Поиск по тегам

Поиск по компаниям

Как не ошибиться в выборе профессионального тренера

17 июня 2008, 14:58 | Кейсы, L&D, HR-сервисы,
Как не ошибиться в выборе профессионального тренера

Дональд Л. Киркпатрик, автор четырехуровневого подхода к оценке эффективности тренинговых программ
17 июня 2008 г.

Это, вероятно, самое важное решение из тех, что вам предстоит принимать в процессе подготовки учебной программы. Ведущий тренинга должен быть высококвалифицированным специалистом — независимо от того, является ли он сотрудником компании или приглашенным консультантом. Он обязан хорошо разбираться в теме и уметь эффективно общаться. Другие необходимые навыки: желание обучать, умение создавать условия для дискуссии в группе и способность наладить хорошие отношения с участниками. Если вы приглашаете внешнего специалиста, немаловажным фактором становится стоимость его услуг.

Лучший способ выбрать тренера — увидеть человека в деле. Это особенно важно, когда вы нанимаете внешнего лектора или консультанта. Когда я занимался организацией семинаров для руководителей в Институте управления Университета Висконсина, в своих анкетах реакции мы ориентировались на оценку 4,7 балла из 5 возможных.

Обычно нам удавалось поддерживать этот высокий стандарт путем тщательного подбора лекторов. Как-то я решил пригласить одного руководителя из General Electrics (GE), ездившего с лекциями по всем Соединенным Штатам, провести семинар для руководителей высшего звена. Я подумал, что эти лекции чего-то стоят, иначе его не приглашали бы так часто. Я предоставил ему информацию о группе и согласовал тему семинара. Он должен был провести занятие в четверг для президентов и вице-президентов, а в пятницу — для менеджеров среднего звена.

В итоге, я не знал, куда спрятаться от стыда: в основном он читал материал с листа, ограничившись лишь теорией и философией управления GE. Менять что-либо в его программе было слишком поздно, да и вряд ли у меня бы это получилось. Его рейтинг и в первый, и во второй день составил 3,4 балла, а анкеты реакции участников оставляли желать лучшего.

В конце семинара он сказал: «Дон, я заметил, что вы попросили участников заполнить анкету реакции. Не могли бы вы направить мне копию итоговых результатов? Меня интересует все, что помогло бы улучшить лекции. Кстати, Дон, я знаю, что вы координируете многие программы. Не могли бы вы прислать мне письмо с предложениями по улучшению моих презентаций?»

Поймав его на слове, я написал ему очень тактичное письмо со следующими рекомендациями.

  • Не читайте так много с листа и поддерживайте зрительный контакт с аудиторией.
  • Приводите больше практических примеров из опыта GE и других компаний.
  • Вовлекайте участников в обсуждение, задавая им вопросы, предлагая интересные темы для размышления или поощряя их задавать вопросы.
  • Подготовьте тезисы своего выступления для участников тренинга, чтобы им не пришлось много записывать, и раздайте им копии до начала семинара (любой координатор тренингов с удовольствием их распечатает).

Это было в 1979 году, а я все еще жду от него письма с благодарностью. До меня дошли слухи, что он счел мое письмо «злобным» и решил больше никогда не участвовать в тренингах Университета Висконсина. В этом он действительно прав! Я уж точно никогда больше не приглашу его. Итак, нанимая внешних консультантов или лекторов, обязательно убедитесь в их профессионализме. Лучше всего лично посетить их тренинги или выступления (большая часть моих консультаций и лекций стала следствием того, что организаторы обучающих программ видели предыдущие мои выступления). Если вы сами не можете послушать выступления консультанта, поинтересуйтесь мнением тех, кто бывал на его лекциях или семинарах, либо посмотрите их на DVD.

Многие сегодня прибегают к помощи узких специалистов, и это лучшее, что можно сделать, если у них есть должная квалификация и соответствующая подготовка. Но не надейтесь, что раз они специалисты в данной области, то смогут успешно провести семинар. Как правило, им полезно пройти тренинги тренеров, чтобы в дальнейшем эффективно преподавать.

Еще один совет. Приглашая лекторов или консультантов, вы как координатор тренингов должны проинформировать их об анкетах реакции и принятом у вас стандарте оценки, которому они должны соответствовать (надеемся, вы установили такой стандарт для своих тренингов). Возможно, они будут просить вас помочь им в подготовке занятия, чтобы соответствовать вашему стандарту или превзойти его. В этом случае их не будут шокировать анкеты реакции и информация об их соответствии стандарту.

Отрывок из книги «Четыре ступеньки к успешному тренингу», Дональд Л. Кирпатрик и Джеймс Д. Кирпатрик, М. — Эйч Ар Медиа, 2008


Для размещения отзывов необходимо

Узнавайте о новостях и обновлениях портала HRbazaar