Поиск по тегам

Поиск по компаниям

Татьяна Хватинина: «Самый большой конкурент оценки персонала на российском рынке — это отсутствие какой-либо оценки» (ч.1)

26 марта 2012, 16:09 | Интервью, Оценка персонала, HR-сервисы,
Татьяна Хватинина   Самый большой конкурент оценки персонала на российском рынке   это отсутствие какой либо оценки   ч 1

Trainings.ru Редакция

Инна Карачевцева

26 марта 2012 г.

В рамках подготовки к HR&Trainings Expo 2012 редакция Trainings.ru обратилась к партнерам мероприятия и участникам его Программного комитета с просьбой поделиться своей экспертизой в ключевых темах конференции. Компания SHL — партнер блока «Оценка персонала». О настоящем и будущем оценки рассказывает Татьяна Хватинина, Генеральный директор SHL. В первой части интервью речь пойдет о конкретных ситуациях использования оценки в управлении персоналом.

Татьяна, какие задачи компании решают с помощью оценки?

Оценка — не самостоятельная функция и не самоценная задача. Она существует в рамках более широких HR-инициатив. Все задачи, для решения которых компании прибегают к оценке, можно сгруппировать в 2 блока:

1. оценка людей, находящихся вне компании, в процессе рекрутмента;

2. оценка существующих сотрудников компании с определенными целями.

Расскажите, пожалуйста, подробнее об оценке в рекрутменте.

Использование оценки в подборе персонала позволяет ускорить закрытие вакансий, повысить качество кандидатов, приходящих в компанию, снизить срок, требующийся на достижение новым сотрудником компетентности. Последнее — дорогостоящий этап, о котором мало говорят. Каждый или почти каждый сотрудник, придя в компанию, может достичь компетентности. Только одному для этого требуется 2 месяца, другому полгода. А кто-то так и не найдет себя на новом месте. Текучесть персонала дорого стоит компании, равно как и время, требующееся на достижение компетентности. Оценка в рекрутменте позволяет минимизировать потери работодателя.

Общее представление об использовании оценки в подборе персонала на сегодняшний день отражают данные исследования SHL за 2011 год:

Можно выделить 3 основных типа ситуаций в рекрутменте, при которых оценка необходима.

1. Массовый рекрутмент, когда крупные компании набирают сотни человек в течение года на типовые позиции. Основной вызов массового рекрутмента состоит в том, чтобы из большого количества соискателей выбрать самых подходящих, затратив на это минимум денег и времени. Причем этот процесс должен быть безостановочный, поскольку речь идет о массовых позициях. Оценку в данном случае можно автоматизировать до такой степени, что она будет происходить без участия человека. Соискатели на специальном сайте заполняют опросники и тесты способностей, которые позволяют рекрутерам судить об их соответствии вакансии. Личное общение организуется только с финальными кандидатами, которые с большой долей вероятности останутся работать в компании.

В общую оценку вплетена и оценка кандидатом компании. Она также может быть автоматизирована: на сайте предоставляется информация об организации в целом и о конкретной должности.

2. Рекрутмент выпускников, когда из большого количества молодых людей надо выбрать высокопотенциальных — тех, которые будут быстро расти в компании и смогут занять руководящие посты.

Речь здесь идет о ранней идентификации таланта. Под талантом мы понимаем наличие способностей, мотивации и личностных склонностей человека к выполнению работы, к развитию и быстрому обучению. Каждый сотрудник может стать менеджером среднего звена. Только одному нужно для этого 2 года, а другому 10 лет. Талантливые сотрудники начинают раньше приносить деньги в компанию. Идентифицируя их на стадии окончания университета, работодатель экономит несколько лет своего времени и бюджет на обучение.

3. Найм управленцев и специалистов разного уровня – точечный рекрутмент, когда нужно оценить соответствие конкретного человека конкретной должности и роли. При подборе сотрудников высокого уровня цена ошибки велика. Здесь разумно использовать очный Центр оценки, который является самой ресурсоемкой, но и самой надежной процедурой оценки.

В каких случаях проводится оценка уже существующих сотрудников?

Одна из ситуаций, когда необходима такая оценка, возникает, когда компании нужно понять, каким человеческим капиталом она обладает на текущий момент и достаточен ли он для реализации стратегии бизнеса. Другими словами, это — аудит талантов, популярная сейчас тема в HR. Талант здесь понимается как один из ключевых активов компании.

По данным исследования компании Taleo (Talent Intelligence report, март, 2011), 75% компаний понимают свои стратегические цели. Из них только 21% имеет четкое представление о том, достаточно ли у них ресурсов, внутренней экспертизы и компетенций для выполнения стратегии. Умные компании проводят аудит талантов, чтобы получить ответ на вопрос: «Достаточно ли у нас талантов для выполнения стратегии?». В случае обнаружения нехватки талантов, возникает другой важный вопрос: «Как эту нехватку проще и дешевле восполнить: купить извне, вырастить внутри, каким-то образом заимствовать или перераспределить внутри компании?».

SHL создает для своих клиентов карту талантов. Она складывается из анализа результатов деятельности, компетенций и потенциала людей и позволяет анализировать данные в любом разрезе в зависимости от поставленной задачи. Карта талантов дополняется аналитическими выводами и практическими рекомендациями. Глядя на такую карту, компании четко понимают в какой функции и на каком организационном уровне у них есть риски, связанные с планированием преемственности, недостатком или переизбытком высокопотенциальных сотрудников и т. п.

Одним из выводов аудита талантов будет понимание того, в развитие каких сотрудников необходимо инвестировать и кого надо удерживать. Также такая оценка позволяет целесообразно использовать бюджет на обучение и развитие.

Другая ситуация оценки сотрудников компании связана с формированием кадрового резерва или планированием преемственности. Как правило, у компании есть четкое понимание с какого на какой уровень готовится кадровый резерв или для каких должностей необходимо планирование преемственности. Оценивается узкая категория персонала под конкретную задачу. В большинстве случаев проводятся не ассессмент-центры, а девелопмент-центры. Они в большей степени задействуют очную оценку и дают более точную информацию на выходе. Определенная часть процедуры при этом может быть проведена в режиме on-line с использованием современных технологий. Девелопмент-центр предполагает развивающую обратную связь, составление планов развития и даже коучинговые сессии для среднего и топ-менеджмента.

И еще одна ситуация оценки существующих сотрудников организации — это оценка с целью развития. Ее вариацией может быть оценка некой узкой области для понимания текущей ситуации и разработки планов развития.

Типичный пример такой оценки — оценка лидерских команд с целью понимания стиля лидерства на индивидуальном уровне и в целом по команде. Про лидерство сейчас много говорят и спорят о том, можно ли его развивать. Я убеждена в том, что есть разные аспекты лидерства. Одни из них развиваемы и методы их развития понятны. Другие же неразвиваемы и пытаться развивать их не стоит.

Подход, который использует SHL, позволяет лидерам увидеть и проанализировать текущую ситуацию: что они из себя представляют на данный момент как команда лидеров, где лежат области их лидерского развития, понять ожидания компании и принять на себя ответственность за свое дальнейшее развитие. Итогом оценки могут стать индивидуальные отчеты и обратная связь, развивающие и помогающие человеку определиться. Получается серьезный проект, который дает компании возможность совершить рывок и в понимании лидерства, и в его развитии.

Другая горячая тема развития — развитие sales-команд. Специалисты по продажам, как правило, активно обучаются, и бюджет на их обучение самый большой. При этом редко встретишь компанию довольную состоянием обучения своего отдела продаж. Процесс обучения продажам можно сделать эффективнее и целенаправленнее. Инструменты оценки позволяют оценить эффективность каждого конкретного сотрудника и определить план его развития.

Подводя итог, систематизирую ситуации использования оценки в компании:

Продолжение здесь

При републикации материала ссылка на hrbazaar.ru/ обязательна


Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar