Measurement и содержит три инструмента оценки: тест анализа вербальной информации, тест анализа числовой информации и профессиональный личностный опросник. За время существования «Оценки талантов» 450 компаний протестировали более 4 000 сотрудников и соискателей в сервисах hh.ru и Talantix.

Об исследовании:

В опросе приняли участие HR-специалисты (20% респондентов — директора по персоналу, 19% — HR-менеджеры, 18% — менеджеры по подбору персонала и др.) из компаний разных отраслей: IT, розничной торговли, услуг для бизнеса, строительства, финансового сектора, логистики и других. Респондентами стали как небольшие компании (до 100 человек), так и крупные (более 500 человек), головной офис 32% которых находится в Москве, 13% — в Санкт-Петербурге и 55% — в других регионах РФ.


Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar