Даже без длительного теоретического вступления понятно: перспективная среда подразумевает поиск скрытых возможностей и заполнение лакун, которые существуют в той или иной нише. Само слово “перспектива” происходит от латинского глагола perspicere — смотреть сквозь, что перекликается с самой сутью визионерства как способности заглядывать за доступный горизонт восприятия и понимания.
Говоря о визионерах, мы чаще всего вспоминаем о масштабных личностях вроде Николы Теслы, Генри Форда или – если обратиться к современности – Стива Джобса или Илона Маска. Очевидно, что само понятие нацеливает нас на восприятие многогранности и глубины – то есть сразу нескольких измерений, формирующих ту самую перспективу.
Отраслевые визионеры: кто они и что их объединяет?
В российских условиях такие личности (и, как следствие, создаваемые ими бизнесы) тоже существуют. Причем, как показывает практика, в отраслях, о которых говорить в категориях “визионерства” как-то не принято. К примеру, это может быть рынок автокомпонентов или аграрный сектор.
Ярким примером перспективного подхода может служить Михаил Кулябин – основатель маркетплейса “Эмекс”, который в настоящий момент переписывает стандарты работы на рынке автозапчастей и автокомплектующих. Будучи владельцем гостиницы в Дубае, в 1999 году он начал возить автозапчасти в Россию из ОАЭ, чтобы расширить бизнес.
Принимая заказы по электронной почте, Михаил перенаправлял их поставщикам, а в ответных письмах получал накладные. Как вспоминал Кулябин в разговоре с журналистом РБК, поначалу запчасти сортировать приходилось прямо в квартире, и лишь в 2001 году в районе ВДНХ появился полноценный склад.
Сегодня стратегия “Эмекса” построена на том, чтобы предоставить технологии и трафик для предпринимательской деятельности всем желающим вести бизнес, в то время как за компанией остается лишь поддержка и развитие IT-инфраструктуры.
Полное переосмысление предпринимательской функции пришло не сразу – свою роль сыграла и цифровая трансформация, затронувшая почти все сферы, и более четкое понимание концепции цепочки ценности, которая формирует бизнес.
Другой ориентир отраслевого визионерства – IT-платформа и мобильное приложение “Агрохелпер”, которое помогает покупателям и производителям сельхозпродукции быстро и просто найти друг друга. Созданный воронежским предпринимателем Валерием Вавиловым в качестве единой платформы организации поставок, этот диджитал-сервис служит для уберизации всего агросектора.
Модель работы проста: покупатель и продавец сельхозпродукции встречаются на одной площадке, и в случае, если условия сделки устраивают обе стороны, происходит безопасная и оперативная транзакция. В итоге функционирование отрасли становится прозрачнее (коррупция при такой модели работы исключена), эффективнее и просто удобнее.
Казалось бы, агросектор максимально далек от всех цифровых трендов – далеко не у каждого фермера на юге России есть смартфон! Многие, несмотря на серьезные заработки, предпочитают по старинке использовать кнопочные телефон и ничего не слышали ни про Whatsapp, ни про Uber.
Тем не менее, в настоящее время “Агрохелпер” развивается семимильными шагами. Чтобы обеспечить проекту эффективный старт, Валерий Вавилов, сам в прошлом аграрий, привлек в качестве бизнес-партнера Юрия Данилевского, стратега и консультанта, вместе с которым активно принялся за переформатирование ниши и создание полноценного сервиса. Сегодня тандем продумывает каждую деталь: от AARRR-ворноки до концепции позиционирования и UX-интерфейса.
Mindset лидера в перспективной среде
Что объединяет отраслевых визионеров – предпринимателей, ведущих деятельность в перспективной среде? И что помогает им создавать уникальные продукты в условиях неопределенности и перманентного кризиса?
- Открытость, инновационность и незашоренность мышления. Отраслевые визионеры постоянно находятся в поиске и не боятся экспериментировать с новыми методами, подходами и инструментами, активно приглашают консультантов, часто состоят в различных предпринимательских сообществах и объединениях. Это дает возможность постоянно расширять картину мира и заимствовать успешные практики и бенчмарки, адаптируя их в своей отрасли.
- Тяга к изобретательству. Отраслевые визионеры не любят делать что-то только потому, что так принято. “Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек”, – сказано в предисловии к “451 по Фаренгейту” Рэй Брэдбери. Эта фраза могла бы служить таглайном визионерского мышления. Проторенные дороги чаще всего ведут в тупик – и уж точно не приводят к новым решениям, которые становятся ориентиром для всех остальных. Именно об этом говорил Генри Форд, иронизируя на тему быстрых лошадей.
- Умение слышать другие точки зрения. Чаще всего отраслевые визионеры окружают себя командой людей, которые, вопреки тому, как это принято в крупных госкомпаниях, не смотрят им в рот, а, напротив, активно высказывают свою позицию, спорят и предлагают альтернативные решения. Как говорил Джек Ма, если на совещании все согласны с каким-то решением, это значит, что решение плохое – ведь так думают все, в том числе и ваши конкуренты.
- Стремление к мечте, а не к прибыли любой ценой. В основе работы отраслевых визионеров – мечта, визуализируемый образ цели и вера – именно их чаще всего называют видением. Сергей Королев грезил о полетах к звездам, Петр Нестеров мечтал первым совершить мертвую петлю, Павел Обухов был готов сесть на пушку собственного производства верхом, чтобы доказать ее надежность, а Фарман Салманов был убежден, что в Тюмени есть нефть, когда эту землю все уже считали бесплодной. Визионеры готовы менять мир, и для них это естественное состояние. Стратегия для них – не план, а прежде всего трансформационное действие, наполненное смыслом. Именно поэтому вопросы прибыли отходят на второй план.
Как стать перспективным?
“Хотите выжить? Станьте визионерами!”, – пишет все тот же Мартин Ривз в статье цикла “Уроки стойкости” на HBR. И далее развивает свою мысль: “Воображение бывает не только индивидуальным, но и коллективным. Идеи развиваются и распространяются при общении между людьми. Компаниям нужно именно коллективное воображение. Разрешите сотрудникам обмен новыми, непродуманными идеями. Создайте площадки, где они смогут общаться на равных — без иерархии, отчетов, разрешений или экономических обоснований”.
Чтобы система коллективного воображения заработала, в перспективной среде сформировалось две важных концепции.
Первая – MVP, то есть продукт с минимальным функционалом, который способен быть полезным прямо сейчас. Согласно концепции «бережливого стартапа» (lean startup) Эрика Риса, самое важное – это найти ответ на вопрос: «Нужен ли этот продукт пользователям?» А для этого подойдет и усеченная версия. Такой подход становится наиболее адекватным в ситуации, когда строить прогнозы исключительно на собственных аналитических данных недостаточно и требуется проверка гипотез в реальных условиях.
Второй концепт – так называемый growht hacking («взлом роста») – систематическая и непрерывная проверка гипотез, направленных на рост компании. Эта идея, как и предыдущая, пришла из IT, но ее вполне можно реализовать и в традиционных бизнесах.
Если коротко, суть такого подхода – в том, чтобы создать механизм отбора наиболее интересных гипотез. Это похоже на эксперимент, который никогда не завершается и направлен на то, чтобы подтверждать или опровергать жизнеспособность различных этих идей.
Сам термин придумал в 2010 году Шон Эллис, предприниматель и советник по стартапам. На заре своей карьеры, работая в маркетологом в Dropbox, Lookout и Xobni, он пытался собрать команду людей, которые будут заниматься поиском точек роста в компании. Однако маркетологи не подходили под это требование и не понимали, что от них требуется. Кредо гроузхакеров — Fail Fast (“проваливайся быстро”), что следует понимать как Fail Early, Fail Often, Fail Cheap (“ранний провал, частый провал, дешевый провал”).
Сегодня российские отраслевые визионеры используют оба этих принципа, но в мягкой версии (так называемый Soft MVP). Запуская на рынок новые продукты в их минимальной версии и тестируя различные гипотезы, бизнесы научились расти быстро в нишах, далеких от IT.
Алгоритм работы в перспективной среде чаще всего выглядит так:
- Внутри компании создается рабочая группа для поиска новых решений и тестирования гипотез.
- Проводится мозговой штурм, на котором рождаются гипотезы.
- Наиболее перспективные идеи получают первые воплощения в виде минимальной версии продукта.
- После этого происходит запуск тестирования при помощи инструментов таргетинга через социальные сети и чаты.
- После первых результатов тестов происходит сбор информации, анализ и рефлексия.
- На ретроспективной сессии команда роста анализирует обратную связь и предлагает план улучшений.
Стремление создавать новые стандарты, рынки и ниши, развивать инновационные подходы и модели ведения бизнеса, реформировать собственное мышление и правила игры для всей отрасли – вот отличительная черта бизнеса, который выбирает для себя путь перспективы. Бизнесы, которые создаются и достигают успеха в такой среде, зачастую становятся ориентирами, бенчмарками для своего окружения. Перспективная среда благоприятна для компаний, которые ищут для себя новые возможности и стремятся избежать “туннельного видения”. Они не просто активно следуют трендам, но создают их сами.
Автор: Григорий Храбров, Школа Socrateam
Для размещения отзывов необходимо авторизоваться