Поиск по тегам

Поиск по компаниям

Подсказки любителям позлословить

21 ноября 2008, 13:47 | Аналитика, HR-менеджмент,
Подсказки любителям позлословить

Мария Долгачева, руководитель брокерских проектов, «Амплуа-Брокер»
21 ноября 2008 г.

Этим материалом мы завершаем обзор статей, представленных на сайте Маршалла Голдсмита (Marshall Goldsmith). На этот раз речь пойдет о всемирно распространенном явлении, на первый взгляд безобидном. Это негативные обсуждение руководителя у него за спиной.

Стоит признать, что сегодня, на волне сокращений персонала, частота заседаний «школ злословия» в курилках не уменьшается. Напротив, определенная нестабильность и стресс приводят к тому, что вместо работы, сотрудники обсуждают, как все плохо, кто виноват и что по этому поводу делать.

Голдсмит приводит данные исследования (еще «мирных» времен, проведенного проектом www.Badbossology.comи организацией Development Dimensions International). Согласно этим данным, большинство сотрудников проводят десять(!) и более часов в месяц, жалуясь или выслушивая жалобы на нехороших боссов. Некоторые респонденты говорили о цифре двадцать и более часов ежемесячно.

Изначально исследование должно было дать повод руководителям задуматься о неэффективности своего управления и построении корректных коммуникаций с подчиненными. Но Голдсмит предлагает взглянуть на пробелму с другой стороны и поработать с самими сотрудниками по поводу смены их установок и поведения.

Сотрудникам надо осознать — в собственных же интересах — что существует несколько причин, почему им стоит удержаться от вступления в неконструктивное брюзжание, даже если им достался действительно плохой босс. Вот некоторые последствия траты времени на злословие, в изложении Голдсмита.

Когда вы поливаете босса грязью:

  • Вы теряете время впустую. Есть множество продуктивный действий, которые вы можете произвести за высвободившиеся 10 или 20 часов в месяц. Даже если вы не уважаете босса, вы можете работать над собственной эффективностью. Если вы готовы потратить на что-то уйму времени, научитесь чему-то новому. Таким образом, вы вполне можете заполучить работу (или босса) получше.
  • Вы принижаете себя. Если вы так чертовски умны, что можете судить действия босса, а ваш босс настолько туп, что стоит бесконечных часов критики, с какой стати вы находитесь в подчинении этого идиота? В конце концов, дискредитируя босса, мы дискредитируем себя. Окружающие, возможно, не скажут этого вслух, но про себя вполне могут решить, что вы даже больший неудачник, нежели ваш босс.
  • Вы наносите вред своей компании. Ваши истории могут потом пересказывать посторонним людям. Если менеджеры компании настолько плохи, кто поверит, что продукция компании хороша? Почему люди должны тратить кровно заработанные деньги на продукт вашей компании?
  • Вы прослывете лицемером. Злословя о боссе за его спиной, вы заставляете собеседника думать: «А что же говорят обо мне, когда меня нет рядом?» Очевидно, что в обычной ситуации ваши циничные или саркастические замечания никто до босса напрямую не донесет. Почему же человек, с которым вы разговариваете, должен верить, что к нему вы относитесь с большим уважением, нежели к собственному боссу?
  • Вы сообщаете окружающим, что вам не хватает храбрости. Если ваш босс поступает во вред компании, почему вы не противостоите ему? Напрашивается ответ: вы боитесь. Проблема отчасти может быть в том, что босс действует на вас угнетающе, но может статься, вам действительно не хватает мужества озвучить правильную, на ваш взгляд, позицию — и это уже гораздо большая проблема.
  • Вы вгоняете себя и других в депрессию. В мире много чего неправильного. Люди голодают. Происходят убийства. Миллионы живут в нищете. Если вы возжелали обсудить депрессивные темы — зачем ограничиваться боссом? Давайте проведем весь день в разговорах о том, что жизнь штука невеселая. Идея получше — по максимуму воспользоваться в работе тем, что оказалось в вашем распоряжении.
  • Вы не двигаете свою карьеру. С очень высокой степенью вероятности хотя бы несколько часов из той бесконечной вереницы, что вы провели в обсуждении недостатков босса, дойдут до ушей (сам услышит или доброжелатели поделятся). Вы бы повысили в должности того, кто двадцать часов в месяц проводит, метая вам в спину ножи?

Эти советы Голдсмита адресованы непосредственно сотрудникам. Что может сделать руководитель или HR, заметивший масштаб проблемы в компании? Прежде всего, признать ее. Все люди иногда отпускают бесполезные, деструктивные комментарии в адрес руководства или коллег, и это касается не только сотрудников рядового уровня. Важно, чтобы подобное деструктивное отношение не превратилось в часть корпоративной культуры.

Проведите встречу с сотрудниками, дайте им информацию и научите простым методам борьбы со стрессом. Например, есть очень простой способ индивидуальной работы с проблемой деструктивных замечаний: прежде чем заговорить, сделайте глубокий вдох. Задайте себе четыре простых вопроса: Это высказывание поможет моей компании? Это высказывание поможет нашим клиентам? Мое замечание поможет человеку, с которым я сейчас разговариваю? Это замечание поможет человеку, о котором я сейчас говорю? Если получаются ответы «Нет, нет, нет и нет», стратегия проста: промолчите.

Маршалл Голдсмит рассказывает о своей практике тренингов по коррекции рабочего климата. Так, на занятиях он вводит правило: участники «штрафуют» друг друга на 2 доллара каждый раз, когда кто-то делает ненужное деструктивное замечание. Голдсмит отправляет скопленные десятки тысяч(!) долларов на благотворительность. А что мешает вам учредить в компании такую шуточную систему внутренних «штрафов» за бесполезное непродуктивное брюзжание? Если вам повезет, и ваши сотрудники брюзжат профессионально, то полученной суммы вполне может хватить на приличную новогоднюю вечеринку! Стоит помнить, что в сложные времена забота о позитивном рабочем климате может сохранить компанию здоровой и даже процветающей.

При републикации материала ссылка на журнал HRbazaar обязательна


Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar